СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Проект «Семья слов»" (проектно–исследовательская технология)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Проект «Семья слов»" (проектно–исследовательская технология)»

Технологическая карта урока русского языка

проектно–исследовательская технология

Дата:

20.11.2020 г

Учитель:

Котова Елена Анатольевна

Класс:

2 а

Предмет:

Русский язык

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач урок-исследование

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова )

Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Оборудование для учителя:

Оборудование для учащихся:  


Компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки, дерево успеха

учебник, деревья для проекта


Предметные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова, доказывать их значимость в слове. Проводить разбор слов по составу. Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Метапредметные

1.Регулятивные: осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах; уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе. Учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

2.Познавательные: пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. Выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: формировать ценностное отношение к русскому языку, учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. Осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

( метод стимулирования к обучению)

Желаю всем нам хорошего настроения на весь урок, продуктивно работать и узнать много нового.

-Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
- Что еще нам пригодится на уроке?

-Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..


2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)




2.1.Самоопределение к деятельности.

- разгадайте ребус 7Я

-Что для вас семья?

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- Где еще встречается понятие семья?

- А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?

- Откройте учебник, прочитайте тему урока. Определите, что вы будете сегодня делать?

Предположите, какой будет урок?

(Подводящий к теме диалог)

-Почему вам предложили именно такой проект?


- На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме?

(Возникшие вопросы оформляются на доске.


Составим план работы на уроке (Фиксация на доске)

Желаю вам хорошо поработать на уроке!

-Семья

Ответы детей. Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье человек.


волчья стая, улей пчел, муравейник




Открывают учебник, читают:

Наши проекты. Семья слов.

Будем работать над проектом Семья слов. Интересный, необычный, познавательный.


Мы закончили раздел «Состав слова, родственные слова.


- Что такое родственные слова?

-Как находить родственные слова?

-Что объединяет родственные слова?

-Почему они так называются?


  1. Подготовка к проекту.

  2. Создание проекта.

  3. Защита проекта.

  4. Оценка проекта.

2.2.Повторение и систематизация знаний

Прочитайте текст:

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.


- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Какие же слова называются родственными?


-Оцените результат своей работы.


Послушайте сказку:

Здравствуй, я корень, а ты кто?

– Я тоже корень.

– Я в земле живу. А ты где живешь?

– А я в словах живу.

– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

– Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!


-Как вы думаете, кто прав в данном споре?

-Кто догадался, почему мы с вами начали разговор о семье и о корне?


Итак, темой нашего урока является проект «Семья слов»


Изучите задание №1 на стр 101.

Коллективная работа

- Сколько слов можно образовать от одного корня?

-Можно ли эти слова назвать семьей?

Поработаем парами. Каждой паре досталось одно слово. Надо соотнести схемы со словами.

Выполняем задание №3

- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

- С чего начинаем разбор слова по составу?

Найдем слова, которые подходят к данным схемам.

Лесной, лесок, лесище, лесистый


перелесок


лес

лесовод


Работа в парах. Проверка у доски.

- Что делать, если вы не знаете значение слова?







Высказывания детей.


Имеющие общий корень и одно лексическое значение.




































Дети анализируют задание


- Много. Для каждого слова свое количество.

Рассматривают рисунок, читают внимательно слова.

- Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.




С корня

Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания.













Предположения детей.


Обращаемся к толковому словарю


Физминутка

Музыкальная физминутка

Учащиеся выполняют физминутку под музыку.

3.Создание продукта проектной деятельности

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком?

- Почему гости не сразу заметили чужака?

- Почему же слово водитель не родственное?

Найдите и подчеркните родственные слова.


- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект?

- Что вам надо для проекта?

- Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок?

Групповая работа (у каждой группы свое задание)

-Вспомните правила работы в группах.

-Чтобы узнать, с каким корнем вы будете составлять «свою семью», отгадайте ребус.

- На ваших столах лежат листы с нарисованными деревьями, а рядом лежат листочки.

Каждая группа запишет слова на листочках и прикрепит их к дереву.


( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы)

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности.

Дети выбирают форму работы, составляют семью родственных слов. Приводят примеры.( Снег, море, зима, весна, осень, вода, сад, зерно)

Вспоминают изученные орфограммы, пользуются орфографическим словарем.








Водитель

В слове есть общая часть


Имеет другое лексическое значение






Толковые и орфографические словари, дополнительная литература…


Пользоваться словарем. Помнить, что корень в родственных словах всегда пишется одинаково.



Называют правила работы в группе






Разгадывают ребус и выполняют задания

4.Защита проекта

-Кто справился с проектом?

- Кто уже готов защитить свой проект?

- Как можно еще доработать проект?

(методы контроля и самоконтроля)

Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту, каждому участнику своей группы и проектам одноклассников.

5.Итог урока. Рефлексия.






- Подведём итог урока:

- Что мы делали на уроке?


Продолжите предложения:

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Мне понравилось…

- Готовились к проекту.

- Создавали проект.

- Защищали проект.

- Оценивали проект.


6.Домашнее задание

Доделайте проекты. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами.


Записывают домашнее задание.

7. Дерево успеха

На доске большое дерево, но оно без листочков. Давайте украсим его. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Оцениваете свою работу и работу своей группы.

Зеленый листочек – было легко и все получилось

Желтый – не все получилось сразу

Красный – есть над чем поработать.




























Маршрутный лист урока русского языка во 2а классе

«Состав слова»

Этапы

Прохождение маршрута

Количество правильных ответов

  1. Теоретический



Макс количество баллов

Мои баллы

Умение дать определение значению слова семья. Дать характеристику своей семьи. Определить тему и цели урока. Дать определение однокоренным словам.

2


  1. Практическая

Разбор слов по составу. Умение соотнести схемы со словами. Выполнять проверку.

2


Умение  находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

2


  1. Контрольная

Решить задачу:







Найдите лишнее слово

1.Летчик, пилот, летать, перелетать

2.Лесник, лесной, лестница, лесовичок

3.Гора, гористый, городок, горочка

2


  1. Представление проекта

Мое участие в проекте.

2


Итого


10






Перевод баллов в оценку

От 0 до 3 - необходимо повторить теоретический материал по теме

От 4 до 6 – оценка «3»

От 7 до 8 – оценка «4»

От 9 до 10 – оценка «5»



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!