1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. ( метод стимулирования к обучению) Желаю всем нам хорошего настроения на весь урок, продуктивно работать и узнать много нового. -Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал. - Что еще нам пригодится на уроке? -Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум….. |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) 2.1.Самоопределение к деятельности. | - разгадайте ребус 7Я -Что для вас семья? -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? - Где еще встречается понятие семья? - А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? - Откройте учебник, прочитайте тему урока. Определите, что вы будете сегодня делать? Предположите, какой будет урок? (Подводящий к теме диалог) -Почему вам предложили именно такой проект? - На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме? (Возникшие вопросы оформляются на доске. Составим план работы на уроке (Фиксация на доске) Желаю вам хорошо поработать на уроке! | -Семья Ответы детей. Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье человек. волчья стая, улей пчел, муравейник Открывают учебник, читают: Наши проекты. Семья слов. Будем работать над проектом Семья слов. Интересный, необычный, познавательный. Мы закончили раздел «Состав слова, родственные слова. - Что такое родственные слова? -Как находить родственные слова? -Что объединяет родственные слова? -Почему они так называются? Подготовка к проекту. Создание проекта. Защита проекта. Оценка проекта. |
2.2.Повторение и систематизация знаний | Прочитайте текст: - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? - А я ваша тётка – гусеница. - Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему? - Какие же слова называются родственными? -Оцените результат своей работы. Послушайте сказку: Здравствуй, я корень, а ты кто? – Я тоже корень. – Я в земле живу. А ты где живешь? – А я в словах живу. – Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет? – Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. – Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть! – А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя! -Как вы думаете, кто прав в данном споре? -Кто догадался, почему мы с вами начали разговор о семье и о корне? Итак, темой нашего урока является проект «Семья слов» Изучите задание №1 на стр 101. Коллективная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня? -Можно ли эти слова назвать семьей? Поработаем парами. Каждой паре досталось одно слово. Надо соотнести схемы со словами. Выполняем задание №3 - Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? - С чего начинаем разбор слова по составу? Найдем слова, которые подходят к данным схемам. Лесной, лесок, лесище, лесистый перелесок лес лесовод Работа в парах. Проверка у доски. - Что делать, если вы не знаете значение слова? | Высказывания детей. Имеющие общий корень и одно лексическое значение. Дети анализируют задание - Много. Для каждого слова свое количество. Рассматривают рисунок, читают внимательно слова. - Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению. С корня Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Предположения детей. Обращаемся к толковому словарю |
3.Создание продукта проектной деятельности | Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Кто же оказался чужаком? - Почему гости не сразу заметили чужака? - Почему же слово водитель не родственное? Найдите и подчеркните родственные слова. - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? - Что вам надо для проекта? - Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? Групповая работа (у каждой группы свое задание) -Вспомните правила работы в группах. -Чтобы узнать, с каким корнем вы будете составлять «свою семью», отгадайте ребус. - На ваших столах лежат листы с нарисованными деревьями, а рядом лежат листочки. Каждая группа запишет слова на листочках и прикрепит их к дереву. ( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы) | Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности. Дети выбирают форму работы, составляют семью родственных слов. Приводят примеры.( Снег, море, зима, весна, осень, вода, сад, зерно) Вспоминают изученные орфограммы, пользуются орфографическим словарем. Водитель В слове есть общая часть Имеет другое лексическое значение Толковые и орфографические словари, дополнительная литература… Пользоваться словарем. Помнить, что корень в родственных словах всегда пишется одинаково. Называют правила работы в группе Разгадывают ребус и выполняют задания |