СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Написание безударных личных окончаний глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта с подробным конспектом урока по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Написание безударных личных окончаний глаголов"»

Технологическая карта урока по русскому языку.

Тема: Написание безударных личных окончаний глаголов.

УМК «Гармония», Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., IV класс


Учитель: Батаева С.А.



Цель урока: формирование умения безошибочного написания безударных окончаний глагола;

систематизировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока

  • Развитие умений определять спряжение глаголов, обобщить материал.

  • Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

  • Развивать умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету при организации учебного процесса.

  • Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.

Методы обучения:

репродуктивный ( списывание с доски по образцу)

объяснительно-иллюстративный ( беседа, самостоятельная работа)

частично-поисковый ( беседа с выводом)

проблемный

исследовательский (работа по поиску информации)


Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, беседа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Структура урока (этапы): актуализация знаний, применение полученных знаний, рефлексия.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

- применять приобретенные знания в повседневной жизни;

- спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

- орфоэпически правильно произносить слова;

- соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает;

- правильно писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов;

- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.


Личностные:

Будут созданы условия для формирования у ученика:

- осознания личной заинтересованности в получении знаний и выполнении заданий по русскому языку;

- формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

- внутренней позиции на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель и учебную задачу деятельности на уроке с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками ;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

–осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Основные понятия: неопределенная и личная формы глагола, спряжение глаголов, безударные личные окончания глаголов.

Ресурсы:

  • учебник М.С.Соловейчик «Русский язык»

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;

  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды и приемы

Функциональной

грамотности

  1. Организац. Момент

1 мин

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. Приступим к активной деятельности.


записывают




  1. Подготовка детей к активной деятельности.


1 мин

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

 - Что мы знаем о глаголе?










-в стихотворении говорится о глаголе.


- ответы детей (обозначают действия, изменяются, отвечают на вопросы)

Компоненты

языковой ФГ

готовность извлекать

информацию

стремление к совер-

шенствованию

собственной

языковой культуры


Актуализация опорных знаний.

4 мин
































- Проведем блиц-опрос и составим КЛАСТЕР по теме «Глагол»

(СЛАЙД 2)

1. Глагол - ….(какая часть речи?)

2. Что обозначает глагол? (действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

Какая форма глагола отвечает на два этих вопроса? (неопределенная форма, начальная форма, инфинитив)

4. Как изменяется глагол? (по временам и числам)

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по …. (родам – м.р., ж.р., ср.р.)

6. Как называются окончания глаголов прошедшего времени? (родовые)

7. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по ….(лицам – 1, 2, 3 л.)

8. Изменение глаголов по лицам и числам называется ….(спряжением)

9. Что вы знаете о спряжении глаголов? ( I спр. и II спр.)

10. Глаголы I спряжения имеют в окончании…( -е, _ут (ют)

11. Глаголы II спряжения….(-и, -ат, (ят)

( глаголы – исключения : брить, стелить, смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть)



А знаете ли вы, что есть глаголы, которые не относятся ни к 1, ни ко 2 спр. Это разноспрягаемые глаголы.

- Почему так называются?


- дети отвечают на вопросы, выстраивая КЛАСТЕР


1. ….(какая часть речи?)

2. (действие предмета)


3. (что делать? что сделать?) (неопределенная форма, начальная форма, инфинитив)



4. (по временам и числам)


5. (родам – м.р., ж.р., ср.р.)


6. (родовые)


7. ….(лицам – 1, 2, 3 л.)


8. ….(спряжением)


9. ( I спр. и II спр.)


10. …( -е, _ут (ют)


11. ….(-и, -ат, (ят)

( глаголы – исключения : брить, стелить, смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть)





( бежать, хотеть, дать)



в личных окончаниях этих глаголов есть окончания и 1 спр., и 2 спр.



Вид ФГ:

Информационная

грамотность

( умение находить

необходимую

информацию,

перерабатывать ,

систематизироватьее)


Коммуникативная

грамотность

(умение слушать и

вступать в диалог)


Прием:

«Шаг за шагом»




















Прием « Удивляй»

Этап выявления места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности


7 мин














Формулирование темы урока и учебных задач.

- Для чего надо уметь определять спряжения?

Выполняем упражнение 453

Прочитайте слова на слайде.

(СЛАЙД 3)

Потерп.м , подгон.м, потуш.м, посе.м, задерж.м, закрас.м, поверт.м, постав.м.





- Какое задание можно предложить?

- Прочитайте слова, что можете о них сказать?

- Какой глагол лишний, почему?

- Как вы рассуждали?

- На какие две группы можно разделить оставшиеся слова?

- Запишите слова в два столбика по названному признаку, выделите окончания, укажите спряжение.



- Какая трудность возникает при написании глаголов из упражнения 453?




- Определите тему урока



- Тема новая или мы с ней знакомы?

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?


правильно писать окончания












- глаголы б.в., мн.ч., 1 л.

- посеем – 1 спр.

1. поставили в н.ф.

2. определили спряжение

- глаголы-исключения и глаголы не исключения

Работа в тетрадях.

потерпим потушим

подгоним

задержим закрасим

повертим поставим



- выбор буквы в безударном личном окончании




- Правописание безударных личных окончаний

-систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов,

- отработать навык правописания


Вид ФГ:

Деятельностная

грамотность

( умение словесно

формулировать

цель деятельности)

Прием:

«Отсроченная

отгадка»



Проблемный

вопрос
















Вид ФГ:

Деятельностная

грамотность

( умение словесо

формулировать

цель)

Применение полученных знаний

Построение и реализация проекта выхода из затруднения


5 мин



(групповая работа)

- Тема есть, задачи поставлены. Давайте еще раз вспомним, как определить выбор буквы в безударном личном окончании глагола?

Для этого составим алгоритм действий при определении спряжения и выбора буквы в безударных окончаниях глаголов.

- А что такое – алгоритм? Где можно уточнить ?

Работаем в группах.

А я буду наблюдать как вы:

• слушаете друг друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете возникшую проблему.

На столах лежат памятки, но порядок действий в них перепутан.

В перечне есть основные действия для верного написания безударного личного окончания, и действия – помощники. Выделите основные действия и пронумеруйте их.


СЛАЙД 4


Реши, на что оканчивается неопределенная форма.


Узнай, это глагол –исключение или нет?


Поставь глагол в неопределенную форму


Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени


Определи спряжение


Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке – вопрос к неопределенной форме


Выясни лицо и число глагола

6

Напиши нужное окончание


Коллективная проверка.

- Ребята, не забудьте, что только глаголы с безударными личными окончаниями нужно ставить в неопределенную форму, в остальных случаях в этом нет необходимости.









последовательность действий , инструкция




группы высказывают свои умозаключения и доказывают правильность выбора порядка действий









(разъяснение по пунктам)

3

Реши, на что оканчивается неопределенная форма.

4

Узнай, это глагол –исключение или нет?

2

Поставь глагол в неопределенную форму


Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени

5

Определи спряжение

1

Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке – вопрос к неопределенной форме


Выясни лицо и число глагола

6

Напиши нужное окончание











Вид ФГ:

Коммуникативная

(умение строить

в группе

социальные

отношения)




Вид ФГ:

Читательская грамотность

( умение извлекать

информацию)


Вид ФГ:

Информационная

грамотность

( умение находить

необходимую

информацию)



Прием:

«Своя опора»

Физкультминутка

2 мин

Если глагол 1 спр. – поднимаем руки вверх, Если глагол 2 спр. – руки в стороны.

Гонит, гладит, греет, терпит, кушает, сеет, верит, роет, видит,

Лечит, стонет.





-выполняют действия






Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8 мин

Ну что же, давайте попробуем применить алгоритм на деле.


1 Коллективная работа.

Славно ласточка щебечет,

Ловко крыльями стрижет.

Всем ветрам она перечит,

Но и силы бережет.

Реет верхом, реет низом,

Догоняет комара.

И в избушке под карнизом

Отдыхает до утра.


- Кто увидит в тексте все слова с орфограммой по теме урока?

- Почему глаголы «стрижет и бережет», вы не назвали?

- Выпишите глаголы с ошибкоопасными местами в безударных окончаниях. Докажите, что окончания верно написаны.

Как доказать?

Как будем действовать?

Давайте усложним задачу и запишем глаголы в форме 3 л. мн.ч.




ВЫВОД :

Какую задачу решали, выполняя задание?

Как действовали?






1 Коллективная работа.









щебечет, перечит, реет, догоняет, отдыхает (5)

- в этих глаголах нет ошибкоопасных мест в окончаниях глаголов)





По алгоритму

Щебечет -1 спр. –щебечут

Перечит -2 спр. – перечат

Реет – 1спр. – реют

Догоняет – 1 спр.- догоняют

Отдыхает -1 спр.- отдыхают


Компоненты языковой ФГ

(готовность

применять знания

в зависимости от

поставленной задачи)

Прием:

«Шаг за шаг







Вид ФГ:

общая грамотность
(отвечать на вопрос

не испытывая

затруднений в построении

фраз)



Прием

«Ошибкоопасное

место»








Компоненты

языковой ФГ

(обобщение и закрепление

полученных

знаний)

Прием «Шаг за

шагом»

Применение полученных знаний ( работа в паре)

5 мин

2. Работа в парах.

Карточка

В каждой строке «Найди лишнее» слово и выпиши в тетрадь, выделяя окончания, указывая спряжение.

Один работает у доски.

1. Пиш.м, вяж.м, стира.м, друж.м.

2. Стро.м, кле.м, отвеча.м, говор.м.

3. Пролета.м, слыш.м, исчеза.м, ожива.м.

4. Гон.м, люб.м, смотр.м, лета.м

5. Брить, строить, ненавидеть, слышать.



Вывод.

Самостоятельная работа





Проверяем по СЛАЙДу 5


Дружим – 2 спр.

Отвечаем- 1 спр.

Слышим- 2 спр.

Летаем – 1 спр.

Брить- 1 спр.

-проверяют свою работу.


Вид ФГ:

Коммуникативная

(умение строить

в группе

социальные

отношения. Умение

слушать и вступать

в диалог)


Прием :

«Лови ошибку»


Вид ФГ:

общая грамотность
(отвечать на вопрос

не испытывая

затруднений в построении

фраз)

Компоненты

Читательской ФГ

(анализ и обощение

полученной информации)

Прием

«шаг за

шагом»

Этап включения материала в систему знаний и повторения (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

6 мин

Самотоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовы ли вы самостоятельно применить полученные знания?

Предлагаю вам задания различной сложности.

Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задания на желтых карточках.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания. укажи спряжение.

Встреча.шь, пригрева.т , поблескива.т, оседа.т, превраща.тся.



Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках.


Найди и исправь ошибки в личных окончаниях глаголов.

Весна! Ее встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам снег. А днем он постепенно оседаит. С крыш бежит капель. Ночью она превращаится в красивые ледяные сосульки

- Сколько ошибок? (5)



Проверяем по СЛАЙДУ 6













Весна! Ее встречаЕшь с большой радостью. Солнце пригреваЕт сильнее. Весело поблескиваЕт по утрам снег. А днем он постепенно оседаЕт. С крыш бежит капель. Ночью она превращаЕтся в красивые ледяные сосульки


ВЫВОД. Как рассуждали?


Вид ФГ:

общая грамотность
(отвечать на вопрос

не испытывая

затруднений в построении

фраз)




Вид ФГ:

читательская

грамотность






Прием:

«Лови ошибку»





Прием

«Шаг за

шагом»

Развитие речи

О чем идет речь в тексте? Тип текста?

Какие еще типы известны?

Я предлагаю вам немного

порассуждать на тему

Как вы относитесь к весне.

Напишите 2-3 предложения со своими рассуждениями.


описание


рассуждение и повествование



Вид ФГ:

Общая

грамотность

(написание сочинений)

Рефлексия

учебной деятельности на уроке.

1 мин















Домашнее

задание

Итак, мы с вами в начале урока ставили задачу- систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов, отработать навык правописания.


Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберете для себя одну из строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме и на полях в тетради поставьте соответствующий знак.

СЛАЙД 7

Урок полезен, все понятно ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ( ! ? )

Еще придется потрудиться.( ? )

Да, трудно все- таки учиться! (…..)

Д.з.: упр.456

Ответы учащихся

Вид ФГ:

Деятельностная

грамотность

( умение осуществлять

самооценку и

самоконтроль)

Компоненты

языковой ФГ

( личная оценка

усвоенного

материала,

осмысление

процесса достижения

собственной цели)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!