СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Глагол как часть речи " к УМК под ред. Л.М. Рыбченковой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи" с использованием интерактивных методов обучения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Глагол как часть речи " к УМК под ред. Л.М. Рыбченковой»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Глагол как часть речи " к УМК под ред. Л.М. Рыбченковой

Выполнила: Антошина Людмила Валентиновна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Дроновская СОШ им.И.К.Хахерина

Карачевского района


1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5

3. Авторы УМК: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.,6-е издание – М: Просвещение, 2015год

4. Тема урока: "Глагол как часть речи"

5. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

6. Цель урока: расширить и углубить знания обучающихся по теме " Глагол как часть речи "

7. Задачи урока:

образовательные: углубление знаний о глаголе; повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач; знакомство со значением и морфологическими признаками глагола как части речи.

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное, умение доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения, умение находить глаголы в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, формировать правильное отношение к слову.

8. Планируемые результаты:

предметные:

знать: характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли;

уметь: рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола;

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные:

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализ языковых явлений на метапредметном уровне. 9. 9.Основные понятия темы: самостоятельные части речи, служебные части речи, глагол, морфологические признаки части речи.

10. Межпредметные связи: литература, биология.

11.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода; использование мультимедийной обучающей презентации; использование интерактивных методов обучения.

12. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный


Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

2.

Актуализация опорных знаний

Цель:

- воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях.

1. Орфографический практикум. Даёт словарный диктант на повторение.

Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания, благодарю, благодарность, приветствие, вежливость.


Раздаёт карточки, использует приём «Незаконченные предложения»

*Продолжите предложения.

«В русском языке частей речи…»

«Самостоятельные части речи – это…»

«Служебных частей речи…»

«Существует одна особая часть речи – это…»

«Наречие – часть речи, которая не…»

«Наречие отвечает на вопросы…»

«В древние времена считалось, что наречие связано с частью речи…»

Записывают слова, обозначают известные орфограммы.





Отвечают на вопросы.

Строят понятные для всех высказывания.











Познавательные: Выполняют учебно-познавательных действий в письменной форме.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.


Цель: подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала; постановка цели и задач учебной деятельности.

Приём «Эпиграф» или «Угадай тему урока»

Слайд 1. Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт. (В. Кондрашов)

Беседа по вопросам: 1.О какой части речи говорится в стихотворении?

2.Как найти в тексте глагол?

3.Запишите последние четыре строчки стихотворения.

Найдите в них глаголы.

4.Как вы узнали глаголы?

Учитель: А теперь давайте вместе сформулируем тему урока и запишем её в тетради.

(Глагол как часть речи)

Слайд 2.

Постановка целей и задач урока

Учитель: Глагол – знакомая вам часть речи. Но сведений о ней гораздо больше, чем вам известно. Давайте познакомимся с глаголом поближе!

(Дети формулируют цели и задачи урока, учитель корректирует их ответы)

Слайд 3.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.








Отвечают на вопросы.







Называют тему урока, записывают в тетрадь.








Формулируют цели и задачи урока.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия.

Коммуникативные: Умеют оформлять свои мысли в устной форме.














4.

Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.


Цель: воспроизвести ранее изученное, развитие умения решать учебно-познавательные задачи

1. «Лингвистические игры». Задания на странице 52 учебника.

Слово учителя

- Глагол - это часть речи, без которой нельзя представить наш русский язык. Слайд 4.

-Ребята, скажите, на какие вопросы отвечает глагол?

Ответы детей.

-Именно глагол даёт нам возможность вспомнить прошлое и представить будущее, так как отвечает за время. Некоторые виды животных (метапредметная связь) тоже имеют возможность передавать информацию. Например, мы знаем, что у ворон есть язык, но рассказать о том, что было вчера, неделю назад или будет завтра, они не могут (слайд 5). Им не хватает определённых единиц речи. Люди же, общающиеся на русском языке делают это с помощью глаголов, которые изменяются по временам.


Слайд 6.


А сейчас, ребята, мы с вами в ходе изучения сведений о глаголе применим такой приём, как «Паучок». Откройте свои справочники и на середине листа напишите слово «глагол». Вокруг этого термина запишите то, что вы о нём уже знаете. (Дети записывают).

В процессе изучения материала наш «паучок» будет дополняться новыми знаниями, утверждениями.


Беседа по вопросам. (В ходе беседы дети работают с «паучком»).

-Сколько времён существует у глагола? Запишите их.

-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Будущего? Прошедшего?

-В каком времени стоят глаголы в стихотворении В.Кондрашова?

Слайд 9.

Прочитать правила в учебнике на странице 53 §49 (слайд 10).

Отвечают на вопросы, выполняют задания учебника.

Строят понятные для всех высказывания.




















Дети работают в справочниках над приёмом «Паучок».











Отвечают на вопросы.







Читают правило в учебнике

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; анализируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения.


Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
















Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.



Раз – присядка, два – присядка –

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Выполняют упражнения



5.

Применений знаний и умений в новой ситуации. Тренировочные упражнения.


Цель:

закрепить полученные знания


























1) Употребление глагола в речи – упр. 371 учебника.


2) Распределительный диктант. Запишите в один столбик наречия, а в другой – глаголы. Красиво, красовался, бегло, побегу, смеёмся, смешно, горячилась, горячо.

Обозначьте время глагола.


3) « Минутка логики».


Мчался Аккуратно

Мечтаешь Стрелой

Пишут Вверх

Засмотрелся Пламенно


Соедините стрелочками слова по смыслу.

Поставьте вопросы от к глаголов к наречиям.

Слайд 11.


Слайд 12.


Слово учителя

-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

Если прилагательное описывает предмет, отвечая на вопрос «какой?», то глагол, как мы уже знаем, замечательно справляется с описанием движения. Вот послушайте небольшой отрывок из текста. «Ромашка мерцает, задумалась, ждёт и верит. И куст рябины…Куст огненно пылает при дороге, он тоже вскинулся и весь наполнен движением, движением не вдаль, а ввысь. (По Ю.Куранову.)

-Скажите, ребята, с помощью какой части речи описаны цветок и куст рябины?

Какая часть речи «помогала» глаголу? (Наречие)


Объяснительный диктант

Венки изобрели древние греки. Любили венки и наши предки славяне. Девушки в венках водили хороводы в праздники, бросали их в воду, гадали о судьбе. Букеты цветов впервые появились во Франции. Теперь делают пышные букеты из самых разных цветов.

*Объясните орфограммы.

*Надпишите над глаголами часть речи.



Выполняют упражнения.











Составляют схему, одновременно слушают ответы одноклассников, оценивают их.








Работают с текстом.


Слушают учителя, отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.













Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, указывают глагол.


Познавательные: умение анализировать информацию; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать полученные знания и умения на практике.

Регулятивные: умение применять полученные знания на практике.












Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

6.

Рефлексия учебной деятельности.


Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.






Приём «Градусник». На градуснике 36,6 – это нормальная температура человека. Какова ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Всё поняли – получилось 36,6; не всё в порядке – температура ниже. Запишите вашу «температуру» на полях тетради.

(Можно использовать слайд 13).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, оценивают её, используя интерактивные приёмы.

Познавательные: умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

7.

Домашнее задание

( записано на доске).

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

1.Прочитать правило §49 и выполнить упражнения 370, 373.

2.Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке. (Работа со слайдом № 14)

Записывают ДЗ в дневники.


8.

Подведение итогов урока.


Цель: коррекция знаний

Учитель подводит итоги урока, выставляет детям отметки, обосновывая каждую из них. «На закуску» - при наличии времени.

Очень длинный глагол «перевоплощаться». Составьте, используя буквы этого глагола, все возможные слова разных частей речи.

Дети внимательно слушают учителя. Работа со словом. Составляют новые слова.






Коммуникативные: умение оценивать свои действия и действия одноклассников.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!