способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализ языковых явлений на метапредметном уровне. 9. 9.Основные понятия темы: самостоятельные части речи, служебные части речи, глагол, морфологические признаки части речи.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: действие смыслообразования |
2. | Актуализация опорных знаний Цель: - воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях. | 1. Орфографический практикум. Даёт словарный диктант на повторение. Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания, благодарю, благодарность, приветствие, вежливость. Раздаёт карточки, использует приём «Незаконченные предложения» *Продолжите предложения. «В русском языке частей речи…» «Самостоятельные части речи – это…» «Служебных частей речи…» «Существует одна особая часть речи – это…» «Наречие – часть речи, которая не…» «Наречие отвечает на вопросы…» «В древние времена считалось, что наречие связано с частью речи…» | Записывают слова, обозначают известные орфограммы. Отвечают на вопросы. Строят понятные для всех высказывания. | Познавательные: Выполняют учебно-познавательных действий в письменной форме. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. | Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. Цель: подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала; постановка цели и задач учебной деятельности. | Приём «Эпиграф» или «Угадай тему урока» Слайд 1. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. (В. Кондрашов) Беседа по вопросам: 1.О какой части речи говорится в стихотворении? 2.Как найти в тексте глагол? 3.Запишите последние четыре строчки стихотворения. Найдите в них глаголы. 4.Как вы узнали глаголы? Учитель: А теперь давайте вместе сформулируем тему урока и запишем её в тетради. (Глагол как часть речи) Слайд 2. Постановка целей и задач урока Учитель: Глагол – знакомая вам часть речи. Но сведений о ней гораздо больше, чем вам известно. Давайте познакомимся с глаголом поближе! (Дети формулируют цели и задачи урока, учитель корректирует их ответы) Слайд 3. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Называют тему урока, записывают в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия. Коммуникативные: Умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
4. | Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний. Цель: воспроизвести ранее изученное, развитие умения решать учебно-познавательные задачи | 1. «Лингвистические игры». Задания на странице 52 учебника. Слово учителя - Глагол - это часть речи, без которой нельзя представить наш русский язык. Слайд 4. -Ребята, скажите, на какие вопросы отвечает глагол? Ответы детей. -Именно глагол даёт нам возможность вспомнить прошлое и представить будущее, так как отвечает за время. Некоторые виды животных (метапредметная связь) тоже имеют возможность передавать информацию. Например, мы знаем, что у ворон есть язык, но рассказать о том, что было вчера, неделю назад или будет завтра, они не могут (слайд 5). Им не хватает определённых единиц речи. Люди же, общающиеся на русском языке делают это с помощью глаголов, которые изменяются по временам. Слайд 6. А сейчас, ребята, мы с вами в ходе изучения сведений о глаголе применим такой приём, как «Паучок». Откройте свои справочники и на середине листа напишите слово «глагол». Вокруг этого термина запишите то, что вы о нём уже знаете. (Дети записывают). В процессе изучения материала наш «паучок» будет дополняться новыми знаниями, утверждениями. Беседа по вопросам. (В ходе беседы дети работают с «паучком»). -Сколько времён существует у глагола? Запишите их. -На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Будущего? Прошедшего? -В каком времени стоят глаголы в стихотворении В.Кондрашова? Слайд 9. Прочитать правила в учебнике на странице 53 §49 (слайд 10). | Отвечают на вопросы, выполняют задания учебника. Строят понятные для всех высказывания. Дети работают в справочниках над приёмом «Паучок». Отвечают на вопросы. Читают правило в учебнике | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; анализируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
| Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. | Раз – присядка, два – присядка – Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, Любят долго потянуться. Обязательно зевнуть Ну и хвостиком вильнуть. А волчата – спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, обе вместе, Долго топчется на месте. А кому зарядки мало – Начинаем все сначала. | Выполняют упражнения | |
5. | Применений знаний и умений в новой ситуации. Тренировочные упражнения. Цель: закрепить полученные знания | 1) Употребление глагола в речи – упр. 371 учебника. 2) Распределительный диктант. Запишите в один столбик наречия, а в другой – глаголы. Красиво, красовался, бегло, побегу, смеёмся, смешно, горячилась, горячо. Обозначьте время глагола. 3) « Минутка логики». Мчался Аккуратно Мечтаешь Стрелой Пишут Вверх Засмотрелся Пламенно Соедините стрелочками слова по смыслу. Поставьте вопросы от к глаголов к наречиям. Слайд 11. Слайд 12. Слово учителя -Давайте вспомним, что такое имя прилагательное. Если прилагательное описывает предмет, отвечая на вопрос «какой?», то глагол, как мы уже знаем, замечательно справляется с описанием движения. Вот послушайте небольшой отрывок из текста. «Ромашка мерцает, задумалась, ждёт и верит. И куст рябины…Куст огненно пылает при дороге, он тоже вскинулся и весь наполнен движением, движением не вдаль, а ввысь. (По Ю.Куранову.) -Скажите, ребята, с помощью какой части речи описаны цветок и куст рябины? Какая часть речи «помогала» глаголу? (Наречие) Объяснительный диктант Венки изобрели древние греки. Любили венки и наши предки славяне. Девушки в венках водили хороводы в праздники, бросали их в воду, гадали о судьбе. Букеты цветов впервые появились во Франции. Теперь делают пышные букеты из самых разных цветов. *Объясните орфограммы. *Надпишите над глаголами часть речи. | Выполняют упражнения. Составляют схему, одновременно слушают ответы одноклассников, оценивают их. Работают с текстом. Слушают учителя, отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы. Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, указывают глагол. | Познавательные: умение анализировать информацию; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать полученные знания и умения на практике. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
6. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Приём «Градусник». На градуснике 36,6 – это нормальная температура человека. Какова ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Всё поняли – получилось 36,6; не всё в порядке – температура ниже. Запишите вашу «температуру» на полях тетради. (Можно использовать слайд 13). | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, оценивают её, используя интерактивные приёмы. | Познавательные: умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
7. | Домашнее задание ( записано на доске). | Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности): 1.Прочитать правило §49 и выполнить упражнения 370, 373. 2.Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке. (Работа со слайдом № 14) | Записывают ДЗ в дневники. | |
8. | Подведение итогов урока. Цель: коррекция знаний | Учитель подводит итоги урока, выставляет детям отметки, обосновывая каждую из них. «На закуску» - при наличии времени. Очень длинный глагол «перевоплощаться». Составьте, используя буквы этого глагола, все возможные слова разных частей речи. | Дети внимательно слушают учителя. Работа со словом. Составляют новые слова. | Коммуникативные: умение оценивать свои действия и действия одноклассников. |
| | | | |