образовательная: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться находить в тексте иноязычные слова, пользоваться словарем,
воспитательная : воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе ;
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем
-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
-предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;
-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;
- коммуникативные :уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
-основные Русский язык .6 класс. Ладыженская Т.А. и др.
-дополнительные : Школьный словарь иностранных слов ( авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая.)
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент ( 1-2 мин) Цель: организация направленного внимания на начало урока , проверка рабочих мест, создание положительного настроя учащихся на урок | Готовятся к восприятию информации | Создание атмосферы сотрудничества | (Слайд 1) | Личностные УУД ( положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения , сотрудничество с учителем и учениками) |
Актуализация знаний ( 4-5 мин) Цель: повторить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне | Записывают число, выполняют Лексический терминологический диктант | Диктует лексическое значение слов, просит записать их термины) Организует опрос учащихся | 1) Все слова языка (лексика); 2) словарный запас одного человека (лексикон); 3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы); 4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы); 5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы); 6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы). (Слайд 2) Прочитайте эпиграф к уроку : «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга» В.Г.Белинский Как вы понимаете слова Белинского?. Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Познавательные УУД ( умение систематизировать материал, полученный на других уроках) Коммуникативные УУД( уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли) |
Постановка учебной задачи ( 4-5 мин) Цель: подвести детей к самостоятельной постановке образовательной цели. Открытие нового знания ( 7-8 мин.) | Формулируют тему , цели урока, записывают тему в тетрадь Чтение §25 ( стр. 67-68 ), отвечают на вопросы учителя | Помогает учащимся сформулировать тему и цели Организует самостоятельную работу Сообщает учащимся, что в русском языке , по подсчетам ученых, приблизительно 10% иностранных слов . Исследует с обучающимися исконно русское слово «Благовоние» Объясняет причины заимствования слов: Неязыковые: возникновение политически, культурных и торговых связей между странами; развитие науки и техники; использование заимствованных слов – это престижно и звучит красиво. Языковые: потребность в наименовании предметов; необходимость в разграничении близких, но все же различающих понятий; необходимость в более точном определении предмета. Знакомит с учащихся с другими заимствованными словами Показывает, как изменяются заимствованные слова в русском языке Заимствованные слова имеют свои признаки. Так, если слово начинается с а, ф, ц, э или имеет приставку дез- или оканчивается на –ция , то это слово заимствованное. Сочетания шт, хт, кс(пс),мп(вп) также говорят нам о том, что слово пришло из другого языка. Знакомит обучающихся с этимологическим словарем Проводит опрос обучающихся | (Слайд 3) (Слайд 4) (Слайд 5) (Слайд 6) (Слайд 7) (Слайд 8,9) (Слайд 10) (Слайд 11) Какие слова называются заимствованными? Какими путями приходят в язык заимствованные слова? Из какого словаря можно узнать о происхождении слов? | Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли) Познавательные УУД (систематизировать материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию) Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли) |
Физкультминутка (2 мин ) | Выполняют упражнения | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | |
Первичное закрепление ( 4-5 мин) Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Выполняют у доски упр 122 | Дает задание учащимся Организует проверку | (Слайд 12) Выпишите из толкового словаря 3-4 заимствованных слова и составьте с ними сложные предложения | Предметные УУД ( знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов) |
Самостоятельная работа ( 4-5 мин) Цель: закрепление полученных знаний | Самостоятельно выполняют задание с доски | Организует работу Организует проверку | (Слайд 13) Замените данные русские наименования заимствованными. Придумайте с ними предложения. | Метапредметные (уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем) |
Включение новых знаний в систему знаний ( 7-8 мин ) Цель: помочь учащимся воспользоваться новыми знаниями | Заменяют иноязычные слова синонимами исконно русского происхождения Устно отвечают на вопросы и составляют предложения со словами из упр. 125 Участвуют в диалоге Читают высказывание В.Г.Белинского: « Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания ,противна здравому смыслу и здравому вкусу» Приходят к выводу разумном использовании иноязычных слов в речи . | Организует проверку Задает учащимся вопросы, приглашает к диалогу Читает отрывки из текста | (Слайд 14) Прочитайте предложения. Попробуйте заменить иноязычные слова синонимами исконно русского происхождения. Какой вариант текста вам больше нравится? Почему? А как же мы используем иноязычные слова? Послушайте , что пишет в книге « Слово о словах» Л.Успенский: «Утром, за завтраком, вы можете, сами того не подозревая , говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слова арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на «древнеиндийский язык» , ибо слово сахар- индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай. Вы начинаете говорить по- китайски: ча- так испокон веков называется в Северном Китае и чайное деревце, и напиток, полученный из него. « Хочу какао или шоколада!» Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далекой Мексики…» Слова, данные на экране, прочно вошли в русский язык? Воспринимаем ли мы их как чуждые, иноязычные? Почему? | Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли) Предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте Коммуникативные УУД :слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
Рефлексия деятельности Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности | Отвечают на вопросы | Задает вопросы: Над какой темой сегодня работали? Что вызвало интерес? Что показалось трудным? Где могут пригодиться полученные сегодня знания? Что вам показалось сложным? Как вы считаете , уместно ли в таком количестве употреблять иноязычные слова? Можно ли совсем отказаться от использования иноязычных слов? Почему? | | Личностные УУД уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Домашнее задание | Записывают задание | Задает задание | §25, упр.126 | |