СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.
  • Задачи урока:
  • Образовательные: вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству. Учить видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.
  • Развивающие: продолжать развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление, речь учащихся, навыки выразительного чтения.
  • Воспитывающие: чувствовать  гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»»


Технологическая карта урока литературного чтения на родном «русском» языке по ФГОС НОО

  • Класс:

  • Тема урока:«Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»хрестоматия с. 16-24

  • Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

  • Задачи урока:

  • Образовательные: вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству. Учить видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

  • Развивающие: продолжать развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление, речь учащихся, навыки выразительного чтения.

  • Воспитывающие: чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

  • Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме

Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся

Создание учебно- познавательных мотивов

Смотивироватьобучающихся к учебной деятельности. Актуализировать личностный опыт обучающихся, вывести на затруднение.

-Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке?

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

-Какова главная тема сказок? (- Борьба добра со злом)

- Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

…сказках о животных?

…бытовых сказках?

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Значимость знаний; целеустремленность

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний

- моделирование.

Регулятивные:

- коррекция;

- саморегуляция

Прогностическое оценивание.

Учащиеся настроены добывать новые знания. Актуализируют полученные знания, работая индивидуально

Планирование и организация деятельности

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого составляется план выхода из затруднения.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

- Зачем в сказках нужны загадки?

– Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

-А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

Трудолюбие, внимательность по отношению к другим.

Познавательные: осознанное построение высказывания; структурирование.

Коммуникативные: аргументация собственного мнения.

В результате диалога выстраивается план действий на уроке.

Составляется план деятельности на уроке.

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление способов деятельности, с помощью которых будут получены новые знания. Зафиксировать новое учебное содержание Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке.

Работа с текстом до чтения. Иллюстрация на слайде

- Что изображено на картинке?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Что делает герой?

-Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

Работа с заголовком.

– Прочитайте название на странице 16-ой. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

-Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка

– О чем вам говорят эти опорные слова?

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передать характер персонажа.

-Поделитесь своим мнением о произведении.

- Понравилась ли вам сказка?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

-Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы

-Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

1. Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему?

2. Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

3. Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

4. Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

5. Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

6. Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

7. Есть ли у него волшебные помощники? Нет

8. Какой была девочка? Умной, доброй, честной

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

- Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев.)

-Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

-Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость

Наблюдения над языком сказки.

-Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

-Повторно перечитайте сказку.

-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

-Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

Задачи для исследования

1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)

2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)

3. группа - Иллюстрации к сказке (творческая работа детей)

4. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)

Проверить технику чтения. Чтение по цепочке.

Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

Рефлексивное оценивание.

Решение практической задачи (работа в группе и представление своих результатов).

Работа в группах

Выполнение задания в рабочей тетради, проверка в группе

Рефлексивно оценочные действия

Организовать осмысление способов достижения цели. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

оценить свою работу на уроке.

-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

-Чем необычна эта сказка?

- Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

-Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

-Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

- Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

- Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

Домашнее задание: иллюстрация к сказке



Нравственный выбор, внимательность по отношению к другим, ценность знаний

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Личностные:

самооценка.

Ретроспективное оценивание.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу.

Оценка правильности выполнения работы.

Оценка работы группы и собственной деятельности каждого ученика на уроке, анализ полученных знаний

















  1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)







3. группа - Иллюстрации к сказке (творческая работа детей)


4. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)







2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)









Русская народная сказка

«Дочь - семилетка»

Цель: вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

Бытовая сказка – настоящие люди в реальных жизненных ситуациях.









Правду как не прячь

- наружу выйдет.

Зачем в сказках нужны загадки?


Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!