Работа с текстом до чтения. Иллюстрация на слайде - Что изображено на картинке? - Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? -Что делает герой? -Какое у него выражение лица? – Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? Работа с заголовком. – Прочитайте название на странице 16-ой. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки? -Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске: Два брата: бедный и богатый Телега Жеребёнок Спор Царь Кума Мудрая дочь-семилетка – О чем вам говорят эти опорные слова? Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передать характер персонажа. -Поделитесь своим мнением о произведении. - Понравилась ли вам сказка? 1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом? 2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.) 3) Кто герои сказки? 4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала 5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение -Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы -Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: 1. Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой Догадались почему? 2. Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту 3. Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный, 4. Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны 5. Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет Почему? Она была глупой, злой, хитрой 6. Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь 7. Есть ли у него волшебные помощники? Нет 8. Какой была девочка? Умной, доброй, честной – Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки Зачитайте загадки… - Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев.) -Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум. -Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость Наблюдения над языком сказки. -Какие особенности сказочной речи вы увидели? 1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество. 2) Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка. 3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!» -Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке? -Повторно перечитайте сказку. -О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть? -Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть? -Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части? -Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть. -Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Задачи для исследования 1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка) 2. группа – составить и записать план сказки (План сказки) 3. группа - Иллюстрации к сказке (творческая работа детей) 4. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке) Проверить технику чтения. Чтение по цепочке. |