Актуализация знаний. 13 мин 2 мин Слайд №3 2 мин Слайд №4,5,6 3 мин. Слайд №7 3 мин. Слайд №8 2 мин. Слайды №9,10 | Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Формулирует задания. Организует само- и взаимоконтроль. Контролирует выполнение заданий. Подводит учащихся к выводам по итогам актуализации знаний. Ответы фиксируем в своем маршрутном листе Шаг за шагом, Шаг за шагом, Я команды выполняю, Никуда не отклоняюсь, по линеечке иду. - О какой алгоритмический структуре идет речь? Отберите на ваших столах алгоритмы в виде блок-схем и программу с линейной структурой и назовите их номера, если такие есть. Послушайте фрагмент сказки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; -Какую алгоритмическую структуру напоминает данный фрагмент сказки? -Какой алгоритм называется разветвляющимся? - Ветвление какой формы подходит к сказке? -На столах отберите алгоритмы в виде блок-схем с полной формой ветвления и соответствующего оператора ветвления - Сейчас отберите блок-схему на языке Паскаль с неполной формой ветвления и соответствующего оператора ветвления -Отберите блок-схему структуры «Выбор» и соответствующего оператора выбора Берем карточки с №1,2, работу выполняем в паре Задание найти ошибки в программах. Индивидуальное задание в кейсах Определите результат выполнения программы на языке Паскаль, задание №6 из тренировочного теста ОГЭ Контроль самооценки –сверки с эталоном Все вы читали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (отрывок из русской народной сказки) у вас в кейсе Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить. — Сестрица Алёнушка, я пить хочу! — Подожди, братец, дойдем до колодца. Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы. — Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! — Не пей, братец, телёночком станешь! Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. — Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца! — Не пей, братец, жеребёночком станешь! Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит: — Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца! — Не пей, братец, козлёночком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… -Сколько раз Аленушка говорила брату, чтобы не пил воду из лужи? - Какую алгоритмическую структуру вы увидели в этой сказке? -Какие бывают циклы? Что такое цикл? - Отберите блок-схемы с предусловием? -Отберите блок-схемы с постусловием? -Отберите блок-схемы со счетчиком или параметром | Определяют алгоритмическую структуру, дают определение, отбирают на столах блок-схемы и программы по алгоритмическим структурам, проверяют сравнивая с таблицей ответов и фиксируют в карточке самоконтроля Отвечают на вопрос. Ветвление. Дают определение: в алгоритме появляется условие и в зависимости от условия выполняем то или иное действие. Ответ: Полная форма ветвления Отбирают блок-схемы и операторы, сравнивают свои ответы с таблицей ответов и фиксируют в карточке самоконтроля Отбирают блок-схемы и операторы, сравнивают свои ответы с таблицей ответов и фиксирую в карточке самоконтроля Отбирают блок-схемы и операторы, сравнивают свои ответы с таблицей ответов и фиксируют в карточке самоконтроля Осуществляют поиск ошибок в готовых программах, сравнивают ответ с таблицей ответов. Выполняют индивидуальное задание сравнивают с таблицей ответов и фиксируют в карточке самоконтроля Вспоминают сказку, читают отрывок сказки Ответ: 4 раза Отвечают на вопрос: цикл Ответ: Цикл с предусловие, с постусловием, с параметром Дают определение: повтор одного и того же действия многократно Отбирают блок-схемы сравнивают с таблице ответов, отмечают в карточке самоконтроля | Применяют знания по типам алгоритмических структур, классификации программ (линейные, с ветвлением, циклов). | Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности. Развитие моторной и образной памяти. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. |
Выявление, места и причины затруднения. 2 мин Слайд №11 | Побуждает к высказыванию мнений по проблеме. Притча: По преданию, индийский принц Сирам, восхищенный игрой в шахматы, призвал к себе ее создателя, ученого Сету, и сказал: - Я желаю достойно наградить тебя за прекрасную игру. Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твое желание. Сета попросил принца положить на первую клетку шахматной доски 1 зерно, на вторую - 2 зерна, на третью - 4 зерна и т. д. Проблемная ситуация: смог ли принц Сирам выполнить желание Сеты? Побуждение к осознанию: Какая алгоритмическая структура в этой математической модели? А мы сможем написать программу на языке Паскаль для решения данной задачи? | Ответ: сможет, надо построить математическую модель Математическая модель: 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + ... = = 1 + 1∙2 +2∙2 +4∙2 +8∙2 + ...= = 2° + 2¹ + 2²+ 2³ + ... + 263. Ответ: Цикл 1.Испытывают трудность (проблемная ситуация). 2. Не сможем написать программу 3.Мы не изучали операторы для описания циклических структур на языке программирования Паскаль 4. Какие операторы для описания цикла на языке Паскаль? (основной вопрос урока) | Выявляют и осознают противоречия между необходимостью и невозможностью выполнения задания из-за недостатка знаний. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение формулировать проблему. Участвовать в продуктивном диалоге. Развитие мотивов познавательной деятельности. |
Целеполагание и планирование деятельности (выхода из затруднения). 3 мин Слайд №12,13, Слайд №14 Слайд №15 | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Организует обсуждение способов решения проблемы. Давайте сформулируем тему урока и цель нашего урока? А что нам дает знание основ программирования? Я нашла интересные слова основателя IT- технологий Стива Джобса, который считал: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать» Какие задачи нам необходимо решать при изучении данной темы | Предполагают различные варианты, определяют тему урока, цель урока. Отвечают на вопросы: развивает логическое мышление, думать, систематизировать, анализировать Формулируют задачи на урок - Познакомиться с операторами цикла в языке программирования Паскаль, их правилами написания -Научиться программировать циклы на языке Паскаль при решении различных задач - Продолжить изучение среды программирования PascalABC | Высказывают свои суждения, проектируют свою деятельность. | Умение самостоятельно определять цель своего обучения, планировать пути достижения цели. Умение понимать другие позиции. |