СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Сравнительный анализ басен И.А. Крылова и А.В. Лужанина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проведение этого урока будет уместно в рамках  уроков  национально-регионального компонента в Удмуртской Республике, так как сравнивается  творчество  удмуртского поэта А. Лужанина с творчеством И.А. Крылова.  Технологическая карта урока предназначена для проведения урока литературы в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Сравнительный анализ басен И.А. Крылова и А.В. Лужанина».»

Технологическая карта урока

Тема урока: «Сравнительный анализ басен И.А. Крылова и А.В. Лужанина».

Цель урока:

предметная – сравнительный обзор творчества И.Крылова и А. Лужанина на примере сопоставления басен «Свинья под дубом» и «Нарост и Листья»;

метапредметная - осознание и осмысление личностного отношения к заявленным в баснях проблемам; формирование читательского мировоззрения ученика; формирование аналитических способностей, умения сравнивать, обобщать и систематизировать материал.

Формы и методы, технология обучения: создание ситуации недостатка знаний, информационно-коммуникационные приемы, продуктивные формы и приемы: составление кластера и таблицы, парные и групповые формы работы;

Оборудование урока: учебник литературы для 5кл. под ред.В.Я. Коровиной, басни Крылова и Лужанина, мультимедийная техника, презентация,

Тетради, толковые словари.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: овладение историко-культурными, литературоведческими знаниями по анализу басен И. Крылова и А.Лужанина;

Метапредметные: принятие произведений в личностную копилку ценностей; овладение навыками работы в парах,

публичного выступления.

Предметные компетенции: лингвистические, языковые, коммуникативные.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные







1.Мо

тивация.

Создание ситуации незнания.

3мин.
















Актуализация знаний. 5 мин.

Учитель открывает газету: «Так, что тут у нас: свинья под дубом, Щука, рак и лебедь. Названия статей сплошь из басен. А что это такое? (краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание) Чьему перу принадлежат они? (Крылова) Что мы знаем об авторе? (И.А.Крылов родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками(французским и итальянским), математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Начиная с 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни).

Из какого века И.С. Крылов? А был ли в Удмуртии баснописец, кого м. сравнить с Крыловым? Учитель показывает фото А.Лужанина. С помощью кроссворда на фамилию писателя.


- ощущают личностную заинтересованность;

-выдвигают гипотезы, кто мог бы быть баснописцем.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассказывают о Крылове









































Решают кроссворд:

Первые 4 буквы напоминают грязное море после дождя (лужа)

Этот поэт закончил в детстве Дебесскую (начальную) школу. А жил он в районе, который начинается с буквы И - Игринский. Мы называем Крылова русским писателем, а Этого автора - русским и НАЦИОНАЛЬНЫМ писателем. Появляется фамилия Лужанин.

-Что можно узнать о нем, чтобы иметь представление о его творчестве?

(составление кластера:

-место рождения, семья, воспитание и образование, основные произведения Л, значение творчества)

Формулируют познавательную цель;

-записывают в тетради дату, тему, кластер.


Представление автора А.В. ЛУЖАНИНА

(презентация)

Лужанин (Корепанов) Афанасий Васильевич – удмуртский поэт. Родился 12 января 1912 года в деревне ЛужанИгринского района Удмуртии в крестьянской семье. В этом году будем отмечать столетие со дня рождения. Окончил Дебёсскую неполную среднюю школу. Отец, будучи грамотным, по вечерам устраивал громкие читки (обычно это была газета "Гудыри"), и поэтому о свежих новостях семья узнавала первой в деревне.

Учился в Глазовскомпедтехникуме, но вскоре умер отец, и будущий поэт вынужден был бросить учёбу. В дальнейшем учился на краткосрочных курсах по подготовке учителей для начальных классов в селе Якшур-Бодья, где начал писать первые заметки и статьи для газет. С 1931 года работал в редакциях газет «Удмурт коммуна» («Удмуртская коммуна») и «Трактор» (Дебесский район).

С 1933 года продолжал журналистскую работу в газетах «Егит большевик» («Молодой большевик»), «Ижевская правда», «Удмурт коммуна» и «Дасьлу!» («Будь готов!»). Все свое свободное время А.В. Лужанин уделял творчеству. Работал во всех жанрах поэзии. Поэт прославлял родной край, жизнь, труд, писал о партии, Ленине, многие стихи посвятил любви.

Первый сборник стихов «Тулысзор» («Весенний дождь») выпустил в 1939 году. Последующие книги: «Салют» (1944), «Зырдасьсюлэм» («Пламенное сердце», 1946), «Кылбуръёс но басняос» («Стихотворения и басни», 1948), «Зускиос» («Гроздья», 1958) и «Бадяр но кыйбоды» («Клен и чертополох», 1962). В 1944 году написал поэму-сказку «Тырмостэмкион» («Жадный волк»), которую отдельной книгой выпустил в 1950 году. А. В. Лужанин вошел в историю удмуртской литературы как основоположник национальной басни. В переводе на русский язык стихи А. В. Лужанина вышли в 1954 году в Ижевске под названием «Весенний дождь».

За 35 лет творческой деятельности А. Лужанин опубликовал 9 сборников стихов на родном языке и два - на русском. В истории удмуртской литературы А. Лужанин - один из первых поэтов-сатириков.

-совместно с учителем определяют цели, способы взаимодействия;

-проявляют коммуникативные качества: оценивают возможности товарищей, речевую ситуацию;


-развивают способность к эффективному включению в процесс сотворчества;

-постановки учебных задач – определения последовательности действий.

Смыслообразующее: какое значение имеют для меня басни Лужанина;

-оценивание содержания басен с точки зрения социальных и личностных ценностей, обеспечивающих выбор ученика.

2.Целеполагание.

3мин.



Помощь учащимся в определении цели и плана.

- По каким пунктам будем анализировать произведения?

Общеклассная форма работы.

Коллективное целеполагание, учащиеся:

-называют пункты анализа басни с целью выделения существенных аспектов:

1. Какова тема басни. О чем она повествует?. 2. Какова мораль басни (авторская позиция)?

3.Назвать героев, дать им краткую характеристику.

4. Словарная работа.

5. Актерское чтение.

  • Найти общее в баснях Крылова и Лужанина.

  • Найти отличия в баснях Крылова и Лужанина.


-аргументированно, по правилам этикета, общаются с другими участниками обсуждения;

-Выделяют и осознают то, что необходимо найти в басне;

-осознают практическую значимость действий для каждого ученика;


Итак, в процессе подготовки каждая пара должна записать ответ по своему заданию

(интерпретирует).









- после совместного обсуждения ее с учениками, выдать)

-На отдельных листах учитель раздает каждому ученику рефлексийную анкету

самооценки на уроке:

Что я узнал, увидел, услышал, чему научился на уроке?



-создают монологическое высказывание;

-осуществляют планирование: определяют последовательность выступлений:

1. Какова тема басни. О чем она повествует?

2. Какова мораль басни (авторская позиция)?

3.Назвать героев, дать им краткую характеристику.

4. Словарная работа.

5. Актерское чтение.



-Самоопределение: мотивация учения, формирование основ этнокультурной идентичности личности;

3. Основная часть.

3.Учитель только консультирует учащихся, работают они самостоятельно.

3.Парная форма работы. Изучают басни, находят образы, мораль, анализируют, записывают ответы в тетради.

-учатся извлекать из текста необходимую информацию;

соединять разрозненную информацию, классифицировать, делать выводы;

-работать со справочной литературой;

-систематизировать и структурировать выступление;

-ученики оценивают выступление товарищей;

-воспитывают в себе национальное самосознание через приобщение к творчеству А. Лужанина;

4. Анализ басен. Работа по парам. 8 мин.

11. Учитель выслушивает ответы учащихся, устно комментирует оценку.

Парная форма работы.

-Сопоставляют определенных героев, портреты, поведение, их характеристики, дают толкование трудным словам.


-стараются точно выразить свои мысли;

-выявляют и идентифицируют проблемы;

-ученики оценивают выступление товарищей;

Ставят учебную задачу, соотносят изученный материал и реальную жизнь, осознают проблемы.

2мин.

Вместо физминутки учащиеся ищут рефле6ксивные анкеты,котрые учитель заранее разложил по партам неправильно.





5. Представление результатов. 10м.









Заполнение сравнительной таблицы.

Итоги.

7мин

5. Учитель комментирует устно ответы.


Фронтальная форма работы.

Составление таблицы.


Общее


1

Проблема связана с человеческими качествами: глупость-невежество, неблагодарность.

2

Героями басен являются животные и деревья (Дуб).

3

Под видом животных они изображали людей, человеческие характеры

4.

Оба героя не понимают своих пороков.


Различное


«Свинья под дубом»

«Нарост и Листья»


1

Герои - Свинья, Дуб, Ворон

Герои - Нарост, Листья

2

Позиция автора в обобщенной морали

Присутствует авторская Я-позиция

3

Невежество Свиньи связано с ее ленью и нежеланием учиться «наукам».

Неблагодарность и глупость Нароста связана с бесполезностью существования.


-формируют умения интерпретировать текст басни;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-учатся извлекать из текста необходимую информацию;

соединять разрозненную информацию, классифицировать, делать выводы;

-работать с критической литературой;

-систематизировать и структурировать выступление;

- Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её;

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывают и обосновывают свою точку зрения.


-определяют последовательность действий, выдвигают гипотезы, совместно комментируют, защищают, распределяют функций, составляют проект иллюстрации к басне;

формируют эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;


6.Рефлексия. 3мин.

Рефлексия.

-обсуждают и заполняют рефлексивную анкету;

-сличают способ действия и результат;

-сопоставляют эмоциональное состояние и полученные результаты.

-выбирают и используют адекватные обоснования оценивания себя;


-формируют волевую саморегуляцию: способность к анализу результата, самокритичности к выделению своих достоинств и недостатков; к сопоставлению вложенных сил и полученного результата;


-нравственно-этическое оценивание басни;

-критическое оценивание своего вклада в урок, личностного развития на уроке.

7.

Дом.

Задание

16. Предлагает на выбор задание: сочинить свою басню или выучить наизусть басню, составление иллюстрации к басне А.Лужанина.



Либо сочиняют басню, либо учат, либо рисуют иллюстрацию.

-создадут индивидуальный творческий продукта, научатся представлять его и защищать.

-Выделят и осознают то, что уже изучено и еще подлежит усвоению, осознают качество и глубину понимания басен;

Научатся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;

-контролировать себя в организации учебной и внеучебной деятельности;


Рефлексивная анкета

Что нового узнал, увидел, услышал на уроке?______________________________________________________________

Доволен ли своей работой на уроке? Да? Почему?__________________________________________________________

Нет? Почему?________________________________________________________________________________________


Словарная работа Басня «Свинья под дубом»

Вкушает, продравши, рыло, проку мало, невежда. Ослепленье




Словарная работа Басня «Нарост и Листья»

Нарост, надменно, дубрава, кичиться, отрада.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!