СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме"Решение уравнений"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме"Решение уравнений"»



Технологическая карта урока по математике «Решение уравнений».

Пояснительная записка

Тема урока: «Решение уравнений» (1 урок из 5 уроков по данной теме). Класс 6

Предварительная подготовка учащихся: учащиеся должны знать правила раскрытия скобок, уметь называть коэффициенты выражений и приводить подобные слагаемые; знать особенности положительных и отрицательных чисел и действий с ними.

Цель урока:

формирование новых знаний в области решения уравнений; создание условий для применения правил решения уравнений.

Задачи:

Воспитывающая: Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение друг к другу, результатам своего и чужого труда.

Развивающая: развивать мышление и внимание; умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать

Образовательная: совершенствовать вычислительные навыки, приёмы решения уравнений, создать общий алгоритм решения уравнений, рассмотреть не стандартные случаи.


Планируемые результаты:

* личностные - обосновывать свой выбор, выполнять самооценку.

* предметные - знать и уметь применять правила решения уравнений;

* метапредметные - уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и выводить правила для решения уравнений; уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,


Актуальность данной темы

обусловлена необходимостью применения в дальнейшем при решении квадратных, тригонометрических, логарифмических и т.д. уравнений.

Тип урока: дифференцированный.

Требования к учителю:
Владеть ИКТ, владеть культурой речи, умение регулировать деятельность обучающихся, аккуратность, доброжелательность, владение учебным материалом.
Риски:
разный уровень владения материалом; незнание правил нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и частного; нехватка времени.
Способы избегания риска:
в случае необходимости использование демонстрационного материала (электронного) на нахождение нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и частного; неоднократное формулирование правил решения уравнений.
Методы, формы, технологии:
метод проблемного обучения; парная, групповая и фронтальные формы бесед.



Основные этапы занятия


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формы работы


Развитие УУД


Продукт деятельности.


Хронометраж

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель приветствует учащихся.

Однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.


Мотивирует учащихся на активную деятельность: предлагает узнать тему урока, выполнив самостоятельную работу

по вариантам.


Включение в работу

Словесная


Осознание цели.

1мин


Постановка цели и задач урока.



Активизирует познавательную деятельность учащихся через построение словесной и символьной математической модели.

Изучают задания, которые необходимо выполнить, чтобы узнать тему урока (приложение 1)

Проблемный метод.

Индивидуальная работа.

Анализ полученных заданий.

П: попытка применить имеющиеся знания.

К: излагать свое мнение, аргументируя его.

Р: понимают цель задания .

Принятие цели

1 мин


Выбор способов и средств достижения цели



На доске в электронном варианте предлагаются задания самостоятельной работы с последующей самопроверкой

(приложение 1) на повторение.



С места по очереди каждый ученик отвечает на 1 вопрос. В итоге получается тема урока «Уравнения».




Индивидуальная, фронталь

ная

П.Уметь структурировать знания

Р.Оценивать степень достижения цели.

Л.Осмысление задания;




Решенные задания на повторение;

готовность к восприятию новой темы





5 минут


Актуализация знаний.




Постановка целей. Предлагает учащимся вспомнить и ответить на вопросы.





Отвечают на поставленные вопросы

  1. что называют уравнением?

  2. что называется корнем уравнения?

  3. правила нахождения корней уравнения.

4. Сформулируйте правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-».

5. Какие слагаемые называются подобными?





фронтальная

Р. обсуждать; уметь корректировать собственные знания.

П. находить достоверную информацию, для решения учебной задачи.

К. слушать и вступать в диалог.

Л. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать свою мысль.





Тема урока;

правила решения уравнений через неизвестный компонент








2 мин


Совместное исследование проблемы. Первичное усвоение новых знаний.


Предлагает каждой паре выполнить данные задания. Приложение №2




Предлагает решая уравнение Приложения №3, сконструировать алгоритм для решения уравнения. Применяя слова……

  1. Раскрываем…..

  2. Переносим…..

  3. Приводим…..

  4. Делим……

  5. Записываем……

Решают уравнения и сверяют ответ. Делают выводы. Фронтальная проверка выполнения задания. Приложение №2

Задание:

  1. а * в = с. Назовите компоненты умножения.

  2. Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя.

Решите уравнения.

1. 6х = 24 Решение:

по правилу нахождения неизвестного множителя имеем х = 24: 6

х = 4

Как иначе можно было решить данное уравнение?

- Разделить обе части уравнения на одно и тоже число 6.

2. 4 * ( х + 5) = 12 Решение:

по правилу нахождения неизвестного множителя имеем х + 5 =12 : 4

х + 5 = 3

х = 3- 5 (по правилу отыскания неизвестного слагаемого) х = -2

Как иначе можно было решить данное уравнение?

- Разделить обе части уравнения на одно и тоже число 4.

Вывод: корни уравнения не изменятся, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю. Задание:

  1. а + в = с. Назовите компоненты сложения.

  2. Сформулируйте правило нахождения неизвестного слагаемого.

Решите уравнения. Решение:

  1. х+4=12 по правилу нахождения ___________ неизвестного слагаемого, имеем

6 х = 5+7

6 х = 12

х = 12:6

х = 2

3. 5х = 2х +6 Решение: вычтем из обеих частей уравнения по 2х.

5х – 2х = 2х- 2х +6

3х = 6

х = 6:3

х = 2

Как иначе можно было решить данные уравнения?

- слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак. Вывод: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак.











х = 12-4

х = 8

  1. 4х +2х-7=5 Решение:

по правилу нахождения ___________ неизвестного слагаемого, имеем

6 х = 5+7

6 х = 12

х = 12:6

х = 2

3. 5х = 2х +6 Решение: вычтем из обеих частей уравнения по 2х.

5х – 2х = 2х- 2х +6

3х = 6

х = 6:3

х = 2

Как иначе можно было решить данные уравнения?

- слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак.


Вывод: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак.



Решая уравнения, составляют алгоритм решения уравнений. Приложение №3.









Работа в парах;


П. применять, ранее изученный алгоритм для решения простейших уравнений..

Р. Обсуждать и выбирать ответ на задание.

К. организовать работу в паре, самостоятельно определить цели и вырабатывать решение.

Л. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение друг к другу.


Алгоритм решения уравнений. Запись на доске и в тетрадях решений каждого из заданий





14 минут

Совместное исследование проблемы.

Первичное усвоение новых знаний


Приложение №3

Решение уравнений. Обсуждения пошагового алгоритма решения уравнений.

Алгоритм решения линейного уравнения

2-3(x+2)=5-2x

Идем по шагам. Решаем уравнения.1) 7(3х – 1) = 5(х – 3)
21х – 7 = 5х – 15
21х – 5х = – 15 + 7
16х = – 8 х = –0,5 Ответ: –0,5

2) 9 – (4 + х) = 5(х + 1)
9 – 4 – х = 5х + 5
– х – 5х = 5 – 9 + 4
– 6х = 0 х = 0 Ответ: 0

3) 2(3х – 8) = – 13 + 3(4х – 9)
6х – 16 = – 13 + 12х – 27
6х – 12х = – 13 – 27 + 16
– 6х = – 24 х= 4 Ответ: 4

4) 3х + 2(2х – 3) = 8 – 7(х – 2)
3х + 4х – 6 = 8 – 7х + 14
3х + 4х + 7х = 8 + 14 + 6
14х = 28 х = 2 Ответ: 2

5) 20+4(2x-5)=14x+12
20+8x-20=14x+12,
8x-14x=12,

-6x=12, x=-2, Ответ: -2.

6) 0х + 0 = 0;

0 = 0.

Ответ: Любое число

7) 0х – 6 = 0;

0 = 6.

Ответ: Корней нет.








Моделирование



Предлагает рассмотреть частные нестандартные случаи решения уравнений.

Приложение №4.

Решают нестандартные уравнения и сверяют ответ.

Приложение№4

Частный случай 1.

Если а = 0, и b = 0, то корнем уравнения ах + b = 0 является любое число.

Например:

0х + 0 = 0;

0 = 0.

Х- любое число. Т.к 0 равно 0, то корнем уравнения 0х + 0 = 0 является любое число.

Частный случай 2.

Если а = 0, а b не равно нулю, то уравнение ах + b = 0 не имеет корней.

Например:

0х – 6 = 0;

0 = 6.

Решений нет Т.к 0 не равно 6, то уравнение 0х – 6 = 0 не имеет корней.

Пример 1.

3-5(x+1)=6-5x,
3-5x-5=6-5x, 
-5x+5x=6-3+5, 
0x=8

0=8

Т. к 0 не равно 8, то уравнение 0х – 8 = 0 не имеет корней.

Ответ: решений нет.

Пример 2.

6(х- 4) + 2 = 2(3х-11)

6х-24+2= 6х-22

6х-22= 6х-22

6х-6х=22-22

0=0

Х- любое число

Т.к 0 равно 0, то корнем уравнения

0х + 0 = 0 является любое число.



Проблемный диалог, обсуждение частных случаев. Работа в парах.

П. понимать нестандартности ситуации, находить необходимые решения учебных и жизненных задач.

Р. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

К. Преодолевать конфликты, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Л. Осваивать социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение.


Алгоритм решения нестандартных уравнений




5 минут



Творческий этап



Учитель предлагает найти ошибку в решенных уравнениях (приложение №5) и решить их правильно с последующей взаимопроверкой и проверкой по электронному варианту, учитель осуществляет консультирование.




Применение приобретённых умений на практике. Находят ошибки. Выполняют задание. Обмениваются работами и проводят взаимопроверку, сверяя ответы с ответами на слайде.

Приложение №5

Поиск ошибок в решенных уравнениях. Найдем ошибки?

8-5(x+1)=16-4x.

8-5х-1=16-4х

-5х-4х=16-7

-9х=9

х=-1

2(3х-4)+7= 5х-2

6х-8+7=5х-2

6х-5х=-8-2

х= -10


Правильное решение.

8-5(x+1)=16-4x.

8-5х-5=16-4х

-5х+4х=16-3

-х=13

х=-13

Ответ: -13

2(3х-4)+7= 5х-2

6х-8+7=5х-2

6х-5х=1-2

х=-1

Ответ:-1




Работа в парах и индивидуальная .



П.самостоятель­ные, целенаправленные действия постановки и решения проблемы.

применяют полученные знания.

К:Различать в речи другого мнения, доказательство, факты.

Л. уметь оценивать чужой труд.




Решенные задания




10 минут



Оценка результатов, рефлексия

Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением). Приложение №6.



Формулируют свои мыслями о сегодняшнем занятии (хотя бы одним предложением),. используя вспомогательные фразы на карточке:


Вам для этого помогут слова:

Я узнал…

Я почувствовал…

Я увидел…

Я сначала испугался, а потом…

Я заметил, что …

Я сейчас слушаю и думаю…

Мне интересно следить за…


У вас на партах лежат смайлики, давай оценим наш с вами сегодняшний урок.

Поднимите, пожалуйста, смайлик если вам все понравилось, а если что то не понятно, то поднимите грустный смайлик.


индивидуальная

Р: самооценка результатов деятельности

П. Анализировать и обобщать , строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

К: Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Л: Вырабатывать уважительно-доброжелательные отношения к окружающим.

Оценка достижения цели




Домашнее задание





Домашнее задание



Предлагает дома выполнить

  1. № 1341 (а,б,в), №1344

2. по желанию решить древнегрече скую задачу №1340 и подготовить историческую справку по теме «Решение уравнений»











Выполняют задание используя, полученные знания на уроке.











Самостоятель ная работа











П: применяет алгоритм полученный на уроке к решению уравнений

Р: анализирует свой уровень знаний по теме.










Решенные задачи













1 мин


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!