формирование новых знаний в области решения уравнений; создание условий для применения правил решения уравнений.
* личностные - обосновывать свой выбор, выполнять самооценку.
обусловлена необходимостью применения в дальнейшем при решении квадратных, тригонометрических, логарифмических и т.д. уравнений.
Основные этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Развитие УУД | Продукт деятельности. | Хронометраж |
Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель приветствует учащихся. Однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием. Мотивирует учащихся на активную деятельность: предлагает узнать тему урока, выполнив самостоятельную работу по вариантам. | Включение в работу | Словесная | | Осознание цели. | 1мин |
Постановка цели и задач урока. | Активизирует познавательную деятельность учащихся через построение словесной и символьной математической модели. | Изучают задания, которые необходимо выполнить, чтобы узнать тему урока (приложение 1) | Проблемный метод. Индивидуальная работа. Анализ полученных заданий. | П: попытка применить имеющиеся знания. К: излагать свое мнение, аргументируя его. Р: понимают цель задания . | Принятие цели | 1 мин |
Выбор способов и средств достижения цели | На доске в электронном варианте предлагаются задания самостоятельной работы с последующей самопроверкой (приложение 1) на повторение. | С места по очереди каждый ученик отвечает на 1 вопрос. В итоге получается тема урока «Уравнения». | Индивидуальная, фронталь ная | П.Уметь структурировать знания Р.Оценивать степень достижения цели. Л.Осмысление задания; | Решенные задания на повторение; готовность к восприятию новой темы | 5 минут |
Актуализация знаний. | Постановка целей. Предлагает учащимся вспомнить и ответить на вопросы. | Отвечают на поставленные вопросы что называют уравнением? что называется корнем уравнения? правила нахождения корней уравнения. 4. Сформулируйте правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-». 5. Какие слагаемые называются подобными? | фронтальная | Р. обсуждать; уметь корректировать собственные знания. П. находить достоверную информацию, для решения учебной задачи. К. слушать и вступать в диалог. Л. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать свою мысль. | Тема урока; правила решения уравнений через неизвестный компонент | 2 мин |
Совместное исследование проблемы. Первичное усвоение новых знаний. | Предлагает каждой паре выполнить данные задания. Приложение №2 Предлагает решая уравнение Приложения №3, сконструировать алгоритм для решения уравнения. Применяя слова…… Раскрываем….. Переносим….. Приводим….. Делим…… Записываем…… | Решают уравнения и сверяют ответ. Делают выводы. Фронтальная проверка выполнения задания. Приложение №2 Задание: а * в = с. Назовите компоненты умножения. Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя. Решите уравнения. 1. 6х = 24 Решение: по правилу нахождения неизвестного множителя имеем х = 24: 6 х = 4 Как иначе можно было решить данное уравнение? - Разделить обе части уравнения на одно и тоже число 6. 2. 4 * ( х + 5) = 12 Решение: по правилу нахождения неизвестного множителя имеем х + 5 =12 : 4 х + 5 = 3 х = 3- 5 (по правилу отыскания неизвестного слагаемого) х = -2 Как иначе можно было решить данное уравнение? - Разделить обе части уравнения на одно и тоже число 4. Вывод: корни уравнения не изменятся, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю. Задание: а + в = с. Назовите компоненты сложения. Сформулируйте правило нахождения неизвестного слагаемого. Решите уравнения. Решение: х+4=12 по правилу нахождения ___________ неизвестного слагаемого, имеем 6 х = 5+7 6 х = 12 х = 12:6 х = 2 3. 5х = 2х +6 Решение: вычтем из обеих частей уравнения по 2х. 5х – 2х = 2х- 2х +6 3х = 6 х = 6:3 х = 2 Как иначе можно было решить данные уравнения? - слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак. Вывод: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак. х = 12-4 х = 8 4х +2х-7=5 Решение: по правилу нахождения ___________ неизвестного слагаемого, имеем 6 х = 5+7 6 х = 12 х = 12:6 х = 2 3. 5х = 2х +6 Решение: вычтем из обеих частей уравнения по 2х. 5х – 2х = 2х- 2х +6 3х = 6 х = 6:3 х = 2 Как иначе можно было решить данные уравнения? - слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак. Вывод: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак. Решая уравнения, составляют алгоритм решения уравнений. Приложение №3. | Работа в парах; | П. применять, ранее изученный алгоритм для решения простейших уравнений.. Р. Обсуждать и выбирать ответ на задание. К. организовать работу в паре, самостоятельно определить цели и вырабатывать решение. Л. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение друг к другу. | Алгоритм решения уравнений. Запись на доске и в тетрадях решений каждого из заданий | 14 минут |
Совместное исследование проблемы. Первичное усвоение новых знаний | | Приложение №3 Решение уравнений. Обсуждения пошагового алгоритма решения уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения 2-3(x+2)=5-2x Идем по шагам. Решаем уравнения.1) 7(3х – 1) = 5(х – 3) 21х – 7 = 5х – 15 21х – 5х = – 15 + 7 16х = – 8 х = –0,5 Ответ: –0,5 2) 9 – (4 + х) = 5(х + 1) 9 – 4 – х = 5х + 5 – х – 5х = 5 – 9 + 4 – 6х = 0 х = 0 Ответ: 0 3) 2(3х – 8) = – 13 + 3(4х – 9) 6х – 16 = – 13 + 12х – 27 6х – 12х = – 13 – 27 + 16 – 6х = – 24 х= 4 Ответ: 4 4) 3х + 2(2х – 3) = 8 – 7(х – 2) 3х + 4х – 6 = 8 – 7х + 14 3х + 4х + 7х = 8 + 14 + 6 14х = 28 х = 2 Ответ: 2 5) 20+4(2x-5)=14x+12 20+8x-20=14x+12, 8x-14x=12, -6x=12, x=-2, Ответ: -2. 6) 0х + 0 = 0; 0 = 0. Ответ: Любое число 7) 0х – 6 = 0; 0 = 6. Ответ: Корней нет. | | | | |
Моделирование | Предлагает рассмотреть частные нестандартные случаи решения уравнений. Приложение №4. | Решают нестандартные уравнения и сверяют ответ. Приложение№4 Частный случай 1. Если а = 0, и b = 0, то корнем уравнения ах + b = 0 является любое число. Например: 0х + 0 = 0; 0 = 0. Х- любое число. Т.к 0 равно 0, то корнем уравнения 0х + 0 = 0 является любое число. Частный случай 2. Если а = 0, а b не равно нулю, то уравнение ах + b = 0 не имеет корней. Например: 0х – 6 = 0; 0 = 6. Решений нет Т.к 0 не равно 6, то уравнение 0х – 6 = 0 не имеет корней. Пример 1. 3-5(x+1)=6-5x, 3-5x-5=6-5x, -5x+5x=6-3+5, 0x=8 0=8 Т. к 0 не равно 8, то уравнение 0х – 8 = 0 не имеет корней. Ответ: решений нет. Пример 2. 6(х- 4) + 2 = 2(3х-11) 6х-24+2= 6х-22 6х-22= 6х-22 6х-6х=22-22 0=0 Х- любое число Т.к 0 равно 0, то корнем уравнения 0х + 0 = 0 является любое число. | Проблемный диалог, обсуждение частных случаев. Работа в парах. | П. понимать нестандартности ситуации, находить необходимые решения учебных и жизненных задач. Р. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. К. Преодолевать конфликты, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Л. Осваивать социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение. | Алгоритм решения нестандартных уравнений | 5 минут |
Творческий этап | Учитель предлагает найти ошибку в решенных уравнениях (приложение №5) и решить их правильно с последующей взаимопроверкой и проверкой по электронному варианту, учитель осуществляет консультирование. | Применение приобретённых умений на практике. Находят ошибки. Выполняют задание. Обмениваются работами и проводят взаимопроверку, сверяя ответы с ответами на слайде. Приложение №5 Поиск ошибок в решенных уравнениях. Найдем ошибки? 8-5(x+1)=16-4x. 8-5х-1=16-4х -5х-4х=16-7 -9х=9 х=-1 | 2(3х-4)+7= 5х-2 6х-8+7=5х-2 6х-5х=-8-2 х= -10 | Правильное решение. 8-5(x+1)=16-4x. 8-5х-5=16-4х -5х+4х=16-3 -х=13 х=-13 Ответ: -13 | 2(3х-4)+7= 5х-2 6х-8+7=5х-2 6х-5х=1-2 х=-1 Ответ:-1 | | Работа в парах и индивидуальная . | П.самостоятельные, целенаправленные действия постановки и решения проблемы. применяют полученные знания. К:Различать в речи другого мнения, доказательство, факты. Л. уметь оценивать чужой труд. | Решенные задания | 10 минут |
Оценка результатов, рефлексия | Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением). Приложение №6. | Формулируют свои мыслями о сегодняшнем занятии (хотя бы одним предложением),. используя вспомогательные фразы на карточке: Вам для этого помогут слова: Я узнал… Я почувствовал… Я увидел… Я сначала испугался, а потом… Я заметил, что … Я сейчас слушаю и думаю… Мне интересно следить за… У вас на партах лежат смайлики, давай оценим наш с вами сегодняшний урок. Поднимите, пожалуйста, смайлик если вам все понравилось, а если что то не понятно, то поднимите грустный смайлик. | индивидуальная | Р: самооценка результатов деятельности П. Анализировать и обобщать , строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. К: Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Л: Вырабатывать уважительно-доброжелательные отношения к окружающим. | Оценка достижения цели | |
Домашнее задание Домашнее задание | Предлагает дома выполнить № 1341 (а,б,в), №1344 2. по желанию решить древнегрече скую задачу №1340 и подготовить историческую справку по теме «Решение уравнений» | Выполняют задание используя, полученные знания на уроке. | Самостоятель ная работа | П: применяет алгоритм полученный на уроке к решению уравнений Р: анализирует свой уровень знаний по теме. | Решенные задачи | 1 мин |