СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Ракообразные, паукообразные" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Ракообразные, паукообразные" 7 класс»

Выполнила: Жарич Кристина Вячеславовна, учитель биологии и географии МБОУ СОШ №155, г. Новосибирск

Тема урока: «Класс Ракообразные. Класс Паукообразные»

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-семинар

Цель урока: изучить и сравнить разные классы в типе Членистоногие.

Планируемые результаты:

- предметные: знать внешнее и внутреннее строение видов из классов Ракообразные и Паукообразные, уметь сравнивать их строение.

- метапредметные: использовать биологические знания, формировать представления о разнообразии животных, формулировать выводы, объяснять роль в природе и жизни человека.

- личностные: соблюдать правила поведения в кабинете, формулировать, доказывать и аргументировать свою точку зрения, осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Оборудование: учебник «Биология» 7 класс, автор В.М. Константинов (2020), рабочая тетрадь, презентация, доска, плакат «Тип Членистоногие».













Ход урока:

Время (мин)

Этапы содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

5

1. ВВОДНЫЙ ЭТАП

1.1. Самоопределение деятельности (организационный момент).











1.2. Актуализация опорных знаний.

1. Как вы думаете, похоже ли строение ракообразных на кольчатых червей?

2. Какого строение нервной системы кольчатых червей?

3. На ваш взгляд, сложнее ли нервная система у

ракообразных? Почему?

4. Членистоногие – это разнообразный тип? Где они обитают?


1.3. Постановка проблемы (создание проблемной

ситуации)

Тип Членистоногие – это самый многочисленный тип в царстве Животные: он насчитывает более 1 млн видов. Объясните, почему именно тип Членистоногие? Из-за каких свойств и особенностей?

Учитель озвучивает тему урока.

Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели.


1.1. Приветствие

учащихся, проверка

их готовности к

уроку, фиксация

отсутствующих.

Проверка

подготовленности

классного помещения.

Организация

внимания

школьников.


1.2. Учитель фронтально

и индивидуально задает вопросы учащимся.





1.3. Обращается к классу и задает вопросы. Пишет тему урока на доске.


1.1. Подготавливаются к

уроку, приветствуют

учителя, говорят

фамилии

отсутствующих.






1.2. Учащиеся поднимают

руку и индивидуально

отвечают на вопросы учителя.





1.3. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему

урока и записывают

себе в тетрадь: «Тип

Членистоногие. Класс Ракообразные и Паукообразные».


Умение слушать учителя,

товарищей.

Умение самостоятельно

оценивать свой ответ и ответ одноклассника.

Умение самостоятельно

обнаруживать и формулировать учебную

проблему, определять

цель учебной

деятельности.

Умение самостоятельно

выполнять направленный

поиск и отбор

информации.

5

2. ПОВТОРЕНИЕ (включение нового знания в

систему знаний)

1. Чем первичная полость отличается от вторичной?

2. Какие функции выполняет вторичная полость тела?

3. Какие системы впервые эволюционно появились у ранее изученных классов?

Учитель фронтально и

индивидуально задает вопросы учащимся.

Учащиеся поднимают руку

и индивидуально отвечают на вопросы учителя.

Умения индивидуально

ответить на вопросы

учителя.

15

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Работа с классом по заполнению таблицы «Тип

Членистоногие».

Первая колонка: Класс Ракообразные.

Образ жизни

Ракообразные обладают большим арсеналом

возможностей передвижения. В частности, речной рак может ползать как назад, так вперед. Перемещение по дну осуществляется с помощью грудных ног, а вот плаванью способствуют брюшные ножки. Хвостовая

часть способствует резкому движению назад – рак изгибает хвост внутрь и вперед, отчего тело подбрасывается и плывет назад.

Внешнее строение

Тело речного рака состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. На головогруди пара фасеточных глаз на стебельках (3000 глазков); 2 пары усиков - короткие и длинные – это органы осязания и обоняния; ротовые органы – 6 пар: 1 пара – верхние челюсти, 2-3 пары – нижние челюсти, 4-6 пары – ногочелюсти, все они служат для удержания, ощупывания и измельчения пищи; ноги – 5 пар: 1 пара – клешни, с помощью которых рак нападает и защищается, 4 пары - ходильные ноги. На брюшке 6 сегментов (5 пар брюшных ног и хвостовой плавник) Ракообразные имеют наружный хитиновый скелет, служащий опорой и защитой животным, принадлежащим к данному классу.

Пищеварительная система

Передняя кишка: рот с грызущим ротовым аппаратом, пищевод, желудок из 2-х частей (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть – система складок с щетинками по краям), средняя кишка

(в неё открывается печень; переваривание и

всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием).

Кровеносная система

Незамкнутая. Сердце на спинной стороне в виде

пятиугольника.

Дыхательная система

Жабры – выросты кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди.

Выделительная система

Пара зеленых желез, открывается у основания усиков.

Нервная система

Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо, 5 пар нервных узлов, образуют брюшную нервную цепочку и нервы.

Размножение и развитие.

Половое. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое. Весной самка вымётывает икру, которую прикрепляет к брюшным конечностям и вынашивает рачат до лета. Растут очень быстро, линяют 10 раз в первое лето, во второе лето – 5 раз. После 5 лет раки практически не растут. Живут до 15- 20 лет.

Вторая колонка: класс Паукообразные (домашняя

работа).

Учитель объясняет,

задает вопросы.

Подталкивает учеников на правильный ответ.

Поэтапно изучают

параграф, находят

описание нужной системы. Учащиеся поднимают руку

и рассказывают, что нужно записать в таблицу. Внимательно слушают учителя, отвечают на его

вопросы и фиксируют

новый материал в виде таблицы в тетрадь.

Умение работать сообща

в коллективе. Умение слушать учителя и

записывать основную

информацию урока. Умение самостоятельно

оценивать свой ответ и ответ одноклассника.

10

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Из скольких отделов состоит тело ракообразных

животных?

2. Что входит в пищеварительную систему

ракообразных?

3. Что такое гемолимфа, какие функции выполняет?

4. Чем представлена нервная и выделительная система?

Оценка ответов.


Учитель фронтально и

индивидуально задает вопросы учащимся.

Оценивает работу на уроке.

Учащиеся поднимают руку

и индивидуально отвечают на вопросы учителя.

Умение самостоятельно

выполнять задание; развитие способности

самоконтроля.

Умение самостоятельно

оценивать свой ответ и ответ одноклассника.

5

5. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее задание: §13, §14. Заполнить класс

Паукообразных в таблице в тетради по §14.

Инструктирует.


Записывают домашнее задание.


Умение самостоятельно

выполнять задание; развитие способности

самоконтроля,

способность к познанию;

готовности осуществлять

направленный поиск и отбор информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!