СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.. 6 класс» в технологии ТРИИК.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.. 6 класс» в технологии ТРИИК.»

Технологическая карта урока по теме: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.. 6 класс» в технологии ТРИИК.

Урок по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных» адресован учащимся 6 класса и разработан в рамках технологии ТРИИК (технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности) в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.

Учебник

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2014.

Автор урока

Ганжа Наталья Константиновна (г. Югорск, МОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшев»)

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Цели


Предметная цель: Сформировать представление о правописании одной и двух буквы Н в суффиксах прилагательных.

Метапредметная цель: Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Задачи урока

  • Образовательные: 

- повторение и обобщение знаний о правописании изученных суффиксов прилагательных;

- формирование знаний о правописании одной и двух буквы Н в суффиксах прилагательных;

- отработка умения применять новое правило;       

- обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

- соотносить известное в рамках изученной темы с неизвестным;

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

- работать над приобретением навыков самоконтроля и самооценки в результате деятельности;

- выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать.

  • Воспитательные:

  • - развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения);

- способствовать формированию положительных эмоций.



Планируемые результаты

Личностные умения

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять внутреннюю позицию на уроке положительного отношения к процессу обучения, к учебно-познавательной деятельности;

- осознание успешности при закреплении темы;

- проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;

- проявлять творчество при выполнении задания;

- осознавать успешность своей деятельности;

-проявлять желание к самооценке.



Метапредметные умения

Познавательные умения:

- осуществлять поиск и выделение информации в соответствии с учебным заданием;

- оптимизировать информацию;

- структурировать информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, выводы, доказательства;

- выполнять знаково-символические действия;

- создавать информационную конструкцию;

- создавать творческий продукт;

- создавать самостоятельно способы решения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным;

- определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

- осуществлять пошаговый контроль по результату выполнения задания и исправлять ошибки;

- вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий;

- соотносить способы и условия действий.

- оценивать собственные возможности для выполнения ситуативного задания.

Коммуникативные умения:

- слушать и слышать собеседника, учитывая разные мнения;

- строить монологическое высказывание и вступать в диалог;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия.

Предметные умения:

Рассказывать о правописании:

- изученных суффиксов прилагательных;

- одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Определять и писать:

- прилагательные с изученными суффиксами;

- прилагательные с одной и двумя Н в суффиксе;

- прилагательные и их окончания.

Строить предложения, используя прилагательные с разными суффиксами.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

- П.И. Чайковский «Времена года. Зима».

- Репродукция картины С. Басова «Мороз и солнце».

Информационный материал:

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2014.

Демонстрационный материал

Карточки с алгоритмом.

Мультимедийная презентация.

Информативный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

Другие формы работы:

- индивидуальная

- парная


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы, настроить на работу.

Сформировать потребность в освоении изучения материала.

Определить лично значимую цель учебной деятельности.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

Беседа с классом ( )

Учитель: Доброе утро, ребята. Нам с вами повезло. Мы живём в таком крае, где можем наблюдать настоящую зиму.

Сегодня, идя в школу, я вспомнила, что у П.Чайковского есть чудесная музыка «Времена года». Отрывок из произведения этого талантливого композитора вы сейчас услышали.

- О каком времени года в нём идёт речь? (О зиме)

- Только ли музыка позволяет нам представить удивительную снежную зиму? С помощью чего человек может описать картину этого замечательного времени года? (Живопись, литература)

- Давайте посмотрим на картину русского художника Сергея Басова «Мороз и солнце». С чем она у вас ассоциируется? (Со стихами А.С. Пушкина)

- А.С. Пушкин талантливо описал морозный и солнечный день. А вы смогли бы тоже попробовать сделать это?

- Если мы будем создавать описание, то слова какой части речи нам особенно понадобятся? (Имена прилагательные)

- Посмотрите на картину С.Басова (№1) и на карточку №1 в раздаточном материале. Скажите, все ли прилагательные можно использовать при описании зимней картины?

(Карточка №1. Длинный, белый, ранний, авиационный, безветренный, соболиный, суровый, мягкий, серебряный, кожаный, пушистый, стеклянный, серебристый, ледяной, лебединый, таинственный, искристый, ветреный, яркий.)

- Подчеркните те, которые нам понадобятся.

Выполнение творческого задания ( )

Используя некоторые подчёркнутые вами прилагательные, опишите зиму, изображённую на картине С. Басова «Мороз и солнце». Выполните (на выбор) одно из заданий:

А) составьте 3-4 предложения на тему «Мороз и солнце», подчеркните использованные прилагательные, выделите в них суффиксы;

Б) составьте связный текст (3-5 предложений) на тему «Мороз и солнце», подчеркните использованные прилагательные, выделите в них суффиксы.

(Раздаточный материал – карточка №2)

Чтение учащимися 2-3 работ ( )

Постановка цели урока ( )

- Есть ли среди использованных вами прилагательных суффиксы, в которые входит буква Н? Назовите.

- Как вы думаете, почему у одних прилагательных в суффиксах пишется одна Н, а в других – НН?

- Исходя из поставленного вопроса, можно определить тему урока? (Формулировка темы урока - слайд 3)

- Чтобы разобраться в данной теме, какую цель вы поставите перед собой? (Формулировка лично значимой цели урока – слайд 4).

Личностные умения:

- проявить интерес к изучению темы.

Регулятивные умения:

- оценивать собственные возможности для выполнения ситуативного задания.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

деятельности

Блок А.

Цели:

  • Актуализировать знания о правописании суффиксов имён прилагательных;

  • Актуализировать умения формулировать вопросы по данной теме.

  • Актуализировать умение осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.

Научить

- определять ситуацию написания одной и двух Н;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания.


Задание №1 (З)

1.Выпишите прилагательные (карточка №1) в два столбика: 1. С одной Н; 2. С двумя Н.

2. Понаблюдайте за прилагательными и скажите, какие предположения можно выдвинуть по поводу написания в них Н-НН?

-н- -нн-

Длинный соболиный

Ранний серебряный

Безветренный кожаный

таинственный ледяной

авиационный лебединый

стеклянный ветреный

3. Запишите свои предположения в виде кластера:

(Обучающиеся составляют кластер, высказывая и отстаивая свои предположения. Один обучающийся записывает на доске. Учитель ничего не исправляет.)

Задание №2 (П)

4. Ребята, а как мы сможем проверить свои предположения? (Прочитать правило)

- Предлагаю взять на столе у себя листик с таблицей и изучить его. Изучили? Посмотрите на свой кластер и скажите, насколько вы были правы, когда формулировали правило? (Обучающиеся исправляют и дополняют кластер)

5. Достаточно ли знать правило? (Нет)

- Что ещё нужно обязательно? (Выработать порядок действий применения правила, то есть создать алгоритм)

- Создание алгоритма, его обсуждение. (Слайд 5)

Алгоритм

1. Задать к слову вопрос, определить часть речи.

2. Найти слово, от которого образовано данное прилагательное, выделить его основу.

3. Выделить суффикс, подчеркнуть гласную в нём (если есть).

4. Проверить, не является ли это слово исключением.

Задание №3 (У)

Спишите, вставьте н-нн в суффиксах имён прилагательных. Укажите существительные, от которых они образованы. Выделите суффиксы. Обозначьте условия выбора н-нн в них.

Пламе...ый, голуби...ый, конституцио...ый, цен...ый, ветре...ый, глиня...ый, орли...ый, ржа...ой, стекля...ый.

Самопроверка

Диагностика.

Найдите в таблице ошибки. Распределите слова правильно. Объясните написание н-нн в суффиксах имён прилагательных, обозначив орфограмму. (Карточка №6)

-н-

-нн-

Земля...ой

Соколи...ый

Деревя...ый

Чугу...ый

Искусстве...ый

Листве...ый

Овся...ый

Мыши...ый

Рефлексия:

- Всё ли у вас получилось?

- Что оказалось труднее всего? Почему, как вы думаете?

(Обучающиеся делятся впечатлениями)


.

Цели:

  • Актуализировать знания о знаках препинания внутри простого предложения.

  • Актуализировать умения формулировать вопросы по данной теме.

  • Актуализировать умения различать особенности обращений, вводных слов, сравнительных оборотов, однородных членов предложения;

  • Научить

- определять, чем осложнено простое предложение и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о постановке знаков препинания при обращениях, вводных словах, сравнительных оборотах, однородных членов предложения;

- правильно расставлять знаки препинания внутри простого осложнённого предложения;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.





Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий однородные члены предложения, сравнительные обороты, вводные слова, обращения и использовать их в активном словаре;

- определять особенности однородных членов предложения, сравнительных оборотов, вводных слов, обращений и обосновывать свое мнение;


Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания, используя правило;

- выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать правило постановки знаков препинания внутри простого осложнённого предложения;

- определять в предложениях слова, которые осложняют простое предложение, и правильно расставлять знаки препинания;



III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат деятельности


  • Стимулировать творческое отношение к процессу написания текста о чудесном сентябрьском лесе.

  • Научить:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для составления и написания письма;

- планировать учебную деятельность;

- составлять и оформлять текст, используя правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах, обращениях - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.



Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (репродуктивный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Репродуктивный вариант.

Впишите в текст слова в нужной форме так, чтобы получилось описание осеннего леса. Для выполнения задания используйте слова для справок.

Чудесен сентябрьский лес. (Какие?) … , (какие?) … листья чередуются с золотом клёнов и яркой зеленью елей. Ночи холодные, (вводное слово) … , за день солнце не успевает прогреть воздух. Пёстрая карусель листьев, падающих, (сравнительный оборот) …, оживляет эту незабываемую пору (какой?) …, (какой?)… осени. Мягкий ковёр, (сравнительный оборот)… , ложится к подножию деревьев.

Слова для справок:

Будто пух, золотой, вероятно, сиреневые, чудесной, пурпурные, словно парашютики.


Импровизационный вариант

Внесите исправления в текст, расставьте, где нужно, знаки препинания так, чтобы ваш друг был спокоен за вашу грамотность.

Чудесен сентябрьский лес. Сиреневые пурпурные листья чередуются с золотом клёнов и яркой зеленью елей. Ночи холодные вероятно, за день солнце не успевает прогреть воздух. Пёстрая карусель листьев, падающих, словно парашютики оживляет эту незабываемую пору чудесной, золотой осени. Мягкий ковёр будто пух ложится к подножию деревьев.


Эвристический вариант

Напишите текст-описание чудесного сентябрьского леса, используя эпитеты, сравнительные обороты, вводные слова, однородные члены предложения так, чтобы получился образный текст, который порадует ваших близких.

Личностные умения:

-проявлять творческое отношение к процессу написания текста о чудесном сентябрьском лесе. Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для составления и написания письма.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- составлять и оформлять текст, используя правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах, обращениях





IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика



Научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат учебной деятельности.

I .Задание на самоанализ

Закончите предложения:

Сегодня на занятии я хотел научиться ------------------------------для того, чтобы ……………………………………………………………….

I I. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я справился с поставленной целью на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», потому что ………………………………………………

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности


• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Повторить, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания внутри простого предложения

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

* Заполняется учителем по окончании изучения темы.



Домашнее задание: Задание на выбор.

1.Познакомьтесь с повестью А.С.Пушкина «Метель», обратите внимание на речь, на знаки препинания внутри простых предложений. Выводы запишите в тетрадь.

2. Выпишите из данного текста 6 предложений, осложнённых однородными членами предложения, вводными словами, сравнительными оборотами, обращениями.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!