Развивающие цели: формировать умение анализировать, делать выводы, контролировать.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые и осуществляемые УУД |
Организационный момент(1 мин) |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок «Улыбка» Вспомним слова из песни Владимира Шаинского «Улыбка»: «...Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся...». Поприветствуйте своего соседа по парте открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой. Поприветствуйте наших гостей на уроке улыбкой. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию. | Приветствуют учителя. Настраиваются на активную работу. | К.: формирование умения слушать и понимать других. Р.: организация учебной деятельности. |
Подготовка к основному этапу урока(12 мин) |
| Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке? | Учились с помощью циркуля, линейки и транспортира строить треугольник | К.: формирование умения слушать и понимать других. Л.: самоопределение, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Р.: организация учебной деятельности; целеполагание. П.: формулирование познавательной цели, проблемы. |
| Посмотрите на слайд и разгадайте ребус | Неравенство |
| Сегодня на уроке вы узнаете, что называют неравенством треугольника и сможете ответить на вопрос: «Из любых ли трёх отрезков можно построить треугольник?» | Определяют цель урока |
Актуализация знаний | |
| Давайте вспомним алгоритм построения треугольника с помощью циркуля и линейки | 1.Начертить отрезок, равный одной из сторон треугольника, обозначьте его концы буквами А и С. 2.Провести окружность с центром в точке А, радиусом, равным второй стороне окружности. 3.Провести окружность с центром в точке В, радиусом, равным третьей стороне окружности 4.Убедиться, что окружности пересекаются в двух точках. Обозначить одну из точек буквой В 5.Провести отрезки АВ и ВС | Л: формируют свое поведение в соответствии с определенной ситуацией. Проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний |
Создание проблемной ситуации | |
| Выполним практическое задание№1 Постройте треугольник, со сторонами равными 5см, 7см и 3см | Выполняют построение | Л: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний П: формулировать информационный запрос Р: определять критерии оценивания правила в виде текста К.: формирование умения прислушиваться к мнению окружающих; аргументирование своего мнения, умения корректно поправлять товарища. |
| Выполним практическое задание№2 постройте треугольник, со сторонами равными 5 см,3 см и 1 см | |
| Вы построили такой треугольник? | нет |
| В чем затруднение? | Такой треугольник не строится |
| Какой вопрос у вас возникает? | Почему такой треугольник не строится. |
Поиск решения |
| От чего зависит возможность построения треугольника? | От длин его сторон |
| Давайте сравним длину каждой стороны треугольника с суммой длин двух других сторон треугольника | Записывают равенства. № 1 5 7+3 75+3 3 7+5 № 2 1 5+3 3 5+1 5 1+3 |
| Какой вывод можно сделать для каждой стороны треугольника №1? Замечу, треугольник с данными сторонами мы смогли построить. | Сторона меньше, чем сумма двух других |
| Какой вывод можно сделать для каждой стороны треугольника №2? Замечу, треугольник с данными сторонами мы не смогли построить. | Существует сторона, которая больше суммы двух других |
| Какое предположение можно сделать о длинах сторон треугольника, чтобы его можно было построить? | Длина стороны треугольника должна быть меньше, чем сумма двух других. |
| Но сторона с длиной в 1см из второго треугольника тоже меньше, но треугольник не существует? | Длина не любой стороны, а каждой. |
| Откройте учебники и проверьте ваши выводы. (с.95) | Находят нужную теорему в учебнике. |
Усвоение новых знаний и способов действий(4 мин) |
| Выполните задание: (№307(2) из учебника) Определить, существует ли треугольник. | Сравнивают длину каждой стороны с суммой двух других и делают вывод. | П: извлекать необходимую информацию с помощью учебника и опытным путем; строить треугольники; структурировать знания; правильно формулировать ход выполнения заданий, использовать неравенство треугольника, применять на практике полученные выводы К: умение слушать и вступать в диалог Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
| Чтобы определить существует треугольник или нет, что для этого нужно сделать? | Сравнить каждую сторону треугольника с суммой двух других. |
| Записывают неравенства для треугольника. | |
| Как вы думаете, обязательно проверять все три стороны? | |
| Достаточно сравнить большую сторону треугольника, с суммой двух других. | Значит нужно записывать не три неравенства, а только одно, для большей стороны треугольника. |
| Определите существование оставшихся треугольников. | Записывают неравенства и делают выводы. |
Физкультминутка |
| Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели-встали, сели-встали За минутку сил набрались, Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь. | | |
Первичная проверка понимания (7 мин) |
| Организует работу в парах. На каждой парте лежат листочки с заданиями. Выберите номера тех треугольников, которые не существуют. | Выполняют задания, работая в парах. | К.: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать паре, умение слушать и понимать других, корректно поправлять товарища. П.: контроль результатов деятельности. Р.: формирование умения давать оценку в соответствии с уровнем усвоения материала. Л.: формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку. |
| Проверяет ответы, спрашивая по очереди участника из каждой пары | |
Закрепление знаний и способов действий(13 мин) |
| Учебник № 309. Вызывает двух человек к доске (каждый рассматривает по 2 случая). Остальные решают на месте. | Выполняют задание | П: извлекать необходимую информацию с помощью учебника и опытным путем; строить треугольники; структурировать знания; правильно формулировать ход выполнения заданий, использовать неравенство треугольника, применять на практике полученные выводы К: умение слушать и вступать в диалог Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
Подведение итогов урока(3мин) | |
| Какое новое соотношение между сторонами треугольника вы сегодня узнали? | Каждая сторона меньше суммы двух других | Р: констатировать необходимость продолжения действий П: умение использовать учебный материал Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании Л:оценка действий человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
| Существует ли треугольник со сторонами 1, 1 и 3 см? | Нет, т. К. 3 1+1 |
| Может ли сторона треугольника быть равной (больше) сумме двух других сторон? | Нет, только меньше |
| Приведите пример равнобедренного треугольника, который а) существует, б) не существует | а) 4,4, 6 б) 4,4,10 |
| Верно ли утверждение: если в треугольнике есть сторона меньшая сумму двух других, то треугольник существует? | Нет, т.к. все стороны должны быть меньше, а не только одна. |
Информация о домашнем задании(1мин) | |
| Откройте дневники и запишите дом. Задание: стр. 95, – читать; № 307(1), 308, 305 (по желанию) Принести 3 листа А4 каждому ученику. | Записывают задание на дом | |
Рефлексия (2мин) | |
| Продолжите фразу: Я узнал… Я понял, почему… Мне понравилось… Мне было трудно… Мне было неинтересно… | Высказывают свои мнения. | К.: формирование умения грамотно выражать свои мысли. Р.: умение оценить достигнутый результат. П.: умение высказываться в устной и письменной форме. Л.: чувство гордости за проделанную работу. |