СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Местоимение. Раздельное написание предлогов с местоимениями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Местоимение. Раздельное написание предлогов с местоимениями"»

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 64 Г.Иркутск

Семенова О.М.


Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Автор УМК В.В.Бабайцева

Тема урока Местоимение как часть речи. Раздельное написание предлогов с местоимениями

Тип урока урок систематизации ЗУН

Цель: актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать местоимения с предлогами

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, применять правило раздельного написания предлогов со словами;

Метапредметные: способность извлекать информацию из разных источников;

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия учителя и ученика

Формируемые

УУД


1.

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала



Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Доброе утро! Настройтесь на работу!

Сегодня мы будем читать, писать, выполнять задания, оценивать свою работу!

Давайте определим настроение:

Отличное? Хорошее? Не совсем готов?

Слушают учителя, вступают в диалог, готовят учебные материалы на рабочем столе

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению

Познавательные: осознают поставленную задачу

Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия

2.


Актуализация и проблемное учебное действие

Беседа, ответы на вопросы

На доске записаны три предложения:

  1. Осень- чудесная пора. Солнце светит ярко. Солнце обнимает своим теплом прохожих.

  2. Перед вами три предложения из сочинения ученика.

  3. Что могло не понравиться учителю в данных предложениях? Какую ошибку в употреблении слова он нашел?

  4. Запишите 2и 3 предложения, исправив недочет.

  5. Прочитайте, что получилось?

  6. Какую часть речи использовали, чтобы избежать ненужного повтора?

  7. Что мы знаем о местоимении?

  8. Предлагаю детям поработать в парах (на партах распечатанная табличка. Нужно заполнить пустые строки

Отвечают на вопросы, строят высказывания.
















Дети предполагают, что в 3 предложении неуместно употреблено существительное «солнце»







Солнце светит ярко. Оно обнимает своим теплом прохожих.


Местоимение






Местоимение часть речи….

Отвечает на вопросы…

Изменяется по…

В предложении является





Употребляются вместо существительных, бывают 1,2,3лица


изменяются по падежам, числам, родам в 3 лице, в предложении бывает подлежащим и дополнением.




Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на них, слушают, осуществляют свои действия в парах




3.

Выявление места и причины затруднения

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Прочитайте предложения. Выпишите из него все местоимения., определите лицо и падеж местоимений.

1. Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову. 2. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 3."Как мне не печалиться!" - ответил Иван-царевич. 4. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует. 5. Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра на пир привёз. 6. Отправляйся на пир, а я вслед за тобой буду. 7. Хоть бы в платочке её принёс.



Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.

Групповая, индивидуальная

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий

Познавательные устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем свои действия, операции

Коммуникативные: осуществляют свои действия в парах с учетом конкретных учебно- познавательных задач




Прочитайте запись:

У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, пред тобой, к ним.

Назовите лишнее, ответ обоснуйте.

Мне – лишнее, потому что без предлога






Формулируют ответ, высказывают и обосновывают свою точку зрения, вместе с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют учебную деятельность


4.

Целеполагание

Беседа по вопросам, формулировка правила, составление схемы.

Демонстрация презентации по теме

Правописание местоимений с предлогами

Местоимения с предлогами пишутся раздельно:

за мной, с тобой и т.д.

докажи!

За (кем) мной

С (кем?) тобой

От (кого?) меня

Измените местоимение 1 лица по падежам, используя предлоги!

И.п я

Р.п. у меня

Д.п. ко мне

В.п. на меня

Т.п. со мной

П.п. обо мне

Как пишутся предлоги со словами?

Почему?
























раздельно


предлог-это тоже слово!

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют учебную деятельность.


5.

Практическая деятельность

Игра, письменная работа

Игра «Сколько местоимений в тексте»

Прослушать текст, выписать местоимения, которые заметили.

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца. Я не понимал, что ей нужно и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Птица летает около человека и ловит насекомых на лету.


Какие местоимения выписали?

Как написали местоимения с предлогами? Почему?



Выписывают местоимения.























Я, ко мне, она, у нее, я, ей, он, мне.


Раздельно!

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать их

Познавательные: читают и слушают, извлекают информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают и исправляют допущенные ошибки

Коммуникативные: осуществляют учебную деятельность с учетом конкретных учебно- познавательных задач, задают вопросы для уточнения последовательной работы


6.

Первичное закрепление

Письменная работа

Закрепляем наши знания, выполняет небольшой тест

Тест

  1. Укажите местоимения 3 лица:

А) я,вы

Б) Он, они

В) мы, ты

2. укажите местоимения 2 лица

А) у тебя, у вас

Б) у меня, у нас

В) со мной, с ними

Г) с ним, с ними

3. в каком предложении местоимение является подлежащим?

А) У нас в классе есть аквариум.

Б) Сегодня я пришел раньше

В) Девочки вышли с нами на прогулку

4. Укажите предложение с местоимением 1-го лица, единственного числа:

А) Дам тебе я хлебной корки

Б) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.

В) Мы шли-шли—шли, земляничку нашли.


Выполняют тест

Индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


7.

Включение в систему знаний и повторение


Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Игра «Четвертый лишний»

На доске записаны группы слов. Одно слово в каждой группе лишнее. Обосновать свой ответ.

  1. Обо мне, о нас, нами, вам (вам- местоимение 2 лица)

  2. Их, о ней, меня, его (меня –местоимение 1 лица)

  3. Мы, но, он, вы (но-это союз)

  4. Тобой, вами, нас, о вас (нас- местоимение 1 лица)

Выполняют задания, обосновывая свой выбор

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: используют приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


8.

Рефлексия


Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания

Что нового узнали на уроке?

Какие затруднения выявились в процессе работы?

Дайте оценку нашей работе: в конце работы нарисуйте смайлик: веселый, если урок понравился. Грустный, если нет.

Определяют свое эмоциональное состояние

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и исследовательских, аналитических умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!