СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: "Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".»

Технологическая карта урока в 10 классе

Тема урока

Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Тип урока

Урок усвоения знаний

Вид урока

Комбинированный урок

Цели урока

познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Отцы и дети»; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения высказывать свое мнение и аргументировать его цитатами из произведений; воспитывать любовь к литературе.

образовательная

1. Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

2. Формировать навык анализа образа главного героя;

3. Формировать умение работать с таблицей.


развивающая

развивать навыки выразительного чтения, умение высказывать свое мнение и аргументировать его цитатами из произведений, научиться анализировать прозаические произведения.

воспитательная

Способствовать воспитанию любви к русской классической литературе

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Традиционные, информационные технологии

Методы обучения

По источнику передачи информации, получения знаний: словесные, наглядные, практические,

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Средства обучения

Цифровые средства обучения: проектор, компьютер, наглядные электронные ресурсы

Методические материалы: учебники, тексты произведений


Формы организации занятия

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Междисциплинарные связи

биология, зоология



Ход урока


Этапы занятия

Продолжи-тельность


Дидактические задачи

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный этап

1 мин.

Организовать направленное внимание на начало урока

Словесные

Приветствует учащихся, отмечает присутствующих

Настраиваются на урок

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

2 мин.

Заинтересовать обучающихся творчеством А.С.Тургенева

Наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные


Вызывает интерес и создает условия для мотивации уч-ся на активную учебную деятельность.

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.


3

Актуализация опорных знаний

4 мин.

исследовать с учащимися композицию романа «Отцы и дети»; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения высказывать свое мнение и аргументировать его цитатами из произведений; воспитывать любовь к литературе.

Наглядные, словесные






Знакомит учащихся с историческими сведениями, событий. Поддерживает внимание и интерес к изучаемой теме.

Задает вопросы учащимся.

«Сегодня мы заканчиваем наш разговор о романе Тургенева «Отцы и дети» мы уже знаем, что сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные. Но в романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Тургенев проводит своего героя по двум кругам жизненных испытаний.

Слушают задание. Воспринимают и запоминают материал урока.


Заполняют таблицу.

-










4

Изучение нового учебного материала

20 мин.

Анализ композиции романа

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый






Объясняет новый материал посредством словесного метода

Откройте ваши тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока: Композиционное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

«Так же давайте запишем в тетради эпиграф:


Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс.


(Д. И. Писарев)

Роман И. С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Ребята, давайте запишем в тетрадь определение слова композиция:

Композиция (от лат. Compositio - составление, связывание)- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.


Роман состоит из 28 глав (и только в 2 не появляется Е. Базаров). Автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, сам герой претерпевает внутренние изменения.


Наша задача: Проследить путь этих изменений, обнаружить их причины и последствия и подготовиться к ответу на вопрос: «Для чего И.Тургенев проводит своего героя по двум кругам жизненных испытаний?»

Теперь давайте составим таблицу, в которую по ходу урока мы будем вписывать итоги странствий главного героя.

1 круг странствий


2 круг странствий


Марьино



Никольское



Деревенька родителей








Итак, начинается первый круг странствий героя.

Произведение начинается с приезда Базарова в Марьино, имение Кирсановых.


- Какие события можно считать значимыми? Как проявляет себя главный герой?

Вывод: Базаров одинок, потому что он, как истинный нигилист, презирает всех, не признавая никаких авторитетов (записываем в таблицу)



Воспринимают материал, отвечают на вопросы, читают выразительно, анализируют произведения.

записывают тему урока












записывают в тетради определение термина «композиция». Ответы; 1. Композиция – это строение, структура произведения.























рисуют в тетради

таблицу







Ответы уч-ся:

- герой предстаёт как ярый материалист с резкими суждениями обо всём, презрительно отзывающийся об аристократах и с гордостью заявляющий о себе как о внуке пахаря земли. Его взгляды приводят к спору с Павлом Петровичем. Поездка в город способствует знакомству с “учениками” Базарова-Кукшиной и Ситниковым, презираемых главным героем не менее чем старшего Кирсанова. Там же он встречает Одинцову, первый взгляд на которую отличается цинизмом. Одинцова приглашает Аркадия и Евгения к себе в Никольское.

(записывают в таблицу).

5

Первичная проверка усвоения знаний

5 мин.

1. что такое композиция литературного произведения?


Словесные, наглядные, практические










Задает вопросы

Аркадий и Базаров принимают приглашение Одинцовой. Приезд в Никольское, имение А.С. Одинцовой.

Оба в неё влюблены. Как ведёт себя Базаров с Одинцовой? Что можно сказать о его чувствах к ней?


Обобщение : в Никольском Базаров вдруг “с негодованием сознаёт романтика в себе”; он пытается избавиться от зарождающейся любви (“Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком”). Он по-прежнему отрицает художественный вкус у себя, считает бесполезным изучать людей, потому что все они одинаковые и никакой загадки не имеют (“Люди что деревья в лесу”). Базаров интересен Анне Сергеевне, но он пугает её своим поведением: “страсть, похожая на злобу”, “пожирающий взгляд”. К тому же Одинцова принадлежит к аристократическим кругам, а это, по мнению главного героя, - признак вымирания.


Вывод: Базаров одинок из-за своих взглядов на любовь (записываем в таблицу).


Работают с текстом и анализируют, выразительно читают, отвечают на вопросы


6

Первичное закрепление знаний

3 мин



Как относится к своим родителям Евгений Базаров? Чем объясняется его поведение? Победил ли он своё чувство к Одинцовой? Как развиваются его отношения с Аркадием?


Обобщение: в родном доме Евгений не демонстрирует любви к родителям, так как, по Фогту, старики должны презираться. “…говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому же он ещё не успел отделаться от последних горьких впечатлений”. А как же его слова: если не добился толку от женщины, плюнь и забудь, свет клином не сошёлся? Аркадию он говорит, что злоба – признак выздоровления. Но так ли на самом деле? Злоба и бессилие приводят к тому, что он готов подраться с Аркадием. Их дружбе суждено скоро прекратиться: “никакая дружба не выдержит таких столкновений”. Уезжает Базаров из родительского дома, родители чувствуют свою отдалённость от сына: “только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”.


7

Контроль и самоконтроль знаний

3 мин



Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви к родителям, к женщине, к другу. Базаров не в состоянии противостоять своим чувствам, не может их побороть, не объяснить с точки зрения материализма (записываем в таблицу).

И вновь Марьино.

Какие события, происходящие в момент второго пребывания Базарова этом имении, можно назвать значимыми? Как они влияют на Базарова?










































Вывод: Базаров одинок, потому что его взгляды на любовь не подтверждаются, и он не может объяснить с точки зрения материализма своё внутренне состояние (записываем в таблицу).


По пути домой Базаров заезжает в Никольское.

Для чего он это делает? Что даёт читателю этот эпизод?


Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви и дружбы. Базаров одинок, потому что так он хочет сам, он сам сделал всё для того, чтобы остаться одному (записываем в таблицу).

Базаров возвращается домой. И больше никуда и никогда не поедет.

Почему Тургенев обрекает на смерть своего героя именно дома, на глазах у родителей? Меняется ли Базаров в конце своей недолгой жизни? И прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?


Вывод: Базаров не один, но понимает он это слишком поздно (записываем в таблицу).


Развенчивая некоторые взгляды Базарова, Тургенев не отказывает Базаровым в праве на существование. “Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать”, - И. С.Тургенев.


Композиционная роль эпилога — авторский взгляд на будущее России.

Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен).


Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России).

Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины).

Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.


Таким образом не в сословной принадлежности Одинцовой кроется отказ от любви Евгения. Дуэль с Павлом Петровичем – это ещё один момент, в который заложено много материала для поворота главного героя в другую сторону от его прямого нигилистического пути. Саму дуэль Базаров оценивает так: “как красиво и как глупо”, что несвойственно его материалистической природе. И всё же он соглашается и попадает в “феодалы”, презираемых им до дуэли и после неё Базаров встречает одного и того же мужика. В первый раз мужик не заламывает шапки, тем самым не признавая в Базарове барина. Во второй раз он это делает, подчеркивая принадлежность Евгения к аристократам. Павел Петрович отмечает благородство своего противника. Всё это злит Базарова, и он уезжает, навсегда разорвав отношения с Кирсановыми.


Обобщение: в Никольское он заворачивает “чёрт знает зачем”, но из разговора с Анной Сергеевной понятным становится читателю, что Базаров искал встречи с ней, ревнуя из-за Аркадия. Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь – чувство напускное. О неискренности его поведения говорят авторские ремарки и замечание самого Базарова, что у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, потому что их пути расходятся. Аркадий находит своё счастье с Катей. Для младшего Кирсанова, как и для Тургенева, любовь тождественна семье, и это неоспоримая ценность. Базаров, благословляя вместе с Одинцовой “молодых” на брак, невольно причисляет себя к “отцам”. Покидая Никольское, Базаров теряет дружбу и любовь.



Обобщение: в родном доме “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством”, “начал искать общества”, “он огорчён, он грустен – вот что ужасно”. Презрение к мужику оборачивается презрением. Участвуя в практике отца, не перестаёт подсмеиваться. Заразившись, думает о своих родителях больше, чем о себе, ссылаясь на простуду и усталость. “Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца”. Именно в этот момент герой решается “говорить красиво” с Одинцовой, с родителями. “Может ли нас возмущать процесс превращения трупов наших в великолепную растительность полей, а полевых цветов в орган мышления? Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего, тому она не может быть неприятной”, - писал один из учителей Базарова, Молешотт. Но сам Базаров говорит перед лицом смерти: “Старая штука смерть, а каждому внове”.

Описание могилы Базарова — декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность. («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подведение итогов.

2



Подготовиться к контрольной работе по творчеству И.С. Тургенева.





Использованная литература:

  1. Интернет-проект «Открытый урок»: Чичигина О.В. «Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова» 20..03.2008.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!