Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Холокост» в 10 классе»
Методическая разработка урока истории
в 10 классе по теме:
« Холокост в мировом кинематографе»
Ставропольский край, Георгиевский городской округ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
при исправительном учреждении
ст. Александрийская
Подготовила и провела учитель истории
Овсянникова Инна Анатольевна.
09.10.2022г.
Цель урока: изучить, как Холокост был представлен в кино, как документальные и художественные фильмы о Холокосте помогают понять трагедию.
Образовательная: познакомить учеников с историей и масштабами Холокоста, включая число жертв и места проведения массовых убийств.
Развивающая: анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: сопереживание и понимание судьб жертв Холокоста:
Тип урока: урок - круглый стол.
Формы работы учащихся: групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: Мультимедийное оборудование.
Виды деятельности: Работа с историческими документами, художественными и документальными фильмами о Холокосте.
Планируемые результаты:
Предметные. Развитие мышления, развитие исследовательских навыков.
Метапредметные. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, произносить импровизационную речь, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения взаимодействовать в статичных парах.
Личностные. Умения открыто выражать, отстаивать свою позицию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, выявлять мотивы поступков исторических лиц.
Регулятивные. Умение организовывать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные. Умение согласованно работать в группе.
"Запишите все это сейчас — запишите фильмы, запишите свидетелей, — потому что где—нибудь в будущем какой-нибудь ублюдок встанет и скажет, что этого никогда не было". - Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр.
Технологическая карта урока по теме «Холокост» в 10 классе
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Планируемые результаты: |
Организационный этап | 1.Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы. 2.Психологически подготовить учащихся к общению на уроке | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку | Регулятивные 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. Познавательные 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы) |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Представление вводного видео-ролика с кадрами из фильма о Холокосте для создания эмоциональной атмосферы. Объяснение важности изучения Холокоста через кино и его влияния на понимание истории. Предоставить статистику о масштабах Холокоста, уточнив, что в нем погибло около 6 миллионов евреев, а также множество других групп. Вопросы ученикам. Знаете ли вы что такое «Холокост»? 2. Коснулся ли Холокост ваших родных и знакомых? 3. Смотрели ли вы фильмы о Холокосте? | 1. На основе кадров из фильмов ученики высказывают свое понимание темы урока Учитель имеет право участвовать в обсуждении | 1. Извлекают информацию из кадров фильмов. 2.Объясняют свое понимание темы занятия. 3.Планируют учебное сотрудничество с учителем и товарищами |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | В начале этого сегмента урока, учитель рассказывает ученикам о времени и обстоятельствах, в которых появились первые фильмы о Холокосте. В начале 20-го века мир пережил Первую мировую войну, что создало фон для социальных и политических изменений, в том числе и в Германии. Фильм "Шоа" (режиссер Клод Ланцман), вышедший в 1985 году. Этот фильм считается одним из первых крупных произведений о Холокосте. Учитель рассказывает, что он был создан, чтобы документировать свидетельства выживших и навсегда сохранить память о трагедии. Вопросы для обсуждения: «Как фильмы могут влиять на наше восприятие истории?» и «Какие аспекты Холокоста могут быть лучше поняты через кино?» | Ученики обсуждают влияние кино на восприятие и понимание исторических событий. | Коммуникативные 1. Умение работать в группе 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. Личностные Ученики разовьют способность анализа и обсуждения сложных исторических событий и их влияния на современное общество. Ученики проявят эмпатию к жертвам Холокоста и смогут выразить свое понимание сложности и ужаса этой трагедии. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Указать на важность документальных фильмов, таких как «Шоа» и «Освенцим» внутри нацистского государства, для передачи точной истории. Подчеркнуть их роль в архивировании свидетельств о Холокосте. Фильмы как образовательный инструмент. Обсуждение того, как фильмы о Холокосте могут быть использованы в образовании для подростков и взрослых. | Группы обсуждают самостоятельно, анализируют. Отвечают на вопросы. Делают вывод. | |
Первичное закрепление | Обсуждаем фильм "Список Шиндлера" (режиссер Стивен Спилберг), вышедший в 1993 году. Этот фильм сфокусирован на истории Оскара Шиндлера, немецкого предпринимателя, который спас множество евреев. Говорим о разнообразии жанров фильмов о Холокосте, включая документальные, драмы, и даже мультфильмы. | Выводы учеников. | |
Первичное закрепление | Упоминаем такие фильмы, как «Последний этап» (режиссер Ванда Якубовска), «Жизнь прекрасна» (режиссер Роберто Бениньи) или «Пианист» (режиссер Роман Полански), которые представляют человеческие истории среди хаоса и ужаса Холокоста. Важно подчеркнуть, что каждый фильм о Холокосте вносит свой вклад в понимание и сохранение этой трагедии. Они помогают нам запомнить прошлое и обязаны вызывать у нас глубокие чувства и рефлексии. Поощрение учеников задавать вопросы и высказывать свои мысли. Можно ли касаться этой темы, вынося ее на массовые экраны? | Выводы учеников. Ответы на вопросы. | |
Творческое применение и добывание знаний | Через фильмы мы увидели борьбу людей за выживание и сопротивление в условиях экстремального угнетения. Эти фильмы иллюстрируют важную роль в передаче истории Холокоста и предупреждении о последствиях ненависти и дискриминации. Обсуждение: Какие уроки можно извлечь из Холокоста для современного общества: уважение к правам человека, ненависти и предвзятости. Осведомленности, чтобы предотвратить подобные события в будущем. Девочка из Архангельской области, село Афанасьево, участвующая в конкурсе, организованном российским Центром «Холокост» после просмотра фильма «Пианист» назвала свое эссе "Я никогда не буду прежней". На кольце, которое подарили спасенные евреи Шиндлеру была надпись из Талмуда :«Кто спас одну жизнь, спас весь мир». | Ответы учеников | |
Рефлексия | Подытожить ключевые моменты урока и основные уроки Холокоста. Подчеркнуть важность помнить о прошлом и стремиться к более справедливому и толерантному обществу. Поблагодарить учеников за их участие и интерес к теме. Звучит музыка из фильма "Список Шиндлера" | Ученики анализируют и обсуждают сложные исторические события и их влияния на современное общество. | |
Д.З. По теме урока сделать домашнее задание в виде эссе, стихотворения, рисунка и т. д. | Комментирует формы выполнения домашнего задания. | Определяют для себя домашнее задание по своим способностям и интересам | |