I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Здравствуйте. В одной из газет появилась статья, в которой утверждалось, что возможной причиной старческого слабоумия является повышенное содержание алюминия в организме. Как показали опыты, поставленные в ряде стран, растворенный алюминий проявляет значительную биохимическую активность, вытесняя из молекул некоторых ферментов такие важные для жизни элементы, как магний, кальций, железо. В результате нарушается ход многих биохимических процессов в организме. Каким образом алюминий может попасть в организм человека и других животных? Вопросы. 1. Охарактеризуйте положение алюминия в периодической системе химических элементов, в электрохимическом ряду напряжения металлов; строение атома, составьте электронную формулу. 2. Что одновременно объединяет и отличает Францию и Северный Урал России? 3. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи? 4. Почему в алюминиевой посуде нельзя варить щи, варенье из кислых ягод и фруктов, хранить молоко, квасить капусту? Запишите в рабочий лист нашу тему: «Алюминий» Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами разделимся на группы и каждая группа будет работать над заданиями. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 3. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. |
II. Поиск решения. | Класс делится на группы: 1. Положение алюминия в периодической системе химических элементов, в электрохимическом ряду напряжения металлов. | Строение атома алюминия, его электронная формула, степени окисления | | | http://himege.ru/alyuminij-xarakteristika-elementa/ 2. Вопрос | Ответ | Найдите из других источников дополнительную информацию о нахождении и распространённости алюминия в природе. Что одновременно объединяет и отличает Францию и Северный Урал России? | Объединяют запасы бурых бокситов. Но Франция не стала бокситовой державой, а Северный Урал является сокровищницей для алюминиевой промышленности России. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a09bc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch11_18_19.jpg 3. Вопрос | Сырье | Условия реакции | Уравнение реакции | Опишите способы получения алюминия. | | | | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8d446185-f4cc-a12a-3784-b7c2b4173adc/? 4. Вопрос | Ответ | Найдите информацию о физических свойствах алюминия. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи? | Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7819-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.JPG 5. Вопрос | Уравнение реакции | Условия протекания реакции | Техника безопасности | Запишите химические свойства алюминия, возможные реакции осуществите практически. Почему в алюминиевой посуде нельзя варить щи, варенье из кислых ягод и фруктов, хранить молоко, квасить капусту? Ответ: На поверхности алюминия всегда существует оксидная пленка, предохраняющая металл от дальнейшего окисления. Соли и органические кислоты, содержащиеся в овощах, ягодах и фруктах, разрушают эту пленку, и он частично переходит в пищу. Именно поэтому алюминиевые кастрюли следует использовать только для приготовления таких блюд, которые содержат мало кислот и обычное количество соли (варка картофеля, различных каш, макарон). | | | | http://himege.ru/alyuminij-xarakteristika-elementa/ 6. Вопрос | Варианты ответов | Каким образом алюминий может попасть в организм человека и других животных? | Алюминий попадет в организм человека в основном с водой. Из воды поступает 5-8% алюминия. В настоящее время в технологии подготовки питьевой воды используют «...алюминий - вещество, оказывающее нейрогенное действие на организм. В ходе коагуляции воды соединениями алюминия, содержание этого металла в питьевой воде, особенно в период паводка и цветения водоёмов, может увеличиваться в 2 и более раз. Накопленные за последние годы данные свидетельствуют о практически повсеместном ухудшении санитарно-технического состояния распределительных водопроводных сетей и возможности, в связи с этим, вторичного загрязнения в них питьевой воды». Существуют также другие источники попадания ионов алюминия в организм человека, которые на данный момент изучены гораздо меньше. Считается, что алюминий может попасть в организм человека также через воздух (вдыхание паров), косметические и парфюмерные средства (помада, дезодоранты), лекарственные препараты, а также через алюминиевую посуду, в которой готовится пища. | Учащиеся отвечают на вопросы по группам, заполняют рабочий лист урока. – Как ответим на вопросы урока? | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян п. 16 упр. 4 (устно), 6 (письменно), 7 (повышенной сложности, письменно) – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? | Все понял | Частично понял | Ничего не понял | 1. Строение атома алюминия | | | | 2. Физические свойства алюминия | | | | 3. Химические свойства алюминия | | | | 4.Значение алюминия | | | | 5. Доволен ли ты своей работой? | | | | | |