СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Алюминий"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: "Алюминий" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Алюминий"»

Технологическая карта урока


Урок по химии в 9 классе по теме: «Алюминий»

УМК: Химия. 9 класс: учебник О.С. Габриелян

Цель урока: рассмотреть строение атома, получение, физические и химические свойства алюминия, показать взаимосвязь его строения и свойств.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся об алюминии, строении его атома, физических и химических свойствах, его нахождении в природе и значении для человека.

  2. Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы.

  3. Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные результаты: сформированность ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные результаты: определять строение атома алюминия; определять физические и химические свойства алюминия; определять значение алюминия для человека.

Вид кейса: обучающий

Тип кейса: эвристический кейс

Для решения проблемы подготовлен кейс.

Работа с кейсом:

За несколько дней обучающимся озвучиваются темы следующих занятий «Алюминий». Также проговаривается о том, что занятия будет проводиться в режиме кейс-метода. Школьники самостоятельно находят информацию по данной теме и знакомятся с ней.

Сам кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. Занятие делится на несколько частей: сначала изучаем строение атома, физические, химические свойства и получение алюминия. На первую часть отводится 40 минут.

Затем организуется работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников, ученики в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Выполняются практические задания на знания химических свойств алюминия. На следующем этапе организуется обсуждение вариантов решений групп. Подводятся итоги, обобщаются полученные результаты. Итоговую часть занятия проводит преподаватель. Этот этап имеет длительность около 40 минут.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, ЭОР.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Здравствуйте.

В одной из газет появилась статья, в которой утверждалось, что возможной причиной старческого слабоумия является повышенное содержание алюминия в организме. Как показали опыты, поставленные в ряде стран, растворенный алюминий проявляет значительную биохимическую активность, вытесняя из молекул некоторых ферментов такие важные для жизни элементы, как магний, кальций, железо. В результате нарушается ход многих биохимических процессов в организме.

Каким образом алюминий может попасть в организм человека и других животных?

Вопросы.

1. Охарактеризуйте положение алюминия в периодической системе химических элементов, в электрохимическом ряду напряжения металлов; строение атома, составьте электронную формулу.

2. Что одновременно объединяет и отличает Францию и Северный Урал России?

3. Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?

4. Почему в алюминиевой посуде нельзя варить щи, варенье из кислых ягод и фруктов, хранить молоко, квасить капусту?

Запишите в рабочий лист нашу тему: «Алюминий»

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами разделимся на группы и каждая группа будет работать над заданиями.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

3. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.


II.

Поиск решения.

Класс делится на группы:

1.

Положение алюминия в периодической системе химических элементов, в электрохимическом ряду напряжения металлов.


Строение атома алюминия, его электронная формула, степени окисления



http://himege.ru/alyuminij-xarakteristika-elementa/


2.

Вопрос

Ответ

Найдите из других источников дополнительную информацию о нахождении и распространённости алюминия в природе.

Что одновременно объединяет и отличает Францию и Северный Урал России?





Объединяют запасы бурых бокситов. Но Франция не стала бокситовой державой, а Северный Урал является сокровищницей для алюминиевой промышленности России.



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a09bc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch11_18_19.jpg


3.

Вопрос

Сырье

Условия реакции

Уравнение реакции

Опишите способы получения алюминия.






http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8d446185-f4cc-a12a-3784-b7c2b4173adc/?


4.

Вопрос

Ответ

Найдите информацию о физических свойствах алюминия.

Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи?



Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает световые лучи.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7819-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.JPG


5.

Вопрос

Уравнение реакции

Условия протекания реакции

Техника безопасности

Запишите химические свойства алюминия, возможные реакции осуществите практически.


Почему в алюминиевой посуде нельзя варить щи, варенье из кислых ягод и фруктов, хранить молоко, квасить капусту?

Ответ:

На поверхности алюминия всегда существует оксидная пленка, предохраняющая металл от дальнейшего окисления. Соли и органические кислоты, содержащиеся в овощах, ягодах и фруктах, разрушают эту пленку, и он частично переходит в пищу. Именно поэтому алюминиевые кастрюли следует использовать только для приготовления таких блюд, которые содержат мало кислот и обычное количество соли (варка картофеля, различных каш, макарон).







http://himege.ru/alyuminij-xarakteristika-elementa/


6.

Вопрос

Варианты ответов

Каким образом алюминий может попасть в организм человека и других животных?


Алюминий попадет в организм человека в основном с водой. Из воды поступает 5-8% алюминия. В настоящее время в технологии подготовки питьевой воды используют «...алюминий - вещество, оказывающее нейрогенное действие на организм. В ходе коагуляции воды соединениями алюминия, содержание этого металла в питьевой воде, особенно в период паводка и цветения водоёмов, может увеличиваться в 2 и более раз. Накопленные за последние годы данные свидетельствуют о практически повсеместном ухудшении санитарно-технического состояния распределительных водопроводных сетей и возможности, в связи с этим, вторичного загрязнения в них питьевой воды».

Существуют также другие источники попадания ионов алюминия в организм человека, которые на данный момент изучены гораздо меньше. Считается, что алюминий может попасть в организм человека также через воздух (вдыхание паров), косметические и парфюмерные средства (помада, дезодоранты), лекарственные препараты, а также через алюминиевую посуду, в которой готовится пища.


Учащиеся отвечают на вопросы по группам, заполняют рабочий лист урока.

– Как ответим на вопросы урока?


Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.





Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.



III. Самостоятельное применение знаний.


Выставление оценок в группах: за работу на уроке – одна оценка, за собранную информацию – вторая оценка. Итоговая – средний балл.


Ф.И.

за работу на уроке

за собранную информацию

Итоговая – средний балл





Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе.




ΙV.

Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян п. 16 упр. 4 (устно), 6 (письменно), 7 (повышенной сложности, письменно)

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?


 

Все понял

Частично понял

Ничего не понял

1. Строение атома алюминия

 

 

 

2. Физические свойства алюминия

 

 

 

3. Химические свойства алюминия

 

 

 

4.Значение алюминия




5. Доволен ли ты своей работой?

 

 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!