СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку 4 клас Тема: Словосочетание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 4 клас Тема: Словосочетание»

Технологическая карта урока по русскому языку

Класс: 4

Тема: Словосочетание

Цель урока: создание условий для формирования ценностных отношений к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.

Задачи:

Образовательная: Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.

Развивающая:  Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.

Воспитательная: Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество..

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. Определять цель деятельности с помощью учителя.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Уметь определять способ и результат действия.

Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности.









Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивационный.




«Мы рады приветствовать

Вас в классе нашем

Возможно, есть классы

И лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!»

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Л: воспринимать речь, обращенную к учащимся


Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

-Итак, начинаем! Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила работы.

-На слайде предложение: «Тучи нависли над землей, блеснула молния, раздался удар грома»(слайд1).

-Чего не хватает в этом предложении?

-Дополните его. Посмотрим, какое  предложение у вас получится. Определите в группах и запишите его в тетрадь. Прочитайте, что получилось.

-Как изменилось ваше предложение? Какую роль играют имена прилагательные в речи?

-Я тоже составила предложение: «Грозовыми тучи нависли над землей, блеснула яркую молния, раздался сильному удар грома» (слайд2)

-Понятно ли мое предложение? Почему?

-А я с вами не согласна. Род и число имен существительных и прилагательных у меня совпадают.

-В чем проблема?

-Назовите грамматические признаки имен прилагательных. (Дети говорят, что они знают об имени прилагательном и что умеют: «Я знаю», «я умею»).

-Как их  определить?

-Давайте проверим, задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Что можно сказать?

-Определите грамматические признаки своих прилагательных. Озвучьте их.

Занимаются словарной работой

Р: принимать и сохранять уч. задачу


2.Постановка учебной задачи


Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

  -Почему же эти признаки совпадают у этих слов? Как  можно назвать эти сочетания слов? (словосочетаниями)

-Вам уже знаком термин «словосочетание», он употребляется в учебнике и мы часто на уроках с ним встречаемся. А что такое словосочетание? Что есть у словосочетания? (Дети говорят, что они знают о словосочетании: «Я знаю»).

-Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите на данном уроке?

-Исправим мое предложение. 

-Выпишите словосочетания из предложения. Найти главное и зависимое слово.

-Проверьте. Найдите ошибки. (слайд3) Какую цель поставите на данном этапе урока? Что не является словосочетанием?Докажите. Запишите в таблицу(Приложение №1). Вывод: грамматическая основа не является словосочетанием.

грозовые тучи

нависли над землей

блеснула молния

яркая молния

раздался удар

удар грома


Р: Постановка и

формулирование темы урока

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.




-Прочитайте предложение, выпишите словосочетания. Проверьте:

«Веселое и яркое солнце ворвалось в комнату» (слайд4)

веселое утро

веселое и яркое

яркое утро

ворвалось в комнату

-Чем являются в предложении слова «веселое и яркое»?

-Какой вопрос я вам хотела бы задать? Предугадайте.

-Какая задача стоит сейчас перед вами? («Определить, а будут ли однородные члены являться словосочетаниями?») Как вы думаете? Ответьте на него. («Нет, т.к. нельзя задать вопрос от одного слова к другому»). Значит, какой вывод? («Однородные члены предложения не являются словосочетаниями»). Записать в таблицу.


П: Запоминание необходимой информации


К: Участвовать в диалоге


Физ.минутка

Вижу, вы немного устали, давайте разомнемся. Поднимайтесь из-за парт.

Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания:

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь)

Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь)

Рано утром (раннее утро

Повторяют движения

Р:Контролировать свои действия

4.Закрепление.

Практический, самостоятельная работа.

-Распределите сочетания слов на две группы:

         Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, легкий на подъем, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, правое колесо.

-Прочитайте. По какому признаку вы разбили их на группы?(«Фразеологизмы и словосочетания»).

-Что называют фразеологизмами? Какую задачу сейчас поставите перед собой?( «Являются ли фразеологизмы словосочетаниями»). Тогда будем ее решать. Какие у вас предположения? («Фразеологизмы не являются словосочетаниями») Почему? («Фразеологизмы можно назвать одним словом. А словосочетания нет»). Да, действительно, значение фразеологизмов не зависит от значения слов в них входящих. Фразеологизмы имеют переносное значение. Выявим значение фразеологизмов. ( «Золотые руки-мастер своего дела, белая ворона-резко выделяющийся человек среди окружающих его людей, дырявая голова-человек с очень плохой памятью, легкий на подъем-легко может пойти или поехать куда-то, правая рука-первый помощник»). А в словосочетании одно прилагательное можно заменить другим, словосочетание имеет самостоятельное значение. Определим в словосочетаниях главное слово и зависимое. Как они связаны?

-Вывод. Записать в таблицу.

7.Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Найти 4-ое лишнее. Доказать. Списать слова, найти главное и зависимое слово:

1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно.

2.Душистая сирень, без задних ног, пахнет дождём, весёлые голоса.

3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево.

Проверка по группам.

П: Свободно ориентироваться в полученной информации

П: Запоминание необходимой информации


5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание.

-Итак, что вы узнали сегодня нового на уроке? Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? А что такое словосочетание? Из чего оно состоит? Как связаны слова между собой в словосочетании?

-Я прочитаю стихотворение, а вы определите ключевые слова сегодняшнего урока:

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Домашнее задание

С. 22 №28












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!