1.Мотивационный. | «Мы рады приветствовать Вас в классе нашем Возможно, есть классы И лучше, и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень тепло!» | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Л: воспринимать речь, обращенную к учащимся |
Актуализация знаний. Словесный, репродуктивное задание. | -Итак, начинаем! Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила работы. -На слайде предложение: «Тучи нависли над землей, блеснула молния, раздался удар грома»(слайд1). -Чего не хватает в этом предложении? -Дополните его. Посмотрим, какое предложение у вас получится. Определите в группах и запишите его в тетрадь. Прочитайте, что получилось. -Как изменилось ваше предложение? Какую роль играют имена прилагательные в речи? -Я тоже составила предложение: «Грозовыми тучи нависли над землей, блеснула яркую молния, раздался сильному удар грома» (слайд2) -Понятно ли мое предложение? Почему? -А я с вами не согласна. Род и число имен существительных и прилагательных у меня совпадают. -В чем проблема? -Назовите грамматические признаки имен прилагательных. (Дети говорят, что они знают об имени прилагательном и что умеют: «Я знаю», «я умею»). -Как их определить? -Давайте проверим, задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Что можно сказать? -Определите грамматические признаки своих прилагательных. Озвучьте их. | Занимаются словарной работой | Р: принимать и сохранять уч. задачу |
2.Постановка учебной задачи Словесный, Слово учителя, Беседа. | -Почему же эти признаки совпадают у этих слов? Как можно назвать эти сочетания слов? (словосочетаниями) -Вам уже знаком термин «словосочетание», он употребляется в учебнике и мы часто на уроках с ним встречаемся. А что такое словосочетание? Что есть у словосочетания? (Дети говорят, что они знают о словосочетании: «Я знаю»). -Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите на данном уроке? -Исправим мое предложение. -Выпишите словосочетания из предложения. Найти главное и зависимое слово. -Проверьте. Найдите ошибки. (слайд3) Какую цель поставите на данном этапе урока? Что не является словосочетанием?Докажите. Запишите в таблицу(Приложение №1). Вывод: грамматическая основа не является словосочетанием. грозовые тучи нависли над землей блеснула молния яркая молния раздался удар удар грома | | Р: Постановка и формулирование темы урока Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.Решение учебной задачи. Словесный, беседа. | -Прочитайте предложение, выпишите словосочетания. Проверьте: «Веселое и яркое солнце ворвалось в комнату» (слайд4) веселое утро веселое и яркое яркое утро ворвалось в комнату -Чем являются в предложении слова «веселое и яркое»? -Какой вопрос я вам хотела бы задать? Предугадайте. -Какая задача стоит сейчас перед вами? («Определить, а будут ли однородные члены являться словосочетаниями?») Как вы думаете? Ответьте на него. («Нет, т.к. нельзя задать вопрос от одного слова к другому»). Значит, какой вывод? («Однородные члены предложения не являются словосочетаниями»). Записать в таблицу. | | П: Запоминание необходимой информации К: Участвовать в диалоге |
Физ.минутка | Вижу, вы немного устали, давайте разомнемся. Поднимайтесь из-за парт. Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания: Цветок из стекла (стеклянный цветок) Сок из малины (малиновый сок) Окунь из моря (морской окунь) Дождь летом (летний дождь) Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь) Рано утром (раннее утро | Повторяют движения | Р:Контролировать свои действия |
4.Закрепление. Практический, самостоятельная работа. | -Распределите сочетания слов на две группы: Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, легкий на подъем, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, правое колесо. -Прочитайте. По какому признаку вы разбили их на группы?(«Фразеологизмы и словосочетания»). -Что называют фразеологизмами? Какую задачу сейчас поставите перед собой?( «Являются ли фразеологизмы словосочетаниями»). Тогда будем ее решать. Какие у вас предположения? («Фразеологизмы не являются словосочетаниями») Почему? («Фразеологизмы можно назвать одним словом. А словосочетания нет»). Да, действительно, значение фразеологизмов не зависит от значения слов в них входящих. Фразеологизмы имеют переносное значение. Выявим значение фразеологизмов. ( «Золотые руки-мастер своего дела, белая ворона-резко выделяющийся человек среди окружающих его людей, дырявая голова-человек с очень плохой памятью, легкий на подъем-легко может пойти или поехать куда-то, правая рука-первый помощник»). А в словосочетании одно прилагательное можно заменить другим, словосочетание имеет самостоятельное значение. Определим в словосочетаниях главное слово и зависимое. Как они связаны? -Вывод. Записать в таблицу. 7.Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Найти 4-ое лишнее. Доказать. Списать слова, найти главное и зависимое слово: 1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно. 2.Душистая сирень, без задних ног, пахнет дождём, весёлые голоса. 3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево. Проверка по группам. | | П: Свободно ориентироваться в полученной информации П: Запоминание необходимой информации |
5.Рефлексия. Словесный, репродуктивное задание. | -Итак, что вы узнали сегодня нового на уроке? Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? А что такое словосочетание? Из чего оно состоит? Как связаны слова между собой в словосочетании? -Я прочитаю стихотворение, а вы определите ключевые слова сегодняшнего урока: Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. | К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |