СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: Научиться писать и оформлять письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.

Воспитательные: пропагандировать ценностное отношение к слову; содействовать взаимодействию учащихся в парной работе, проявлению уважения друг к другу. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Письмо"»

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс

5

Тема урока:

Р.Р.Письмо. §43

Учитель:

Танктырова Евгения Николаевна

Тип урока:

Урок развития речи, урок «открытия» нового знания, комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий

Цель:

Создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей

Задачи:

Образовательные: Научиться писать и оформлять письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.

Воспитательные: пропагандировать ценностное отношение к слову; содействовать взаимодействию учащихся в парной работе, проявлению уважения друг к другу. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах

Планируемые результаты

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Понятия и термины

Письмо, адрес, конверт, адресат, адресант, индекс,

УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организация начала урока.

Друзья мои, я очень рада

войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз!

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Приветствуют учителя и друг друга.







Готовятся к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

II.

Мотивация учебной деятельности.


Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки.

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

(Учитель загадывает загадки. Слайд: )

-Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока.

- Что мы сегодня узнаем на уроке?





- Чему научимся?

(Слайд: Задачи урока)

- Давайте запишем дату и тему нашего сегодняшнего урока.

Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма.








- Письмо






- Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме.


- Правильно писать письма, подписывать конверт

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.


Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


III.

Усвоение новых знаний.

  1. Беседа.

- Ребята, кто-нибудь из вас получал письма? А ваши родители получали письма?

- А почему же этот способ общения уходит из нашей жизни?



- Что же, на ваш взгляд, принесёт больше радости: мгновенно доставленное sms-сообщение или такое вот письмо?

2. Словарная работа. - Давайте обратимся к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, прочитаем определение письма и запишем его. (слайд)

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

3. История письма. Прежде чем мы обратимся к параграфу в учебнике, необходимо знать историю письма: откуда оно произошло, что представляли собой письма. Об этом нам расскажет группа историков.

4. Работа с учебником. Теперь давайте обратимся к учебнику, к теоретическим сведениям §43 на стр. 101.

Итак, письма различают деловые и личные. Деловые письма мы будем более подробно изучать в старших классах. Сейчас наша задача научиться писать личные письма.

5. Словарный диктант

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи, адресат, адресант, индекс.

- Встретились ли вам незнакомые слова в словарном диктанте?

Адресат – лицо, которому адресовано письмо.

Адресант – автор письма.

Индекс – условное обозначение в системе какой-либо классификации.



- Ответы учащихся




- Его вытесняют другие, современные средства общения: телефон, интернет.






- Письмо






Дети читают и записывают определение слова






Выступление историков (приложение 1)






Ученик читает теория §43 на стр. 101.










Обучающиеся записывают слова под диктовку.




Слайд

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

V.

Релаксация

Физическая минутка.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперед,

Раз – согнуться, разогнуться

Два – согнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Пять и шесть – тихо сесть.

Дети выполняют зарядку

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI.

Первичная проверка усвоения знаний.

  1. Составление письма (Слайд)

Ну, а теперь давайте поговорим о строении письма.

Каждое письмо начинается с обращения.

-Что такое обращение? И как оно выделяется на письме?

-Каким словами обычно начинаем мы письма?


-Учтите, что в слове «Здравствуйте» имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье”

-Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные.


После обращения следует вступление, где мы можем задать вопросы о жизни адресата, возможны пожелания, добрые слова в его адрес.

Далее идет основная часть с информацией о себе или той, которой вы желаете поделиться, также вы можете передать приветы (родным, друзьям, смотря кому вы пишите письмо).

Ну и заключительная часть обычно содержит слова прощания, благодарности.


  1. Заполнение конверта (Слайд)

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. адресанта в Р.п.

Ф.И.О. адресата в Д.п.

3. Внизу пишется индекс (6 цифр - образец на конверте)


  1. Прослушивание письма.

Мои папа и мама!

Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.

До свидания, ваш сын, дядя Шарик.



  1. Самостоятельная работа

- Найдите в письме Дяди Федора предложение с обращением и однородными членами предложения, подчеркните их.




Ответы обучающихся.

- Привет или здравствуйте




- С прописной буквы
















Обучающиеся подписывают конверт














Смотрят мультфильм












Работают над текстом письма Дяди Федора

Личностные умения:

- проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма), к природе (описанию золотой осени).


Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.


Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


VII.


Рефлексия.

-Над какой темой вы работали?

-Что узнали?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?


Ответы обучающихся

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VIII.


Информация о домашнем задании:


1. -Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок?

-А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?

Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишите письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками.

  1. Напишите письмо-поздравление ко Дню матери.


Запись д/задания в дневнике.

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности



Приложение 1.

ИСТОРИКИ:

Первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении была очень велика, поэтому им приходилось язык придумывать. Сначала это был язык жестов, потом они научились говорить словами. Но необходимо было еще пере­давать информацию на расстоянии.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помога­ет людям общаться на расстоянии. Много лет назад, когда человек не умел пи­сать, люди обменивались при помощи знаков.

Перед вами первые письма:

1. Письмо КИПУ - палочка с навязанными разноцветными шнурками с узел­ками, которую можно послать с гонцом как письмо.

2. А это ирокезское письмо ВАМПУМ: пояс или жезл с прикрепленными ра­кушками разного цвета или размера.

3. Потом появилось письмо - рисунок - ПИКТОГРАФИЯ.

Но пользуясь такими письмами, никто не мог быть уверен , что его правильно поймут, для этого надо было заранее договариваться, что будет обозначать каж­дый знак.

Прошло несколько тысячелетий, прежде чем люди научились общаться при помощи слов.







Приложение 2.

Мои папа и мама!

Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась.

До свидания, ваш сын, дядя Шарик.































Приложение 3.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!