I. | Организация начала урока. | Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз! - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Приветствуют учителя и друг друга. Готовятся к уроку. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. | Мотивация учебной деятельности. | Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки. Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит. (Учитель загадывает загадки. Слайд: ) -Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока. - Что мы сегодня узнаем на уроке? - Чему научимся? (Слайд: Задачи урока) - Давайте запишем дату и тему нашего сегодняшнего урока. Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. | - Письмо - Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме. - Правильно писать письма, подписывать конверт | Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
III. | Усвоение новых знаний. | Беседа. - Ребята, кто-нибудь из вас получал письма? А ваши родители получали письма? - А почему же этот способ общения уходит из нашей жизни? - Что же, на ваш взгляд, принесёт больше радости: мгновенно доставленное sms-сообщение или такое вот письмо? 2. Словарная работа. - Давайте обратимся к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, прочитаем определение письма и запишем его. (слайд) Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. 3. История письма. Прежде чем мы обратимся к параграфу в учебнике, необходимо знать историю письма: откуда оно произошло, что представляли собой письма. Об этом нам расскажет группа историков. 4. Работа с учебником. Теперь давайте обратимся к учебнику, к теоретическим сведениям §43 на стр. 101. Итак, письма различают деловые и личные. Деловые письма мы будем более подробно изучать в старших классах. Сейчас наша задача научиться писать личные письма. 5. Словарный диктант Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи, адресат, адресант, индекс. - Встретились ли вам незнакомые слова в словарном диктанте? Адресат – лицо, которому адресовано письмо. Адресант – автор письма. Индекс – условное обозначение в системе какой-либо классификации. | - Ответы учащихся - Его вытесняют другие, современные средства общения: телефон, интернет. - Письмо Дети читают и записывают определение слова Выступление историков (приложение 1) Ученик читает теория §43 на стр. 101. Обучающиеся записывают слова под диктовку. Слайд | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности |
V. | Релаксация Физическая минутка. | Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперед, Раз – согнуться, разогнуться Два – согнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, Пять и шесть – тихо сесть. | Дети выполняют зарядку | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
VI. | Первичная проверка усвоения знаний. | Составление письма (Слайд) Ну, а теперь давайте поговорим о строении письма. Каждое письмо начинается с обращения. -Что такое обращение? И как оно выделяется на письме? -Каким словами обычно начинаем мы письма? -Учтите, что в слове «Здравствуйте» имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье” -Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. После обращения следует вступление, где мы можем задать вопросы о жизни адресата, возможны пожелания, добрые слова в его адрес. Далее идет основная часть с информацией о себе или той, которой вы желаете поделиться, также вы можете передать приветы (родным, друзьям, смотря кому вы пишите письмо). Ну и заключительная часть обычно содержит слова прощания, благодарности. Заполнение конверта (Слайд) -Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила: 1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно. 2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п. Ф.И.О. адресанта в Р.п. Ф.И.О. адресата в Д.п. 3. Внизу пишется индекс (6 цифр - образец на конверте) Прослушивание письма. Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын, дядя Шарик. Самостоятельная работа - Найдите в письме Дяди Федора предложение с обращением и однородными членами предложения, подчеркните их. | Ответы обучающихся. - Привет или здравствуйте - С прописной буквы Обучающиеся подписывают конверт Смотрят мультфильм Работают над текстом письма Дяди Федора | Личностные умения: - проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма), к природе (описанию золотой осени). Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
VIII. | Информация о домашнем задании: | 1. -Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок? -А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз? Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишите письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками. Напишите письмо-поздравление ко Дню матери. | Запись д/задания в дневнике. | Личностные УУД: Формирование навыков организации своей деятельности |