СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету «Математика» для 5 класса по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"»

Разработка технологической карты урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Серова Наталия Михайловна

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

5 класс

Место урока:

первый урок в изучаемой теме

Тема урока:

Сложение и вычитание десятичных дробей

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, устойчивый познавательный интерес, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты, потребность в самовыражении.

Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные: понимать, что такое целое число, разряды целых чисел, десятичная дробь, разряды десятичных дробей, знать правила сложения десятичных дробей, уметь правильно читать десятичные дроби и соотносить между собой разряды десятичных дробей

Ключевые слова: десятичная дробь, разряды десятичных дробей, правила сложения и вычитания десятичных дробей

Краткое описание Урок по предмету «Математика» для 5 класса по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок открытия новых знаний. Учебник: Математика. Н.Я.Виленкин и др. 5 класс.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Сели ровно, оглянулись.

Друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

А девизом нашего урока будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

- В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?

- Что такое десятичная дробь?

- Из чего состоит десятичная дробь?

- Как называют разряды десятичной дроби, стоящей справа от запятой?

- Что мы умеем делать с десятичными дробями?

- Прочитайте дроби

4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51.

- Назовите:

- целую часть, дробную часть

- числа в порядке возрастания, убывания

-Уравняйте количество знаков после запятой

а) 3,5 и 2,67; в) 4 и 12, 345

б) 8,37 и 4, 259 г) 15, 63 и 8,1

Этап 1.3. Целеполагание

Посмотрите условия задач и определите, какие из них вы сможете решить? А какие нет?

1) Собственная скорость теплохода 24 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.

2) На платье для первой куклы израсходовали м ткани, а на платье для второй куклы на м меньше. Сколько метров ткани израсходовали на оба платья.

3) С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,2 т больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

- Почему возникли затруднения? (Не умеем складывать десятичные дроби)

- Так что нам нужно еще узнать, чтобы решить третью задачу? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби).

- Значит тема нашего урока… («Сложение и вычитание десятичных дробей».)

- Открыли тетради, записали число и тему «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Какова же цель нашего урока, чему мы должны научиться?

Цель урока: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные третьей.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

- Как вы думаете, какой теорией можно воспользоваться, чтобы сложить десятичные дроби:

а) 95,37 + 16,2. (Сложением смешанных чисел. Сначала переводим числа в смешанные, а затем складываем.)

95,37 + 16,2 = 95 + 16 =111 = 111,57

Точно такой же ответ можно получить, если сложить эти числа столбиком:

95,37

16,20

111,57

- А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

На столах лежат блоки алгоритма, проанализируйте их и расположите в том порядке, в каком считаете правильным, а затем сравните его с данным в учебнике (работа в парах).

Работа с учебником.

№363 (1 столбец), 364 (1 столбец). Дополнительно: №369

Ученики работают по очереди у доски и проговаривают правило.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Где поставить запятую, чтобы равенство было верным:

48 + 22 = 7


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях


В каком пункте при сложении, вычитании допущена ошибка? Аргументируйте собственное мнение и какой верный ответ

а) 3,7 – 1,2 = 2,5 в) 7,34 + 10,1 = 17,35

б) 5,02 + 1,2 = 6,22 г) 5,6 + 7,4 = 13


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Представьте ситуацию:

Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты, выдерживающие массу 5 кг; 10 кг; 16 кг. Какой из пакетов нужно выбрать, чтобы упаковать 1,2 кг яблок, 3,7 кг мандарин и 2,9 кг слив?


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Тип 6 Найдите значение выражения 9,3 + 7,8.

Найдите значение выражения 7,93 + 2,2.

Найдите значение выражения 14,9 – 2,46.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Путешествуем по столице. Большой театр.

В 1924–1959 годах Большой театр имел две сцены – основную и филиал. Длина основного зала с учётом оркестровой раковины – 29,8 м,

ширина – 31 м, высота – 19,6 м. Глубина сцены – 22,8 м, ширина – 39,3 м, размер портала сцены – 21,5×17,2 м. Найдите периметр основного зала Большого театра.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На партах перед вами лежат карточки с заданиями по уровню усвоения материала. Каждый из вас выбирает по своему усмотрению задания.

1 группа (базовый) на оценку «4»

2 группа (повышенный) на оценку «5». В вашем распоряжении 5 минут. Проверяем задания по слайду.

1 группа (базовый)

1.Выполни действие:

а) 3,5 + 12,3

б) 0,12 + 0,28

в) 10,7 – 0,3

г) 6,8 – 4

2. Собственная скорость катера 7,5 км/ч. Скорость течения реки 2,6 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки и против течения. 2 группа (повышенный)

1.Выполни действие:

а) 18,4 + 6,15

б) 0,64 + 0,018

в) 85,1 – 3,07

г) 9 – 4,52

2. Скорость катера по течению реки 16, 3 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч. Найдите собственную скорость и его скорость против течения .


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

В кабинете математики чрезвычайная ситуация – пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника организуются «Детективные агентства». Выполнив задание, учащиеся нарисуют портрет Злоумышленника.


(Приметы Злоумышленника: круглое лицо, голубые глаза, кудрявые каштановые волосы, прямой длинный нос, узкие губы, черные усики. Во всех вариантах при правильном решении должен получиться такой портрет.)


Приметы:

Форма лица:

Вычислите 3,57 + 2,23 – 4,8.


а) 10,7; овальное б) 1; круглое в) 5,79; вытянутое г) 1,3; квадратное


Цвет глаз:

Вычислите: 0,257 + 11,37


а) 11,63 - зеленые; б) 12,294 - карие; в) 11,627 - голубые; г)13,94 – черные.


Волосы:

Вычислите: 57,4 – (48,36 + 2,44).


а) 8,15; черные прямые б) 6,6; каштановые кудрявые в) 9,9; лысый г) 11,37;черные кудрявые


Форма носа:

Решите уравнение: х – 1,15 = 3,4.


а) х = 2,65; картошкой б) х = 4,25; курносый в) х = 2,25; с горбинкой г) х = 4,55; прямой длинный


Губы:

Решите уравнение: (9,1 – у) – 2,8 = 2,9.


а) у = 9; бантиком б) у = 3,4; узкие в) у = 4,1; пухлые г) у = 7,8; уголки опущены вниз


Особые приметы:

На машину погрузили 7 одинаковых мешков с мукой и 12 одинаковых мешков с крупой. Масса мешка с мукой в 2 раза больше массы мешка с крупой. Найдите массу мешка с мукой и мешка с крупой, если всего на машину погрузили 780 кг.


а) 12 кг и 24 кг; пышные светлые усы в) 50 кг и 25 кг; маленькая черная бородка


б) 46 кг и 23 кг; родинка на левой щеке г) 60 кг и 30 кг; черные усики



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

- Подведём итог работы на уроке.

- Какую теорему мы сегодня доказали?

- Сформулируйте теорему о площади трапеции.

- Достройте предложения


Сегодня я узнал…

Мне стало интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Этап 5.2. Домашнее задание


п.32, учить правила, №405(а-в), 406(а-д), 410.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!