Предмет | Математика |
Класс | 2 «б» |
УМК | Школа России |
Дата проведения | 19.11.19 |
Тема урока | Прием вычислений вида 36+2, 36+20. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель урока | Познакомить с приемами устных вычислений вида 36+2, 36+20. |
Задачи урока | Образовательные: - повторить представление числа в виде суммы разрядных слагаемых, поместное значение цифр в числе; -формировать умение решать примеры вида 36+2, 36+20; -закреплять умения решать задачи изученных видов. Развивающие: -развитие приемов самоконтроля в процессе работы на карточках; - развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы; -развитие познавательного интереса. Воспитывающие: -развивать потребности совершенствовать свою речь, воспитывать коммуникативные навыки; -воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. |
Планируемые результаты | Предметные: -знать приемы вычисления примеров вида 36+2; 36+20; -совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения, решать тестовые задачи; -применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях. Метапредметные: Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; - осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей; - систематизировать, обобщать изученное; - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. Регулятивные УУД: - формулировать проблему; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - уметь владеть способом самооценки; - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - осуществлять самоконтроль; - делать выводы по результатам работы; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - настраивать себя на продуктивную работу. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - стремиться к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; - развивать умение высказывать собственное мнение; - уметь понимать основания действий другого; -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); -участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; - развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения; - развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; - способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
Методы | Словесный, наглядный, частично – поисковый, практический. |
Формы | Фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование: | УМК «Школа России» по математике учебник 2 класс 1 часть; наглядности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность Учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный этап. | -Здравствуйте ребята, меня зовут Данила Александрович и сегодня урок математики проведу у вас я. -Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. Молодцы, присаживайтесь. А теперь прослушайте стихотворение: - Школьный звонок. Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А ещё старательны, Будем сегодня задачи решать, Будем складывать и вычитать. - А теперь запишем сегодняшнюю дату. Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе: Две веселые лягушки Ни минутки не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. -Откройте свои тетради, отступите от последней записи 4 клетки вниз, запишите дату, сегодня 19 ноября. Теперь отступите 1 клетку вниз и запишите под датой «Классная работа». Помним, что спинки нужно держать ровно, а тетрадь необходимо положим под небольшим наклоном. | -Приветствуют учителя. -Демонстрируют готовность к уроку, прослушивают стихотворение. - -Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. -Делают записи в тетради. | | Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать своё рабочее место; -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. Коммуникативные УУД: -стремиться к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии. Личностные УУД: -способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
2. Мотивация | - Ребята, посмотрите, к нам на урок пришел гость, и зовут его - Знайка Математик. Пришел он не просто так, а для того чтобы проверить на сколько хорошо вы умеете решать примеры и задачи. А также Знайка, принес нам много новых заданий и тему, с которой мы с вами сегодня познакомимся. | -Встречают знайку, слушают речь учителя. | | Регулятивные УУД: -настраивать себя на продуктивную работу. Личностные УУД: -развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. |
3. Актуализация знаний | -Но перед тем как мы приступим к изучению новой темы, Знайка, хочет проверить, насколько хорошо мы знаем математику, а для этого нам нужно выполнить задания, которые он для нас приготовил! Ребята, вы готовы доказать Знайке, что мы тоже очень хорошо знаем математику и справимся со всеми его заданиями! 1. Итак в первом задании, он приготовил нам задачи. А задачи не простые, так как решаются они в одно действие! Прослушайте условие задачи: 1задача:На одной клумбе распустилось 7 роз, а на другой на 5 роз больше. Сколько роз распустилось на второй клумбе? 2 задача: На столе стояло 15 больших тарелок и столько же маленьких. Сколько больших и маленьких тарелок стояло на столе? Ребята, обратите внимание на доску, там изображены примеры для решения этих задач, но для каждой задачи, верный, только один из них. 5+8=12 5+7=12 7-5=2 15-15=0 15+15=30 15+15=5 Вам необходимо определить, какие из этих примеров, будут являться решением данных задач! -Кто уже может дать ответ? -Какой же пример из этого списка является решением первой задачи. -Ребята, все согласны, или у кого-то получилось по другому? -Почему вы так считаете? Кто может объяснить решение? Все согласны с этим объяснением или кто-то решил по-другому? -Молодцы! - Что вы скажете про вторую задачу, какое здесь решение? (Кто объяснит это решение?) - Все согласны? (проверяем) 2. -Следующее задание, которое принёс Знайка – это игра «Кто быстрее?» -На каждый ряд я даю листочек с примерами. Каждому из вас нужно по очереди решить по одному примеру и передать соседу. Кто быстрее выполнит задание и вернёт мне листочек, тот и победит. Карточка: 97 - 90= 7+2= 90 - 40= 2+6= 60+30= 15-5= 1+5= 5+5= 65-5= -А теперь Знайка хочет проверить помните ли вы, как нужно решать такие примеры: 37=30+ 65= + 97 - =90 -Для решения, этих примеров мне нужно 3 человека. Кто желает? -А остальные решают примеры в тетради. После выполнения, вместе проверим вашу работу. (проверяем решение примеров) -Начнём проверку с первого примера. Ребята, если у вас такой же ответ, то похлопайте в ладоши(хлопают, если такой), если ответ другой, то сидим смирно. | -Да, готовы! -Прослушивают условия задач, выполняют задание. -Выбирает правильный ответ (если допущены ошибки, разбирают алгоритм действий) -(5+7)=12 Потому что на первой клумбе 7, на второй не известно. Чтобы узнать, сколько бутонов на второй нужно к 7 бутонам прибавить 5, получится 12. -15+15=30 . Потому что, 15 больших и столько же маленьких, следовательно, 15 маленьких. Нужно узнать сколько всего, значит складываем, получается 30-всего. -Решают примеры. 97-90=7 7+2=9 90 - 40= 50 2+6= 8 60+30=90 15-5= 10 1+5= 6 5+5= 10 65-5=60 -Решают примеры: 37=30+ 7 65= 60 +5 97 - 7 =90 -Выполняют проверку | | Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; -уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. Регулятивные УУД: -выполнять пробные учебные действия; -оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: -развивать умение высказывать собственное мнение; -уметь понимать основания действий другого. Личностные УУД: - способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
4. Выявление места и причины затруднения | -Ребята, Знайка, доволен нашей работой. Теперь, он принёс задание посложнее и надеется, что вы с ним справитесь. -На доске записаны примеры. Кто желает выйти к доске и решить их? -Ребята, пока эти примеры решаются на доске, вы их решаете в тетради. Как будете готовы, сядьте ровно и отложите ручки в сторону. -Приступаем к решению. 8+*=9 36+2= 36+20= -Все согласны с решением? Молодец. -Перейдём ко второму примеру. Получилось ли у тебя его решить? (Если да, то как)? Ребята, а у вас получилось его решить? Хорошо. (Ребята, а вы тоже решили его так?) Я вижу, что у вас возникли затрудния. -Переходим к третьему примеру. Смог ли ты его решить? ( Если да, то как)? Ребята, а у вас получилось его решить? Хорошо. (Ребята, а вы тоже решили его так?) -Ребята, я вижу что у вас есть затруднения и ваши мнения расходятся в решении двух последних примеров. Значит чему же мы сегодня научимся? - Тема нашего урока звучит так: примеры вычислений вида 36+2 и 36+20. -Ребята, что вы хотите узнать сегодня на уроке? (Как решать данные примеры) –Цель. -А чему хотите научиться на уроке? (Научиться решать примеры и задачи по данной теме) - это и будет нашими задачами на урок. | Анализируют, выявляют затруднения, ставят учебную задачу. -Решают примеры -Делают проверку первого примера. -Проверяют решение второго примера. -Проверяют решение третьего примера. Есть затруднение. -Научимся решать примеры такого вида. -Как решать данные примеры. - Научиться решать примеры и задачи по данной теме | | Познавательные УУД: -находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций. Регулятивные УУД: -формулировать проблему; -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной форме; -вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять не понятное. Личностные УУД: - способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | -Вернёмся к нашим примерам. Попробуем вместе решить их. -Из каких чисел состоит число 36? (30 и 6) -36 мы разложим на сумму чисел 30 и 6. К какому разряду относится каждое число? -Исходя из этого, к чему удобнее прибавить число 2?(к 6)Почему? -Запишем это на доске (учитель) -Верно, единицы мы складываем с единицами (6+2) и прибавляем десятки 30. При сложении единиц получилось 8, прибавим десятки – 30. 36+2=(30+6)+2= 30+(6+2)= 30+8=38 Ответ:30+8=38 - А теперь решим пример 36+20: Подумайте, как решить этот пример -Ребята, кто может объяснить решение этого примера на доске? -Разложим число 36 на сумму чисел 30 и 6. -Что удобнее сложить в этом примере? Складываем десятки с десятками и прибавляем единицы.(30+20)+6 При сложении десятков получилось 50, прибавляем 6 единиц. 36+20=(30+6)+20=(30+20)+6=50+6=56 Ответ: 56 -Чем отличаются примеры? (Посмотрите, что мы складывали) -Какой вывод мы можем сделать? Единицы складываем с единицами. Десятки складываем с десятками. | 30 и 6 30 – десятки 6 и 2-единицы и мы можем их сложить. -К 6. Т.к. 6 и 2 – это единицы. -Объясняет решение примера на доске (если выйдет). Разложим число 36 на сумму чисел 30 и 6. -Десятки - Складываем десятки с десятками и прибавляем единицы.(30+20)+6 -При сложении десятков получилось 50, прибавляем 6 единиц. 36+20=(30+6)+20=(30+20)+6=50+6=56 Ответ: 56 -Отличаются тем, что мы складывали разные разряды - Единицы складываем с единицами. Десятки складываем с десятками. | -знать приемы вычисления примеров вида 36+2; 36+20; -совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения, решать тестовые задачи; -применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях. | Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную цель и задачи; -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: -участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
| Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два –согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – на стульчик тихо сесть. | Выполняют физминутку. | | |
6. Первичное закрепление. | -Откройте учебник на стр. 58. Найдите упражнение под цифрой 2. Нам даны примеры, которые нужно решить, изученным способом. Выполним из этого задания 1 и 3 столбики. Кто желает попробовать? (Выходят по очереди и вслух объясняют решение – по 2). -А вы решаете их в тетрадях. -Перейдем к следующему заданию на этой же странице, найдите задание под цифрой 3. Там дана задача, кто ее прочтет? Итак, эту задачу мы так же выполним на доске, кто желает выйти? (Мы с ребятами будем помогать) -Прочитаем задачу еще раз. -О чём говорится в задаче? -Что о них известно? -Сколько маленьких салфеток? А сколько больших салфеток? -Что ещё известно в задаче? -Что требуется найти? (параллельно записывают обозначения) -Хорошо. М. с.-6шт Б.с.-3шт Под.-2 шт Ост.-? Что мы можем узнать из условия задачи? Как мы можем это узнать? (сложить) . Мы узнали сколько всего салфеток. Но нам известно, что 2 салфетки она подарила маме. Что мы можем узнать теперь? Как мы это узнаем? Что требовалось найти в условии задачи? Мы на нашли ответ на этот вопрос? -Теперь запишем решение задачи на доске. А вы записываете в тетрадях. Кто желает выйти к доске? -Запишем ответ: 7 салфеток осталось у Ани. | -Открывают учебники. Находят задания. -Решают примеры у доски. 1)13+6=(10+3)+6= 10+(3+6)=10+9=19 2)81+5=(80+1)+5= 80+(1+5)= 80+6=86 3)53+10=(50+3)+10=(50+10)+3=60+3=63 4) 65+30= (60+5)+30=(60+30)+5=90+5=95 -Читают задачу. -Выходит к доске -Ещё раз читает задачу. -Говорится о салфетках. -Есть маленькие и большие. -М.с.-6 штук, а Б.с.-3 штуки -Аня подарила 2 салфетки. -Сколько салфеток осталось. -Можем узнать, сколько всего салфеток. -Сложить. -Сколько салфеток осталось. -Вычтем из всего которые подарила -сколько осталось -Да -Выходит к доске. Записывает решение. -Записывают ответ 7 салфеток осталось у Ани. | -знать приемы вычисления примеров вида 36+2; 36+20; -совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения, решать тестовые задачи; -применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; | Познавательные УУД: -использовать новую информацию для решения учебных заданий. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную цель и задачи; -осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: -вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять не понятное. Личностные УУД: - способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
7.Итоги. | -Урок подходит к концу, а значит настало время подводить итоги! -Ребята, чему сегодня на уроке вы научились? -Что вам запомнилось больше всего? -Какая была тема урока? | -Решать примеры и задачи. -Ответы детей. -Вычисления вида 36+2, 36+20. | | Регулятивные УУД: -делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: -способствовать формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к математике. |
8.Рефлексия | - Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы ее? -Какие задачи были нами поставлены? Достигли ли мы их? -Ребята, у вас на столах лежат картинки Знайки и Незнайки. Если на уроке у вас не возникало затруднений и со всеми заданиями вы справились легко, то выберите Знайку. Если у вас на уроке возникали затруднения- то выберите Незнайку. Поднимите выбранных персонажей. (Опустите) | -Как решать данные примеры. Да -Научиться решать примеры и задачи. Да -Оценивают свою работу во время урока. | | Регулятивные УУД: -оценивать свои учебные достижения, поведение. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: -развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
10. Домашнее задание | А теперь запишем домашнее задание. №6,№7 стр.58 | Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания | | |