СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по химии в 9 классе. Соединения железа.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует современным стандартам. Содержит проблемное изучение, компетентно-ориентированные задания​, информационные технологии.

Цели

Образовательная: ознакомление с природными соединениями железа и их применение и значение в жизни человека и в природе.

Развивающие: формирование навыков составления уравнений химических реакций; логического мышления и памяти учащихся; совершенствование умения доказывать, сравнивать.

Воспитательные: содействовать развитию научных методов познания, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной; интереса к предмету; воспитанию экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии в 9 классе. Соединения железа.»

Технологическая карта урока: Железо и соединения железа. 2й урок.

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ село Елабуга

Должность

учитель химии

Предмет

химия

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок по теме: «Соединения железа» урок № 15 в теме 2. «Металлы».

Базовый учебник 

О.С. Габриолян. Химия 9 класс

Цели

Образовательная: ознакомление с природными соединениями железа и их применение и значение в жизни человека и в природе.

Развивающие: формирование навыков составления уравнений химических реакций; логического мышления и памяти учащихся; совершенствование умения доказывать, сравнивать.

Воспитательные: содействовать развитию научных методов познания, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной; интереса к предмету; воспитанию экологической культуры.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать физические и химические свойства соединений железа, применение; составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные: умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации.

Межпредметные связи: география, биология.

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Железо, его свойства», учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс",

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Реактивы: раствор соляной кислоты HCl, раствор серной кислоты Н2SO4, раствор гидроксида натрия NaOH, раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор сульфат железа (II) FeSO4, раствор гексационоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], раствор роданида калия KCNS.

Этап

Мин.

УУД

Деятельность

Элементы технологий

учителя

учащихся

1

Организационный (2 мин).


Личностные: Самоопределение к деятельности, формирование познавательного интереса

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.


Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку.


2.

Мотивация и целеполагание. (3 мин)

Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные:

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Зарисовки к уроку: на стекле окна летающая тарелка.

Предлагает взглянуть на окно: Сегодня утром я заметила летающую «тарелку» и инопланетяне передали мне вот этот камень (показывает оксид железа III) и послание:

Земляне, будьте сообразительны.

Максимум бдительности, усердия на уроке.

Старайтесь сегодня быть внимательны, осмотрительны.

И Марсиане восхвалят вас в металлическом роке.


О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Какие задачи и цели предстоит решить на уроке?


Давайте продолжим составлять название страниц в паспорте: Железо и его соединения:

5. Географическая. Нахождение соединений железа в природе.

6. Практическая. Применение соединений железа на основе их свойств.

7. Контрольная. Зачет. Железо и его соединения.

Строят предположения о теме урока, ставят перед работой цели и задачи, планируют свою деятельность на уроке.

Проблемное изучение

2

Актуализация знаний (5 мин)



Коммуникативные: формируем умение оформлять свои знания в письменной форме, умение взаимодействовать друг с другом.

Определите степень окисления железа в соединениях:

FeO, Fe 2O 3, Fe(OH) 2, Fe(OH 3), FeCl 3, FeSO 4,

Fe(NO 3)3.

Расставляют степени окисления в соединениях





Формирование практических навыков

3.

Физкультминутка (2мин)


Предлагает выполнить физические упражнения

Выполняют физические упражнения

Здоровья сбережение

3.

Усвоение новых знаний (20 мин)


Личностные:

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Познавательные:

постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



Учитель приводит пример из практической жизни: недавно я купила чугунную сковородку и после ее использования помыла ее в посудомоечной машине, и пожалела: в результате вся сковородка покрылась рыжеватым налетом. Как правильно надо пользоваться предметами из железа в жизни? Ваша задача изучить источники информации, практически проделать опыты. И сделать вывод о свойствах соединениях железа.

  1. Предлагает рассмотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=zxnTnh1H31E

  2. Проделать в парах лабораторные опыты по получению и изучению соединений железа. (Приложение 1).

  3. Заполнить странички паспорта: Железо и его соединения, используя источники информации.(Приложение 2).

  4. Отвечают на проблемный вопрос.

  1. Рассматривают информационное видео

  2. Самостоятельно работают в парах, выполняют лабораторные опыты.

  3. Заполняют страницы паспорта. Делают выводы.

  4. Отвечают на проблемный вопрос: ржавчина это соединение железа (III)





Активное восприятие - работа с видеоматериалом, экспериментом.


Информационные технологии

4.

Закрепление знаний (7мин)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Закончить предложения в выводе:

Степень окисления +2 железо проявляет при взаимодействии со слабыми окислителями: серой, йодом, соляной кислотой, растворами солей.

Степень окисления +3 железо проявляет при взаимодействии с сильными окислителями: хлором, бромом.

Смешанную степень окисления железо проявляет при взаимодействии с кислородом, водяным паром.

Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.


«Продолжи мысль»

5.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предлагает несколько вариантов разно уровневого домашнего задания:

1 уровень: (п. ,упр.)

2 уровень: из дополнительной литературы дополнить список применения соединений железа.


Ученики выбирают задания по уровням



6.

Подведение итогов (2мин)

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учитель предлагает ученикам оценить, насколько в ходе урока удалось выполнить план паспорта, составленный в начале урока.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке

Делают вывод о проделанной работе



7.

Рефлексия (2мин)

Личностные: выполнение корригирующей самооценки, формирование само уважительного отношения к себе.

Учитель предлагает ответить на утверждения .

Спасибо за работу на уроке. Вы замечательно работали. До свидания.


Учащиеся отвечают на утверждения

Техника «Утверждения

Приложение 2. Географическая страница. Железо и его соединения в природе.

Руда гематит, Fe2O3 ; (содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe, Южный Урал (Магнитогорск), Курская магнитная аномалия), бурые железняки (руда лимонит Fe2O3· nH2O, Курская магнитная аномалия),пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа, Урал)

Практическая станция. В народе о железе говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме».


Соединения с Fe2+

Соединения с Fe3+

Применение

Формула оксида

FeO

Fe3O4


Хим. свойства оксида:

1. Разложение

2. С кислотами


3. Со щелочами.


4. С восстановителями.

5. С окислителями

t0

1. FeO =


2. FeO + H2SO4=

сплавление

3. FeO + NaOH=


4. FeO + C =

FeO + H2 =

5. FeO + HNO3конц. =

FeO +O2=


1. --


2. Fe2O3 + H2SO4=

сплавление

3. Fe2O3 + NaOH=

4. Fe2O3 +3H2=


5. --





в качестве хлопьеобразователя (коагулянта) при очистке воды

Формула гидроксида и его характер

Основные свойства

Амфотерные свойства с преобладанием основных свойств


Химические св-ва гидроксида

1. разложения.

2. с кислотами.


3. со щелочами.


4. с окислителями.

t

1. Fe(OH)2=


2. Fe(OH)2+ НСl =


3. Fe(OH)2 + NaOH=

4. 4Fe(OH)2+O2+ H2O=

t

1. 2Fe(OH)3 =


2. Fe(OH)3+3HCl =


3. Fe(OH)3+ NaOH =



Соли

Хим. свойства

(Расставьте коэффициенты методом элек-го б.)

Восстановительные свойства Fe2+

FeCl2+Cl2=


FeSO4 + KMnO4 + H2SO4=


Окислительные свойства Fe3+

FeCl3 + Fe =

FeCl3 + Cu =

FeCl3 + H2S=

FeCl3 + KJ =

Ферриты двухвалентных металлов (магния, цинка, кобальта, никеля) со структурой шпинели применяют в радиоэлектронике, вычислительной технике.

Качественная реакция

FeCl2+ K3[Fe(CN)6]=синий осадок


FeCl3+ K4[Fe(CN)6]=синий осадок

FeCl3+ KCNS =красный раствор

Именно это вещество долгое время использовали при крашении тканей.

Станция контрольная. Соотнести.

  1. Fe + Cl2

А. Fe2(SO4)3 + S O2 + H2O

t

  1. Fe + O2

Б. FeCl2 + H2

  1. Fe+р. HCl →

В. Fe3O4+ H2

t

  1. Fe + к.H2SO4

Г. FeSO4 + H2

  1. Fe+ р.H2SO4

Д. FeCl3

  1. Fe+ H2O (пар)→

Е. Fe3O4

Ж. FeCl3 + H2

З. FeO + H2

И. FeS + SO2 + H2O

Ссылки использованных ресурсов:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=zxnTnh1H31E

Приложение 1. Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и изучение их свойств.

Цель работы: Опытным путем получить гидроксиды железа, проанализировать их свойства.

Реактивы: раствор соляной кислоты HCl, раствор серной кислоты Н2SO4, раствор гидроксида натрия NaOH, раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор сульфат железа (II) FeSO4

Ход работы:

В две пробирки наливают 1-2 мл сульфат железа (II) и добавляют по каплям гидроксид натрия до образования осадка.

Одну пробирку оставляют для сравнения. В другую пробирку добавляют соляную кислоту до растворения осадка.

В третью и четвертую пробирки наливают по 1-2 мл хлорида железа (III) FeCl3 и добавляют по каплям гидроксид натрия до образования осадка.

Одну пробирку оставляют для сравнения. В другую добавляют по каплям серную кислоту до растворения осадка.

Сравнивают осадки в контрольных пробирках. Наблюдают в первой контрольной пробирке изменение цвета осадка.По окончанию опыта записывают уравнение реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Делают вывод о химических свойствах железа. Какие свойства проявляют гидроксиды железа (II) и (III)?

Опыт 2. Качественные реакции на ионы Fe (II) и Fe (III)

Реактивы: раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор сульфат железа (II) FeSO4, раствор гексационоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], раствор роданида калия KCNS.

Ход работы:

1. Взаимодействие соли железа (II) с гексационоферратом (III) калия (качественная реакция на ионы Fe2+)

В пробирку с раствором раствор сульфат железа (II) FeSO4 прилейте несколько капель раствора гексационоферрата (III) калия (красной кровяной соли).

Отметьте цвет осадка. Запишите уравнение реакции.

FeSO4 + K3[Fe(CN)6] =

2. Взаимодействие соли железа (III) с роданидом калия (качественная реакция на ионы Fe3+)

В пробирку с раствором хлорида железа (III) прилейте несколько капель раствора роданида калия.

Отметьте цвет раствора. Запишите уравнение реакции.

FeCl3 + KCNS =


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!