Технологическая карта урока: Железо и соединения железа. 2й урок.
ФИО | Лапина Оксана Викторовна |
Место работы | МБОУ СОШ село Елабуга |
Должность | учитель химии |
Предмет | химия |
Класс | 9 |
Тема и номер урока в теме | урок по теме: «Соединения железа» урок № 15 в теме 2. «Металлы». |
Базовый учебник | О.С. Габриолян. Химия 9 класс |
Цели
Образовательная: ознакомление с природными соединениями железа и их применение и значение в жизни человека и в природе.
Развивающие: формирование навыков составления уравнений химических реакций; логического мышления и памяти учащихся; совершенствование умения доказывать, сравнивать.
Воспитательные: содействовать развитию научных методов познания, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной; интереса к предмету; воспитанию экологической культуры.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать физические и химические свойства соединений железа, применение; составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.
Личностные: умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные: использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации.
Межпредметные связи: география, биология.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Железо, его свойства», учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс",
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Реактивы: раствор соляной кислоты HCl, раствор серной кислоты Н2SO4, раствор гидроксида натрия NaOH, раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор сульфат железа (II) FeSO4, раствор гексационоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], раствор роданида калия KCNS.
№ | Этап Мин. | УУД | Деятельность | Элементы технологий |
учителя | учащихся |
1 | Организационный (2 мин). | Личностные: Самоопределение к деятельности, формирование познавательного интереса | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. | |
2. | Мотивация и целеполагание. (3 мин) | Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Зарисовки к уроку: на стекле окна летающая тарелка. Предлагает взглянуть на окно: Сегодня утром я заметила летающую «тарелку» и инопланетяне передали мне вот этот камень (показывает оксид железа III) и послание: Земляне, будьте сообразительны. Максимум бдительности, усердия на уроке. Старайтесь сегодня быть внимательны, осмотрительны. И Марсиане восхвалят вас в металлическом роке. О чем пойдет речь сегодня на уроке? Какие задачи и цели предстоит решить на уроке? Давайте продолжим составлять название страниц в паспорте: Железо и его соединения: 5. Географическая. Нахождение соединений железа в природе. 6. Практическая. Применение соединений железа на основе их свойств. 7. Контрольная. Зачет. Железо и его соединения. | Строят предположения о теме урока, ставят перед работой цели и задачи, планируют свою деятельность на уроке. | Проблемное изучение |
2 | Актуализация знаний (5 мин) | Коммуникативные: формируем умение оформлять свои знания в письменной форме, умение взаимодействовать друг с другом. | Определите степень окисления железа в соединениях: FeO, Fe 2O 3, Fe(OH) 2, Fe(OH 3), FeCl 3, FeSO 4, Fe(NO 3)3. | Расставляют степени окисления в соединениях | Формирование практических навыков |
3. | Физкультминутка (2мин) | | Предлагает выполнить физические упражнения | Выполняют физические упражнения | Здоровья сбережение |
3. | Усвоение новых знаний (20 мин) | Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению Познавательные: постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Учитель приводит пример из практической жизни: недавно я купила чугунную сковородку и после ее использования помыла ее в посудомоечной машине, и пожалела: в результате вся сковородка покрылась рыжеватым налетом. Как правильно надо пользоваться предметами из железа в жизни? Ваша задача изучить источники информации, практически проделать опыты. И сделать вывод о свойствах соединениях железа. Предлагает рассмотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=zxnTnh1H31E Проделать в парах лабораторные опыты по получению и изучению соединений железа. (Приложение 1). Заполнить странички паспорта: Железо и его соединения, используя источники информации.(Приложение 2). Отвечают на проблемный вопрос. | Рассматривают информационное видео Самостоятельно работают в парах, выполняют лабораторные опыты. Заполняют страницы паспорта. Делают выводы. Отвечают на проблемный вопрос: ржавчина это соединение железа (III) | Активное восприятие - работа с видеоматериалом, экспериментом. Информационные технологии |
4. | Закрепление знаний (7мин) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Закончить предложения в выводе: Степень окисления +2 железо проявляет при взаимодействии со слабыми окислителями: серой, йодом, соляной кислотой, растворами солей. Степень окисления +3 железо проявляет при взаимодействии с сильными окислителями: хлором, бромом. Смешанную степень окисления железо проявляет при взаимодействии с кислородом, водяным паром. | Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка. | «Продолжи мысль» |
5. | Информация о домашнем задании (2 мин) | Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению | Предлагает несколько вариантов разно уровневого домашнего задания: 1 уровень: (п. ,упр.) 2 уровень: из дополнительной литературы дополнить список применения соединений железа. | Ученики выбирают задания по уровням | |
6. | Подведение итогов (2мин) | Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Учитель предлагает ученикам оценить, насколько в ходе урока удалось выполнить план паспорта, составленный в начале урока. Учитель оценивает работу учащихся на уроке | Делают вывод о проделанной работе | |
7. | Рефлексия (2мин) | Личностные: выполнение корригирующей самооценки, формирование само уважительного отношения к себе. | Учитель предлагает ответить на утверждения . Спасибо за работу на уроке. Вы замечательно работали. До свидания. | Учащиеся отвечают на утверждения | Техника «Утверждения |
Приложение 2. Географическая страница. Железо и его соединения в природе. |
Руда гематит, Fe2O3 ; (содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe, Южный Урал (Магнитогорск), Курская магнитная аномалия), бурые железняки (руда лимонит Fe2O3· nH2O, Курская магнитная аномалия),пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа, Урал) |
Практическая станция. В народе о железе говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме». |
| Соединения с Fe2+ | Соединения с Fe3+ | Применение |
Формула оксида | FeO | Fe3O4 | |
Хим. свойства оксида: 1. Разложение 2. С кислотами 3. Со щелочами. 4. С восстановителями. 5. С окислителями | t0 1. FeO = 2. FeO + H2SO4= сплавление 3. FeO + NaOH= 4. FeO + C = FeO + H2 = 5. FeO + HNO3конц. = FeO +O2= | 1. -- 2. Fe2O3 + H2SO4= сплавление 3. Fe2O3 + NaOH= 4. Fe2O3 +3H2= 5. -- | в качестве хлопьеобразователя (коагулянта) при очистке воды |
Формула гидроксида и его характер | Основные свойства | Амфотерные свойства с преобладанием основных свойств | |
Химические св-ва гидроксида 1. разложения. 2. с кислотами. 3. со щелочами. 4. с окислителями. | t 1. Fe(OH)2= 2. Fe(OH)2+ НСl = 3. Fe(OH)2 + NaOH= 4. 4Fe(OH)2+O2+ H2O= | t 1. 2Fe(OH)3 = 2. Fe(OH)3+3HCl = 3. Fe(OH)3+ NaOH = | |
Соли Хим. свойства (Расставьте коэффициенты методом элек-го б.) | Восстановительные свойства Fe2+ FeCl2+Cl2= FeSO4 + KMnO4 + H2SO4= | Окислительные свойства Fe3+ FeCl3 + Fe = FeCl3 + Cu = FeCl3 + H2S= FeCl3 + KJ = | Ферриты двухвалентных металлов (магния, цинка, кобальта, никеля) со структурой шпинели применяют в радиоэлектронике, вычислительной технике. |
Качественная реакция | FeCl2+ K3[Fe(CN)6]=синий осадок | FeCl3+ K4[Fe(CN)6]=синий осадок FeCl3+ KCNS =красный раствор | Именно это вещество долгое время использовали при крашении тканей. |
Станция контрольная. Соотнести. |
Fe + Cl2→ | А. Fe2(SO4)3 + S O2 + H2O |
t Fe + O2 → | Б. FeCl2 + H2 |
Fe+р. HCl → | В. Fe3O4+ H2 |
t Fe + к.H2SO4→ | Г. FeSO4 + H2 |
Fe+ р.H2SO4 → | Д. FeCl3 |
Fe+ H2O (пар)→ | Е. Fe3O4 |
Ж. FeCl3 + H2 |
З. FeO + H2 |
И. FeS + SO2 + H2O |
Ссылки использованных ресурсов: https://www.youtube.com/watch?v=zxnTnh1H31E
Приложение 1. Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и изучение их свойств.
Цель работы: Опытным путем получить гидроксиды железа, проанализировать их свойства.
Реактивы: раствор соляной кислоты HCl, раствор серной кислоты Н2SO4, раствор гидроксида натрия NaOH, раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор сульфат железа (II) FeSO4
Ход работы:
В две пробирки наливают 1-2 мл сульфат железа (II) и добавляют по каплям гидроксид натрия до образования осадка.
Одну пробирку оставляют для сравнения. В другую пробирку добавляют соляную кислоту до растворения осадка.
В третью и четвертую пробирки наливают по 1-2 мл хлорида железа (III) FeCl3 и добавляют по каплям гидроксид натрия до образования осадка.
Одну пробирку оставляют для сравнения. В другую добавляют по каплям серную кислоту до растворения осадка.
Сравнивают осадки в контрольных пробирках. Наблюдают в первой контрольной пробирке изменение цвета осадка.По окончанию опыта записывают уравнение реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Делают вывод о химических свойствах железа. Какие свойства проявляют гидроксиды железа (II) и (III)?
Опыт 2. Качественные реакции на ионы Fe (II) и Fe (III)
Реактивы: раствор хлорида железа (III) FeCl3, раствор сульфат железа (II) FeSO4, раствор гексационоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], раствор роданида калия KCNS.
Ход работы:
1. Взаимодействие соли железа (II) с гексационоферратом (III) калия (качественная реакция на ионы Fe2+)
В пробирку с раствором раствор сульфат железа (II) FeSO4 прилейте несколько капель раствора гексационоферрата (III) калия (красной кровяной соли).
Отметьте цвет осадка. Запишите уравнение реакции.
FeSO4 + K3[Fe(CN)6] =
2. Взаимодействие соли железа (III) с роданидом калия (качественная реакция на ионы Fe3+)
В пробирку с раствором хлорида железа (III) прилейте несколько капель раствора роданида калия.
Отметьте цвет раствора. Запишите уравнение реакции.
FeCl3 + KCNS =