Тема урока, класс Автор Приходько Д.А. | Виды Пейзажа, класс:6 |
Тип урока | комбинированный |
Дидактическая цель урока | Формирование представлений о разных видах пейзажа, создание пейзажа, по средству работы в командах. Изучение особенностей городского, сельского, индустриального и др. видов пейзажа. |
Задачи урока: |
образовательные: | развивающие: | воспитательные: |
Продолжать знакомить с основами образного языка живописи. Закрепить понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства Учить различать разнообразные оттенки цвета. Учить осознанно выбирать цветовую гамму в зависимости от замысла картины. Дать понятие о разнообразии композиционных решений пейзажа в зависимости от авторского замысла Научить навыкам работы в команде. | Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру Формирование чувства цветовой гармонии формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств | Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, бережное отношение к культурному наследию России. Воспитывать уважение к творческому труду |
Метапредметные результаты |
познавательные | регулятивные | коммуникативные |
Формировать кругозор в области изобразительного искусства; формировать опыт цветовосприятия; окружающего мира; | формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения изобразительного искусства, цвета в жизни и в искусстве; формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала, выражать и аргументировать свою точку зрения; формировать умение переносить информацию из вербальной формы в визуальную; формировать умение самостоятельно решать творческую задачу; формировать умение адекватной самооценки; Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации | формировать умение строить понятные для собеседника высказывания о произведение искусства формировать умение строить диалог с собеседниками, беседовать о колористических достоинствах произведениях живописи формировать умение активно участвовать в обсуждении содержания материала формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов формировать навыки оценочных суждений |
Основные понятия темы | Индустриальный пейзаж, Сельский пейзаж, Городской пейзаж, Горный пейзаж, Морской пейзаж |
Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) | ИКТ-технологии (на всех этапах), игровые технологии, художественно-творческие технологии: художественный практикум, творческая мастерская |
Межпредметные связи | Литература, музыка, география |
Организация пространства | Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Ресурсы: оборудование, дидактическое обеспечение урока технические средства обучения | Оборудование: Карточки с разными вида пейзажа картины для колористического анализа Набор для живописи акварель, гуашь, кисточка, бумажные салфетки, баночка с водой. акварельная бумага) Технические средства обучения:ПК ,мультимедийое оборудование. |
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа уч-ся | Какие УУД формируются на каждом этапе | ФОУД, методы, приемы |
1.Организационный момент | Активация учащихся | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку – Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | (Л): мобилизация внимания, уважение к окружающим. (Р): целеполагание. (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Фронтальная форма, словесный метод. |
2. Постановка цели и задач урока | Мотивация учебной деятельности учащихся. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | – Сегодня мы продолжим изучать пейзаж и его виды. На прошлом уроке мы изучили понятие пейзаж и его особенности. Давайте вспомним, что такое пейзаж? Пейзаж – это один из жанров изобразительного искусства, в котором главным объектом изображения является природа. Вначале пейзаж использовали для фона других жанров, таких как портрет, впоследствии он становится самостоятельным жанром уже в 17 веке. В течение нескольких веков он развивался, появлялись новые течения и направления в искусстве, и в связи с этим можно выделить виды пейзажа. Посмотрите, внимательно на доску у нас присутствуют разные картины художников, какие виды пейзажа мы видим? Подводит учащихся к осознанию целей и задач. | Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Р): целеполагание, прогнозирование действия постановки и решения проблем. (К): инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. (П): общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование | Объяснительно-иллюстративный, фронтальная форма |
3.Актуализация знаний | Выявить уровень знаний и систематизировать их. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Сегодня вам предлагается работа в группах. У нас имеется пять групп у каждой группы свой вид пейзажа: сельский, городской, индустриальный (промышленный), марина (морской), горный. Перед тем как мы приступим к выполнению групповой работы, давайте кратко рассмотри особенности выполнения данной работы. | Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Л: осознание своих возможностей. Р: умение регулировать свои действия. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | Групповая форма |
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к деятельности обобщения. Воспроизведение материалов на новом уровне (переформулированные вопросы). | Организовать осмысленное восприятие новой информации Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | Как мы уже выяснили «Пейзаж» – это изображение природы. Рассматривая данные картины, мы понимаем, что природу можно изображать по-разному, в разное время года и время дня, разные виды и местности. В связи с таким разделением выделяются следующие виды пейзажа: Что изображается в городском пейзаже? - Городской пейзаж – это здания, улицы, деревья, проспекты, площади сделанные руками человека. Что изображается в морском пейзаже? - Морской пейзаж (марина) – это пейзаж изображающий морской вид. Что изображается в индустриальном пейзаже? - Индустриальный ( промышленный) пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций. Что изображается в сельском пейзаже? - Сельский пейзаж (деревенский быт) – изображение деревенского быта, природы. Что изображается в горном пейзаже? - Горный пейзаж – изображение вида гор. Каждый художник выбирает свой пейзаж и в зависимости от того, какой вид он выбрал, изображается разное. | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в альбоме: пейзаж, виды пейзажа | Л: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания, применять полученные знания К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника. П: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности сервировки стола. Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. | Групповая форма |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Предлагается работа по карточкам с заданиями. Как уже было сказано в начале урока, вы разделены по группам, у каждой группы своя карточка, набор картин, и примерных схем композиции пейзажа. Давайте рассмотрим план работы: Вам нужно внутри группы поделиться и распределить обязанности: Кто будет главным в вашей группе? Кто будет рисовать? У вас имеется краткое описание каждого из видов пейзажа, которые мы осудили, список вопросов на которые вам нужно ответить, картины с примерной цветовой гаммой, и примерная схема композиции работы. Вам нужно ответить на вопросы и написать пейзаж определенного вида согласно карточке. По истечению пятнадцати минут выйти и рассказать свою карточку. Следит за ходом проведения задания, консультирует, советует, помогает. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану: Анализирую карточки, разрабатывают композицию пейзажа, его цветовое решение, отвечают на вопросы. | Р: контроль, оценка, коррекция. П: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К: организовывать учебное взаимодействие в группе. | Групповая форма |
6. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности | Предлагает учащимся защитить свои карточки. Выявляет затруднения в ходе работы. Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник не повторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах. В картинах вы сумели решить широкий круг вопросов – от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображение пространства, видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Консультирует, советует, помогает. | Предъявляют результаты работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Л: самоопределение. К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Фронтальная форма, беседа |
7. Рефлексия | 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. | Ребята, как вы считаете, получилось ли у вас справиться с работой? А если не получилось то почему? У вас на столе лежат кляксы, кляксы эти не простые а цветные. Цветовая гамма клякс: красные, желтого оттенка, синих оттенков. На каждой кляксе написано эмоциональное состояние, которое вы получили входе урока. Красная клякса – на уроке было комфортно и все понятно Желтая клякса – на уроке я немного затруднялся, не все понял Синяя клякса – на уроке было трудно, ничего не понял Поднимите кляксу того состояния, которое вы почувствовали. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Л: самоопределение. К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Фронтальная форма, беседа |