Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Синодское
Тема: «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц».
с.Синодское, 2018 г.
2. Формирование умения решать логические задачи с помощью нескольких таблиц.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Организационный момент | Создать доброжелательную, комфортную обстановку на уроке | Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учащихся. На доске высказывание (слайд 1): «Знание-это самое превосходное из владений человека. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Как вы думаете, что самое главное на Земле? | Проверка рабочего места. Приветствие учителя. | Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | 1 мин |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Опрос: - Для чего необходима таблица? - Приведите примеры известных вам таблиц. - Какие типы таблиц вы знаете?. Веселая разминка: Задача №1 1.Коля и Саша носят фамилии Чернов и Белов. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Черновым живут в разных домах? Задача №2 Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера - не на втором и не на третьем? | - вспоминают, что таблица необходима для классификации и обработки данных - таблица умножения, - по рисунку на слайде называют основные элементы таблицы. Задачи иллюстрируют на интерактивной жоске. | Познавательные: структурирование знаний Личностные: развитие грамотной речи | 5 мин |
Проверка домашнего задания | Установление правильности и сознательности выполнения д/з, развитие самостоятельности, включение каждого ученика в активную деятельность. | Задача №1 Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере; Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой; Саша всегда побаивался физики; Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике; Аня сожалеет о том, что у неё остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят? Задача №2 Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя. — О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика. Мини-исследование «Моя неделя» - обсуждение. | Решают задачи на интерактивной доске | Познавательные: структурирование знаний Личностные: развитие грамотной речи | 5 мин |
Объяснение нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками темы | Просмотр презентации, разбор задачи Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. | | | 2 мин |
Формирование темы и целей урока | Формирование познавательных методов учебной деятельности: стремление открыть новые знания; приобретение новых умений | - Математические задачи можно легко решить по действиям. А что поможет решить логическую задачу? - Если мы будем решать логическую задачу с помощью нескольких таблиц, то какая тема нашего урока? - А что будет целью урока? | - Таблицы - «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц» - научиться решать логические задачи с помощью таблиц. | Познавательные: оценка процесса и результата действий. Личностные: развитие логического мышления. Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока в соответствие с поставленными задачами Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать | 2 мин |
Продолжение объяснения нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками темы | Решение задачи. Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. | Слушают, смотрят, рассуждают, запоминают. | Познавательные: формирование представлений о способах решения логических задач с помощью таблиц Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления. Коммуникативные: развитие речи. | 3 мин |
Разминка для глаз | Дать возможность обучающимся отдохнуть. | А сейчас – разминка для глаз. | Под музыкальное сопровождение и презентацию выполняют упражнения для глаз. | Личностные: формирование навыков самоорганизации | 2 мин |
Первичное закрепление изученного | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учеников знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Задачи на карточках. Задача №1 Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях. Определить цвет платья и туфель каждой из подруг. Задача №2 Три молодых человека — Андрей, Бронислав и Борис — живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде. Один из них аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что: Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе; у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена; жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой. | Создают таблицы, анализируют, заполняют. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания, работа с таблицей Личностные: формирование умений анализа и систематизации объектов. | 8 мин |
Компьютерный практикум | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Работают на компьютере. Задание: создать документ Microsoft Word. Нарисовать и заполнить в нем полученные таблицы из задач, сделанных на уроке. | Выполняют компьютерный практикум | Личностные: формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе. | 10 мин |
Подведение итогов урока | Подвести итоги урока. Оценить работу обучающихся. | Составление синквейна. На доске Правила создания синквейна: 1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; 3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4-я строка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме; 5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы. | Составляют синквейн и читают. | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | 3 мин |
Итог урока. Рефлексия деятельности | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - Что проходили на уроке? - Столкнулись ли вы с каким-либо трудностями или вам было легко? - Что у вас получилось лучше всего? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия. -Я все знаю, понял и могу объяснить другим. -Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому. -Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу. -У меня остались некоторые вопросы. | Отвечают на вопросы | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | 2 мин |
Домашнее задание | Сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Задает домашнее задание: § 11 (п. 4,5) Задачи №13, №14, стр.78 | Записывают домашнее задание | Личностные: формирование навыков самоорганизации | 2 мин |