СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии 8 класс "Дыхательные движения. Жизненная емкость легких"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по  биологии 8 класс по теме: "Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии 8 класс "Дыхательные движения. Жизненная емкость легких"»

Тема урока: «Дыхательные движения. Жизненная емкость легких»

Цели урока


Образовательные

  • разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха,

  • раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания,

  • сформировать понятие «жизненная емкость легких

Развивающие

  • формировать у учащихся умение сравнивать,

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Воспитательные

  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету

  • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование

Таблицы «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», измерительная лента, воздушные шарики, секундомер, компьютерный диск.

Методы обучения

Проблемный. В чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок


Приемы деятельности учителя

Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, заполнение таблицы в тетради.

Познавательные задания

I.Ответьте на предложенные вопросы:

  1. Как осуществляется газообмен в тканях? Почему во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе содержание азота постоянно?

  2. Используя таблицу, определите, на какой схеме показан акт дыхания, акт глотания. Объясните, почему опасно разговаривать во время еды?

II.Покажите на таблице путь воздуха при вдохе? Как строение дыхательных путей связано с выполняемыми функциями?

III. Обсудите результаты практической работы, выполненной дома. Сделайте вывод: как связаны физическая нагрузка и частота дыхания?

IV.Предложите ваше объяснение вдоха и выдоха. Дополните схемы вдоха и выдоха, предложенные на доске. Ответьте на проблемный вопрос урока.

Механизм вдоха и выдоха (центр - продолговатый мозг).

Вдох

Сокращение

межреберных →

мышц


Подъем

концов→

ребер

Выдвижение

грудины→

вперед, опускание купола диафрагмы

Растяжение

легких→

Вдох

Выдох

Расслабление

межреберных мышц →

Опускание грудины, подъем купола диафрагмы→

Сокращение

объема легких→

Выдох

V.Выскажите ваше мнение: что такое жизненная емкость легких, от чего она зависит, может ли она меняться? Сделайте вывод: полезна ли для вас полученная информация?


Ход урока

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Программированный опрос («+» - да, «-» -нет)

1.Внутри носовая полость разделена на 2 части.

2. Продолжением трахеи является носоглотка.

3. В носовой полости воздух очищается, согревается и увлажняется.

4. Гортань образована щитовидным хрящом.

5. Реснички мерцательного эпителия находятся в носоглотке.

6. Трахея разделяется на три бронха, которые являются чувствительными приборами.

7. В трахее – хрящевые полукольца, а в бронхах кольца.

8. Голосовые щели и связки находятся в гортани.

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос «Светофор»

    1. Какую роль в организме человека играет кислород?

    2. В чем заключается основная функция дыхательной системы?

    3. Какими органами она образована?

    4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

    5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

Примеры вопросов и заданий повышенного уровня.

  1. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?

  2. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

А. Носовая полость, Б. Трахея, В. Гортань, Г. Носоглотка, Д. Бронхи, Е. Бронхиолы

3. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?

4. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания?

5. Почему обычно пища не попадает в гортань? Дайте физиологическое обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем».

IV. Изучение нового материала

  1. Изменение потребности в кислороде при увеличении нагрузки на организм человека (сообщения учеников).

  2. Механизм вдоха - выдоха.

  3. Дыхательные движения.

  4. Жизненная емкость легких.

  5. Роль тренировки дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика.(Физминутка)

V.Закрепление изученного материала

Решение задач:

  1. Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1час, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания- 18 раз в минуту?

  2. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании?

  3. Зная, что вдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в 1 минуту, 1 час, сколько – все обучающиеся класса в 1 час?

VI. Рефлексия: беседа по вопросам

VII. Домашнее задание

Учебник стр. 156-158, стр.164; Практическая работа «Определение жизненной емкости легких» стр. 165; индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам: «Краткая история курения», « Состав табачного дыма и его действие на организм».

VIII.Итог урока

Источники информации:

Учебник, Детская энциклопедия. Человек. Т.7, М-«Педагогика» 1975; интернет-ресурсы

Организация деятельности обучающихся

Беседа по вопросам, работа по карточкам, обобщения по итогам самонаблюдения, ответы на проблемные вопросы урока

Развитие умений

Использовать личный опыт, принимать мнение другого, выполнять практическую работу, работать с текстом учебника

Основные понятия и термины урока

Жизненная емкость легких, дыхательные движения, вдох, выдох, плевральные лепестки, плевральная щель, плевральная жидкость




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!