I.Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Программированный опрос («+» - да, «-» -нет) 1.Внутри носовая полость разделена на 2 части. 2. Продолжением трахеи является носоглотка. 3. В носовой полости воздух очищается, согревается и увлажняется. 4. Гортань образована щитовидным хрящом. 5. Реснички мерцательного эпителия находятся в носоглотке. 6. Трахея разделяется на три бронха, которые являются чувствительными приборами. 7. В трахее – хрящевые полукольца, а в бронхах кольца. 8. Голосовые щели и связки находятся в гортани. III. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос «Светофор» Какую роль в организме человека играет кислород? В чем заключается основная функция дыхательной системы? Какими органами она образована? В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа? Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом? Примеры вопросов и заданий повышенного уровня. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека? Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости. А. Носовая полость, Б. Трахея, В. Гортань, Г. Носоглотка, Д. Бронхи, Е. Бронхиолы 3. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи? 4. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания? 5. Почему обычно пища не попадает в гортань? Дайте физиологическое обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем». IV. Изучение нового материала Изменение потребности в кислороде при увеличении нагрузки на организм человека (сообщения учеников). Механизм вдоха - выдоха. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Роль тренировки дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика.(Физминутка) V.Закрепление изученного материала Решение задач: Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1час, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания- 18 раз в минуту? Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании? Зная, что вдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в 1 минуту, 1 час, сколько – все обучающиеся класса в 1 час? VI. Рефлексия: беседа по вопросам VII. Домашнее задание Учебник стр. 156-158, стр.164; Практическая работа «Определение жизненной емкости легких» стр. 165; индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам: «Краткая история курения», « Состав табачного дыма и его действие на организм». VIII.Итог урока |