СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Рост и развитие растений и животных».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Рост и развитие растений и животных».

Раздел. Жизнедеятельность организма. Тема. «Рост и развитие».

Тип: Урок формирования и развития универсальных учебных действий.

 Вид: Урок – открытие новых знаний

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая, парная

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

-знают  особенности роста и развития растений и животных;

- устанавливают взаимосвязь между этапами индивидуального развития и процессами, происходящими на каждом этапе,

- характеризуют сущность процессов роста и развития,

- анализируют и сравнивают прохождение этапов развития растений и животных;

-объясняют отличия надземного и подземного прорастания растений, прямого и непрямого развития  животных;

- используют приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Рост и развитие растений и животных».»

Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Рост и развитие растений и животных».

Раздел. Жизнедеятельность организма. Тема. «Рост и развитие».

Тип: Урок формирования и развития универсальных учебных действий.

Вид: Урок – открытие новых знаний

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая, парная

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

-знают особенности роста и развития растений и животных;

- устанавливают взаимосвязь между этапами индивидуального развития и процессами, происходящими на каждом этапе,

- характеризуют сущность процессов роста и развития,

- анализируют и сравнивают прохождение этапов развития растений и животных;

-объясняют отличия надземного и подземного прорастания растений, прямого и непрямого развития животных;

- используют приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними

Метапредметные:

-Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им;

- осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях.

-Коммуникативные УУД:

- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

-Познавательные УУД:

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- использование предметных действий с моделями, схемами при построении нового знания.

Личностные цели:

-осознание шагов своей учебной деятельности

- понимание причин и логики развития биологических процессов для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире;

-понимание значения знаний о биологических процессах роста и развития как основных свойствах живых организмов

Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания о росте и развитии как процессах жизнедеятельности живых организмов. Овладевают знаниями об этапах развития растений и животных, о процессах, проходящих на каждом этапе. Определяют особенности роста и развития растений и животных. Делают вывод о том, что прямое развитие животных отличается от непрямого развития, подземное прорастание растений отличается от надземного прорастания. Приходят к общему мнению, о том, что рост и развитие – это основные свойства, по которым живое отличается от неживого. Сравнивают процессы роста растений и животных, делают выводы о том, что они в корне отличаются друг от друга. Усваивают понятие «индивидуальное развитие», характеризуют его этапы.

Оборудование: учебник – навигатор «Биология. Живой организм. 6 класс.» В.И.Сивоглазов, мультимедийное учебное пособие «Навигатор», ПК на каждую группу

Деятельностное содержание урока «открытия» новых знаний.



Этапы учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование учебника - навигатора

Результат формирования УУД

Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (высказывает добрые пожелания учащимся)

Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (самопроверка домашнего задания по готовому образцу)





Демонстрация кроссвордов по теме «Размножение» на интерактивной доске SMART


ЛУУД: осознание шагов своей учебной деятельности



Актуализация и пробное учебное действие:

Подготовка мышления учащихся и организация сознания ими внутренней потребности к построению нового знания

Организует обсуждение актуальных вопросов для учащихся о размножении как свойстве живого.


Задает вопрос: из чего может развиться новый организм?






Активизирует мыслительные операции и познавательные процессы, предлагая выполнить биологический лабиринт по темам «Рост и развитие растений» и «Рост и развитие животных.



Просит составить маршрут прохождения лабиринта

Формулируют, почему главным свойством всего живого является размножение.

Предполагают, что это может быть спора, клетка, оплодотворенная клетка или группа клеток материнского организма



Пытаются самостоятельно выполнить задание в группах на применение нового знания «Рост и развитие растений» и «Рост и развитие животных» – «Биологический лабиринт» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор».

Работают в тетради, зарисовывают остановки маршрута













«Биологический лабиринт» по теме «Рост и развитие» раздела «Интерактив» на мультимедийном пособии «Навигатор»

ЛУУД: понимание значения знаний о биологических процессах роста и развития как основных свойствах живых организмов.

РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта.

Выявление места и причины затруднения:

Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Организует действия учащихся по выявлению места и причины затруднения в составлении маршрутной траектории.

Задает вопросы:

Сколько раз ошиблись в выборе маршрута?

Почему у вас возникли трудности при составлении маршрута?



На каких этапах построения маршрута вы испытали затруднение?



Возникла проблема: что происходит с новым организмом после образования зиготы?


Обсуждают и анализируют результаты составления маршрута.







Выявляют места и причины затруднения: не достаточно знаний об особенностях роста и развития растений и животных.


Формулируют трудные этапы прохождения лабиринта.

Формулируют с помощью учителя проблему: «мы знаем о том, что после оплодотворения образуется зигота, но как дальше происходит развитие организмов охарактеризовать затрудняемся»

Демонстрация правильного маршрута прохождения биологического лабиринта на мультимедийном пособии «Навигатор»

РУУД: понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами



Построение проекта выхода из затруднения:

Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проекта выхода из затруднения.

Вместе с учащимися определяет виды заданий, которые помогут достигнуть цели учебной деятельности, решить поставленные задачи.

Вопросы: - с чего начинается развитие у цветковых растений? А у животных?

- что происходит с семенами в почве?

- что формируется из зиготы у животных?

- что необходимо еще узнать о росте и развитии растений и животных?

Предлагает средства для построения нового знания: Сейчас мы с вами должны определить виды заданий, которые помогут нам решить поставленные задачи.

Создает условия для формирования групп.

Формулируют цель проекта выхода из затруднения с помощью учителя: составить схему «Рост и развитие растений и животных»

В коммуникативной форме формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться.













Предлагают работу в постоянных группах







Каждая группа выбирает руководителя.



РУУД: формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы; планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя.

ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

КУУД: высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами для доказательства, для опровержения существующего мнения.

Организует действия учащихся для работы в группах и парах. Предоставляет индивидуальные задания.



Каждая группа знакомится с индивидуальным заданием:

1 группа. Индивидуальное задание №1. «Индивидуальное развитие растений. Семенное размножение»



















2 группа. Индивидуальное задание №2 «Прорастание семян. Типы прорастания».












3 группа. Индивидуальное задание №3. «Условия прорастания различных растений»





















Работа в паре. Индивидуальное задание №4. «Рекомендации по посеву семян различных растений»








Работа в паре. Индивидуальное задание №5. «Выращивание растений из семян»




4 группа. Индивидуальное задание №6. «Индивидуальное развитие животных»

5 группа. Индивидуальное задание №7. «Прямое и непрямое развитие животных»




Выделяют элементы содержания понятия – индивидуальное развитие, анализируя текст учебника - навигатора стр.107. Объясняют значение семян в жизни растений, анализируя текст учебника-навигатора стр.107, обсуждая вопросы 2-3 на стр.109 учебника – навигатора.

Описывают механизм прорастания, демонстрируя слайд-шоу и комментируя анимации «Прорастание семян» без звука, обсуждение вопросов 10-12 стр.110 учебника-навигатора

Определяют условия прорастания различных растений, демонстрируя слайды «Благоприятная температура для прорастания семян», «Потребность в воде для семян некоторых растений», «Потребность в кислороде для семян», «Влияние глубины посадки на прорастание» раздела «Основной материал».

Выполняют виртуальную лабораторную работу «Влияние различных факторов на прорастание семян»

Выполняют виртуальную лабораторную «Прорастание семени фасоли»

Выделяют элементы содержания понятия «индивидуальное развитие», анализируя текст учебника-навигатора стр.112

ЛУУД: понимание значения знаний о биологических процессах роста и развития как основных свойствах живых организмов.

РУУД: - самостоятельно оценивают правильность выполнения действий; осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях.

КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами,

овладевают способами работы с лабораторным оборудованием.

ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.




Реализация построенного проекта и решение исходной задачи:

Построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение

Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы

Распределяют обязанности внутри групп.

Пример. I группа.

1 ученик: выясняет, что такое семенное размножение. Выписывает определение термина в словарь терминов в тетради.

2 ученик: находит информацию о строении семени. Составляет схему «Строение семени».

3 ученик: выясняет, какие приспособления имеют семена для распространения. Составляет схему «Распространения семян»

4 ученик: переносит наработанный материал в единую схему «Семенное размножение».



Первичное закрепление с комментариями во внешней речи:

усвоение учащимися нового способа действия


Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта.


Консультирует учащихся по созданию проектного продукта – схемы с включением рисунков, иллюстраций, таблицы

Создают образ будущего: это может быть схема с включением рисунков, иллюстраций, таблицы.



Проговаривают ключевые слова:

«семенное размножение», «индивидуальное развитие», «подземное прорастание», «надземное прорастание», «бластула», «гаструла», «нейрула», «прямое развитие», «непрямое развитие».







Находят определения понятий в разделе «Библиотека» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

ЛУУД: понимание причин и логики развития биологических процессов для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.

РУУД:

осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях.

ПУУД: использование предметных действий с моделями, схемами при построении нового знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Интериоризация нового способа действий и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия

Предлагает вернуться к маршруту биологического лабиринта по теме «Рост и развитие»


Создает ситуацию успеха для каждого ребенка


Самостоятельно оценивают свою собственную работу и работу одноклассников

Проходят биологический лабиринт.

Выявляют причины ошибок и исправляют их

Прохождение и автоматическая самопроверка маршрута биологического лабиринта раздела «Интерактив» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Включение в систему знаний и повторения:

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Организовывает выполнение заданий с применением нового знания:

1. группа: «Установить название понятия по его определению»

2 группа «Определение признаков надземного и подземного прорастания растений, прямого и непрямого развития животных»

3 группа «Установление соответствия между этапом индивидуального развития растений и животных и его характеристикой»

4 группа «Установление соответствия между типом прорастания (надземное и подземное), видом развития (прямое и непрямое) и растительным и животным организмом, которому оно присуще»

5 группа «Исправление преднамеренных ошибок в тексте с описанием процессов индивидуального развития растений и животных»

В коммуникативной форме определяют границы применимости нового знания.























Готовятся к изучению следующей темы раздела

Анализ текста учебника – навигатора и текста разделов «Основной материал», «Дополнительный материал» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

РУУД: осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях.

ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.


Рефлексия учебной деятельности:

Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом нового знания


Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки

Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности



КУУД: высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Домашнее задание

Стр.107-115

Выполнить проверочный тест по теме «Рост и развитие»

Анализ текста учебника – навигатора, с обсуждением вопросов на стр.109-110, 114.

Выполняют проверочный тест на мультимедийном учебном пособии в разделе «Тест»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!