Актуализация знаний, проверка домашнего задания | 1. – Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. Индивидуальная работа На доске: *Задание 1: соотнести дату и историческое событие 882 г. – возникновение К. Руси 988 г. – крещение Руси 1147 г. – первое упоминание Москвы 1242 г. – Ледовое побоище 1325-1340 – собирание русских земель 1380 – Куликовская битва 1480 – битва на реке Угре 1547 – венчание на царство Ивана IV 1612 – освобождение Москвы от поляков 1703 – *Задание 2: соотнеси имя правителя и его прозвище Олег Вещий Владимир Красно Солнышко Юрий Долгорукий Александр Невский Иван Калита Дмитрий Донской Иван III государь всея Руси Иван IV Грозный Пётр I Фронтальная работа. Дидактическая игра “Неотправленное письмо”. – Кто мог написать такие слова? «В наследство своим потомкам я оставил золотую шапку- символ власти» (Иван Калита) «Я повёл русскую дружину на бой с Мамаем и одержал победу» (Дмитрий Донской) “И повел я войско навстречу Ахмату”. (Иван Третий.) “Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве”. (Иван Федоров.) - А каком году произошло? 1564 “Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения”. (Кузьма Минин.) “Во главе собравшейся рати я стал полководцем”. (Дмитрий Пожарский.) – Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? | Выполняет два ученика на доске при помощи карточек «дата» и «событие» Выполняет один ученик на доске при помощи карточек «имя» и «прозвище» Отвечают на вопросы. | П.: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; контроль и оценка результатов деятельности. Л.: смылообразование. Р.: принятие и сохраннее учебной задачи. К.: владеть диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Постановка учебной проблемы | Презентация: слайд 1 – Знаете ли вы, какой город изображён? Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? – Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было. Появляется запись: До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота. – Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России. Появляется запись: В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!) – Какой возникает вопрос? Презентация слайд 2 | Ученики отвечают на вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют основной проблемный вопрос урока: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? | П. На основе анализа объектов делать выводы. К. Оформлять свои мысли в устной форме Р. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с презентацией |
Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | А) Рождение и детство Петра - Выслушайте информацию и приготовьтесь ответить на вопросы Уже изначально появление на свет Петра было таинственным. Два монаха по звёздам предсказали царю, что у него родится сын Пётр и, что именно он из детей наследует престол и станет героем современников. Пётр не походил ни одного из европейских царей. Презентация слайд 3 Вопросы: - Во сколько лет Пётр стал царём? (правил более 43 лет) - Какую забаву сделали для Петра недалеко от Москвы? - Какое детское увлечение стало делом всей его жизни? - Чем он отличался от других правителей России и стран Европы? - Что заставило Петра начать изменения в России? - Что такое реформа? Б) Реформы Петра – Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95–97 учебника. Работа в группе. - Разбейтесь на группы и составьте схему (Приложение 1) Проверка работы: по очереди каждая группа называет реформу. Работа в паре - Найдите на карте города, которые появились во времена Петра Первого. - Что такое реформа? -А как назовём человека, который их проводит? - Можно ли назвать слова преобразователь и реформатор синонимами - Каким стало государство в результате реформ? - Для чего это надо было делать? - Как стали именовать Россию? Петра? - Какое событие произошло в 1721году? - Хотелось бы вам жить в то время? Презентация слайд 4 - Рассмотрите вторую схему. Она рассказывает о переменах в жизни людей разных сословий. (Приложение 2) – Опираясь на схему, достройте следующие предложения: 1. Армия не имела проблем в количестве солдат, потому что … 2. Некоторые до суеверия набожные люди думали, что остаться без … – значит испортить образ божий. 3. Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных … 4. Царь издал указ: если дворянин не закончит “цифирную” (начальную школу), ему не разрешалось … 4. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный … 5. Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Петр 1 приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе, на все обеды и вечера со своими …. и … – Как ты думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? – Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра I? В) Создание флота - Вспомните, какое увлечение было у Петра с самого детства, которое переросло в главное его дело. - Прочитайте текст на с. 97. - Почему название текста заключено в кавычки? - Для чего Пётр приказал строить флот и укреплять армию? - Какое отношение к этой военной реформе имеет город Архангельск? Презентация слайд 5 - Легко ли проходила эта реформа? Какими качествами должен обладать человек, который их проводит? | Подготовленные ученики рассказывают биографические сведения о Петре Первом В ночь на 30-е мая 1672года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Наутро люди говорили, что родился великий человек, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. В 10 лет Петра провозгласили царём, но самостоятельно управлять государством будет только к 20-ти годам. Когда царевичу исполнилось 10 лет, недалеко от Москвы, в селе Преображенском, на берегу реки Яузы царевичу построили крепость с башнями и окопами. В крепости были жилые помещения для мальчиков-солдат, которых набирали из окрестных деревень для военных потех. А сами полки назывались «потешными полками», от слова потеха. Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьёзное дело. Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки, потом модели кораблей, которые собирал его отец. В Преображенском впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни-создание Военно-морского флота. Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой Петра1 отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. На своей личной печати Пётр 1 вырезал слова: «Я-ученик и нуждаюсь в учителях». Сценка. Агафья: Устинья, узнала я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под чужим именем и в одежде простого дворянина. Устинья: Скажи-ка, Агафья, а на что ж ему это? Агафья: Да, говорят, учиться всяким ремеслам: и плотницкому, и кузнечному, и корабельному, и морской науке. Устинья: Да не царское это дело, а мужицкое. Пётр был первым русским царём, который покинул пределы России и посетил ряд стран – Голландию, Англию, Австрию. То, что увидел Пётр за границей настолько его поразило, что он решил: надо скопировать западные страны и тогда в России будет так же, как и в Европе. именно эта мысль заставила Петра начать реформы. Отвечают на вопросы (могут быть затруднения, не обязательно получать правильный ответ на этом этапе урока) Читают самостоятельно текст в учебнике Совместно заполняют схему, используя текст учебника. Цель работы – понять, в каких сферах жизни общества были проведены реформы Работа по карте Отвечают на вопросы Изменение, переустройство, преобразование Реформатор Да Обновлённым, сильным и т.д. Показать силу государства Империя, император Россия стала империей, а царь Пётр – императором Скорее всего да. Рассматривают схему, обсуждают, анализируют Насильно забирали в армию на 25 лет Бороды Рукавов Жениться. Кофе Жёнами и дочерями. Высказывают своё мнение и делают вывод: - Реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей и изменений уклада жизни. Высказывают своё мнение Отвечают на вопрос Читают текст Отвечают на вопрос Высказывают своё мнение | П. 1. Представлять информацию в виде схемы 2. На основе анализа объектов делать выводы 3. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов К. -Развиваем умение слушать и понимать других. - Оформлять свои мысли в устной форме - Умение работать в паре и в группах Л. 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Р. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Самостоятельное применение знаний. | Презентация: слайд 6 - Вернёмся к проблемному вопросу: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы и переносить туда столицу? Какое важное событие заставило Петра это сделать? Обсудите в группе. В случае затруднений можно воспользоваться карточкой с текстом. В начале XVIII века земли по берегам Балтийского моря принадлежали королевству Швеция. Пётр I начал войну за выход к Балтике и после изнурительной тяжёлой борьбы одержал победу. Андреевский флаг, который поднимали на кораблях России, приобрёл новый смысл: четыре конца креста символизировали четыре моря, к которым Россия имела выходы – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское. В 1703 году в устье реки Невы, среди болот, Пётр основал новый город Санкт-Петербург, который стал новой столицей России и морскими воротами. Сюда прибывали корабли под флагами разных стран. У России тоже появился свой бело-сине-красный флаг, который поднимали на торговых кораблях. Презентация слайд 7 - Какое важное событие происходило в начале XVIII века? - Зачем Пётр вёл эту войну? Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы Презентация слайд 8 | Работают в группе и с опорой на текст определяют событие Война со Швецией (Северная война) За выход к Балтике | П. 1. На основе анализа объектов делать выводы 2. Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая необходимую информацию Р. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом К. 1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2.Умение работать в паре и в группах |