СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен подробный план урока окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий"»







Технологическая карта

урока окружающего урока в 4 классе









Автор: Н. А. Шерягина,

учитель МБОУ «Гимназия №4г.Вельска»



Тема: «Пётр Великий».

Цели: создать условия для формирования у обучающихся образа Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с личностью и жизнью Петра Великого, преобразованиях Петра Первого, связанных с его правлением.

Личностные: формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками; формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету – окружающий мир; воспитывать чувство любви и интереса к истории России.

Метапредметные:

- развивать умения работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- уметь работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста;

- использовать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Оборудование: учебник: Окружающий мир. 4 класс. 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, 2018; презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников


  1. Этап самоопределения к деятельности

- Проверьте вашу готовность к уроку окружающего мира

Проверяют свою готовность

Р.: самоорганизация

  1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания

1. – Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

Индивидуальная работа

На доске:

*Задание 1: соотнести дату и историческое событие

882 г. – возникновение К. Руси

988 г. – крещение Руси

1147 г. – первое упоминание Москвы

1242 г. – Ледовое побоище

1325-1340 – собирание русских земель

1380 – Куликовская битва

1480 – битва на реке Угре

1547 – венчание на царство Ивана IV

1612 – освобождение Москвы от поляков

1703 –

*Задание 2: соотнеси имя правителя и его прозвище

Олег Вещий

Владимир Красно Солнышко

Юрий Долгорукий

Александр Невский

Иван Калита

Дмитрий Донской

Иван III государь всея Руси

Иван IV Грозный

Пётр I

Фронтальная работа.

Дидактическая игра “Неотправленное письмо”.

– Кто мог написать такие слова?

  1. «В наследство своим потомкам я оставил золотую шапку- символ власти» (Иван Калита)

  2. «Я повёл русскую дружину на бой с Мамаем и одержал победу» (Дмитрий Донской)

  3. “И повел я войско навстречу Ахмату”. (Иван Третий.)

  4.  “Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве”. (Иван Федоров.)

- А каком году произошло? 1564

  1. “Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения”. (Кузьма Минин.)

  2. “Во главе собравшейся рати я стал полководцем”. (Дмитрий Пожарский.)

– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?







Выполняет два ученика на доске при помощи карточек «дата» и «событие»

















Выполняет один ученик на доске при помощи карточек «имя» и «прозвище»















Отвечают на вопросы.



П.: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; контроль и оценка результатов деятельности.

Л.: смылообразование.

Р.: принятие и сохраннее учебной задачи.

К.: владеть диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Определение темы



- Проверьте работу на доске своих товарищей.

- Какое имя осталось без прозвища?

- Кто знает прозвище?

- Определите тему урока.

- На какой вопрос мы должны получить ответ.

- Определите по шкале от 0 до 10 свои по этой теме.

- На какие вопросы хотите получить ответ?


Через проверку работ выводят тему и задачи урока

Пётр I

Великий

Пётр I Великий

Почему Петра I назвали Великим?

По индивидуальной шкале определяют уровень своих знаний по теме урока

Задают вопросы


  1. Постановка учебной проблемы

Презентация: слайд 1

– Знаете ли вы, какой город изображён? Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен?

– Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было.

Появляется запись:

До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота.

– Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России.

Появляется запись:

В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург.

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!)

– Какой возникает вопрос?

Презентация слайд 2


Ученики отвечают на вопросы.















Ученики с помощью учителя формулируют основной проблемный вопрос урока:

Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?


П. На основе анализа объектов делать выводы.

К. Оформлять свои мысли в устной форме

Р. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с презентацией


– Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например, наш. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства?

Такое событие может произойти просто так, без значимой причины?

А вот при царе Петре Первом, в начале XVIII века, такое событие произошло! Будем искать причины!

- Давайте посмотрим на реку времени Российской истории. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков?

–Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал.


Отвечают на вопросы


Конечно!



Нет.




Рассматривают схему-рисунок



Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.


  1. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

А) Рождение и детство Петра

- Выслушайте информацию и приготовьтесь ответить на вопросы


Уже изначально появление на свет Петра было таинственным. Два монаха по звёздам предсказали царю, что у него родится сын Пётр и, что именно он из детей наследует престол и станет героем современников.













































Пётр не походил ни одного из европейских царей.























Презентация слайд 3





Вопросы:

- Во сколько лет Пётр стал царём? (правил более 43 лет)

- Какую забаву сделали для Петра недалеко от Москвы?

- Какое детское увлечение стало делом всей его жизни?

- Чем он отличался от других правителей России и стран Европы?

- Что заставило Петра начать изменения в России?

- Что такое реформа?

Б) Реформы Петра

– Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95–97 учебника.


Работа в группе.

- Разбейтесь на группы и составьте схему

(Приложение 1)




Проверка работы: по очереди каждая группа называет реформу.


Работа в паре

- Найдите на карте города, которые появились во времена Петра Первого.



- Что такое реформа?

-А как назовём человека, который их проводит?

- Можно ли назвать слова преобразователь и реформатор синонимами

- Каким стало государство в результате реформ?

- Для чего это надо было делать?

- Как стали именовать Россию? Петра?

- Какое событие произошло в 1721году?

- Хотелось бы вам жить в то время?

Презентация слайд 4

- Рассмотрите вторую схему. Она рассказывает о переменах в жизни людей разных сословий. (Приложение 2)

– Опираясь на схему, достройте следующие предложения:

1. Армия не имела проблем в количестве солдат, потому что …

2. Некоторые до суеверия набожные люди думали, что остаться без … – значит испортить образ божий.
3. Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных …

4. Царь издал указ: если дворянин не закончит “цифирную” (начальную школу), ему не разрешалось …
4. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный …
5. Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Петр 1 приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе, на все обеды и вечера со своими …. и …


– Как ты думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

– Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра I?


В) Создание флота

- Вспомните, какое увлечение было у Петра с самого детства, которое переросло в главное его дело.

- Прочитайте текст на с. 97.

- Почему название текста заключено в кавычки?

- Для чего Пётр приказал строить флот и укреплять армию?

- Какое отношение к этой военной реформе имеет город Архангельск?

Презентация слайд 5

- Легко ли проходила эта реформа? Какими качествами должен обладать человек, который их проводит?







Подготовленные ученики рассказывают биографические сведения о Петре Первом

  1. В ночь на 30-е мая 1672года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Наутро люди говорили, что родился великий человек, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. В 10 лет Петра провозгласили царём, но самостоятельно управлять государством будет только к 20-ти годам.


  1. Когда царевичу исполнилось 10 лет, недалеко от Москвы, в селе Преображенском, на берегу реки Яузы царевичу построили крепость с башнями и окопами. В крепости были жилые помещения для мальчиков-солдат, которых набирали из окрестных деревень для военных потех. А сами полки назывались «потешными полками», от слова потеха. Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьёзное дело.


  1. Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки, потом модели кораблей, которые собирал его отец. В Преображенском впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни-создание Военно-морского флота.

  2. Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой

  3. Петра1 отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. На своей личной печати Пётр 1 вырезал слова: «Я-ученик и нуждаюсь в учителях».


Сценка.

Агафья: Устинья, узнала я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под чужим именем и в одежде простого дворянина.
Устинья: Скажи-ка, Агафья, а на что ж ему это?
Агафья: Да, говорят, учиться всяким ремеслам: и плотницкому, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.
Устинья: Да не царское это дело, а мужицкое.

  1. Пётр был первым русским царём, который покинул пределы России и посетил ряд стран – Голландию, Англию, Австрию. То, что увидел Пётр за границей настолько его поразило, что он решил: надо скопировать западные страны и тогда в России будет так же, как и в Европе. именно эта мысль заставила Петра начать реформы.


Отвечают на вопросы










(могут быть затруднения, не обязательно получать правильный ответ на этом этапе урока)


Читают самостоятельно текст в учебнике




Совместно заполняют схему, используя текст учебника.

Цель работы – понять, в каких сферах жизни общества были проведены реформы




Работа по карте


Отвечают на вопросы


Изменение, переустройство, преобразование

Реформатор


Да



Обновлённым, сильным и т.д.


Показать силу государства


Империя, император

Россия стала империей, а царь Пётр – императором

Скорее всего да.




Рассматривают схему, обсуждают, анализируют




Насильно забирали в армию на 25 лет



Бороды



Рукавов


Жениться.



Кофе





Жёнами и дочерями.





Высказывают своё мнение и делают вывод:

- Реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей и изменений уклада жизни.

Высказывают своё мнение



Отвечают на вопрос



Читают текст


Отвечают на вопрос






Высказывают своё мнение


П. 1. Представлять информацию в виде схемы

2. На основе анализа объектов делать выводы

3. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

К. -Развиваем умение слушать и понимать других.

- Оформлять свои мысли в устной форме

- Умение работать в паре и в группах

Л. 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Р. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


  1. Самостоятельное применение знаний.

Презентация: слайд 6

- Вернёмся к проблемному вопросу:

Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы и переносить туда столицу?

Какое важное событие заставило Петра это сделать?


Обсудите в группе. В случае затруднений можно воспользоваться карточкой с текстом.

В начале XVIII века земли по берегам Балтийского моря принадлежали королевству Швеция. Пётр I начал войну за выход к Балтике и после изнурительной тяжёлой борьбы одержал победу. Андреевский флаг, который поднимали на кораблях России, приобрёл новый смысл: четыре конца креста символизировали четыре моря, к которым Россия имела выходы – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское. В 1703 году в устье реки Невы, среди болот, Пётр основал новый город Санкт-Петербург, который стал новой столицей России и морскими воротами. Сюда прибывали корабли под флагами разных стран. У России тоже появился свой бело-сине-красный флаг, который поднимали на торговых кораблях.

Презентация слайд 7

- Какое важное событие происходило в начале XVIII века?

- Зачем Пётр вёл эту войну?

Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы

Презентация слайд 8









Работают в группе и с опорой на текст определяют событие





















Война со Швецией (Северная война)


За выход к Балтике

П. 1. На основе анализа объектов делать выводы

2. Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая необходимую информацию

Р. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

К. 1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2.Умение работать в паре и в группах

  1. Итог урока

- Почему Пётр I получил прозвище Великий?

- Какие изменения произошли в нашем государстве во времена Петра?

- Какие события соответствуют датам1703 –?1713 –? 1721- ?

Презентация слайд 9

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Определите по шкале свои знания по теме урока. Сравните число в начале и число в конце урока.


Отвечают на вопросы














По индивидуальной шкале определяют уровень своих знаний по теме урока


П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л.: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

К.: использование критериев для обоснования своего суждения

Р. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  1. Домашнее задание

  1. Читать страницы в учебнике и отвечать на вопросы

  2. Составить синквейн о Петре I, записать в тетрадь

  3. По выбору:

- Объясни фразу «Санкт-Петербург – морские ворота России».

- Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.

- Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует?






Приложение 1.

Реформы Петра I





Приложение 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!