Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты |
Организационный момент |
Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. – Проверим готовность к уроку - Ребята, сегодня все задания вы будете оценивать сами. Перед вами листок достижений. За каждый правильный ответ вы себе ставите +. В конце урока вы сможете оценить свою работу. | Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на урок. | Личностные: ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2. Определение темы урока. Целеполагание. |
- Ребята, что у меня в руках? (раскрутить глобус) - Что мы с вами заметили? - Как вы думаете, почему мы видим только голубой цвет? - Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? - Да, речь пойдет о воде, но чтобы более точно узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке, я предлагаю вам самостоятельно «собрать» тему урока. (У вас на партах есть слова. Соберите название темы сегодняшнего урока). - Ребята, а какую цель мы поставим перед собой? Раз речь пойдет о воде, значит, что нам нужно вспомнить о воде? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Ставят учебные цели на урок. Работают в парах, собирают название темы урока. После правильного выполнения заданий проставляют+ в оценочных листах Узнать, что такое круговорот воды в природе Повторить свойства воды, в каких состояниях бывает вода в природе | Метапредметные: Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. Актуализация необходимых знаний |
Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! - Почему вода так о себе говорит? А что вы знаете о воде? Я предлагаю вам в парах заполнить схему «Состояния воды» и написать примеры этих состояний. Заполните таблицу Состояния воды | твёрдое | жидкое | газообразное | | | | Слова для справок: ручей, сосулька, пар, океан, айсберг, туман. - Сверьтесь с ответами на слайде и за каждый правильный ответ поставьте себе по плюсу. - Сейчас посмотрите на воду в стакане и заполните «Свойства воды» Вставь слова: Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью ___________. Проверка Какие еще свойства воды вы знаете? - Поставьте по плюсу за каждый правильный ответ. | Вода В парах заполняют схему «Состояния воды». Самопроверка по эталону. Правильные ответы + Работают в парах, заполняют таблицу «Свойства воды» Заполнившие первыми, озвучивают заполненную таблицу, после проверяют по эталону на доске. Правильные ответы + 1. Не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, прозрачная, текуча. 2. При кипячении – испаряется | Предметные: Актуализировать знания об агрегатных состояниях воды; Вспомнить свойства воды Метапредметные: Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4. Физминутка |
Беленькое облако Поднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако В грозовую тучу | Выполняют физические упражнения. | активный отдых учащихся, переключение внимания с одного вида деятельности на другой |
5. Мотивация познавательной деятельности «Открытие» обучающимися нового знания. |
- мы узнали что вода – уникальное вещество. Только она может быть в трех состояниях. Вода обладает уникальными свойствами. Без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек. В начале урока мы увидели, что много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Всех нас интересует вопросы: - Если так много воды, то почету она не заполнила всю нашу планету? - Почему идет дождь? - Куда исчезают лужи? - Как вы думаете? - Где мы можем узнать ответ на этот вопрос? Давайте попробуем сами найти ответ. Для этого проведем опыт. - Будем нагревать воду. Что с ней происходит? Как называется это превращение? Чем выше температура, тем быстрее идёт этот процесс. - Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом. Понаблюдайте. Что происходит с водой? Откуда появились капли на дне тарелки? Как называется это превращение? Кто думал так же? Поставьте себе + Конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое. - Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу? | Высказывания ребят В учебнике, в интернете.. Испарение Ответы детей Ответы | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Первичное закрепление |
- Откройте учебник и прочитайте, почему не исчезает вода. Попробуйте, рассказать, что такое круговорот воды, основываясь на картинке в учебнике и тексте. - Послушайте стихотворение В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает, и снова в поход! Вода совершает круговорот. - Я тоже попробовала составить рассказ, послушайте и скажите, правильно ли у меня получилось? Объяснение учителя. Чтение стихотворения Надежды Болтачевой «Сказка о круговороте воды в природе» Жили-были в грязной луже Капли дождевой воды. Не было жилища хуже, А вокруг росли цветы, В синем небе проплывали Облака над головой. С грустью капельки вздыхали: «Эх, туда бы нам с тобой! Вот бы в небо всем подняться!» В полдень началась жара. Лужа стала испаряться. «К солнцу мы летим, ура!» - Дружно капли закричали, Превращаясь в легкий пар. В небе целый день летали Как большой воздушный шар. Стали капли облаками. «Наконец сбылась мечта!» Проплывали над холмами. «Ах, какая красота! Глянь, от лужи то осталось Только мокрое пятно». А тем временем смеркалось, Солнце спряталось давно. Ух, и холодно под вечер! Капельки бросало в дрожь. Налетел внезапно ветер, И на землю хлынул дождь. «Вот опять мы в лужу сели, - Капли падали смеясь, - Оглянуться не успели, Снова слякоть, дождь и грязь». Подморозило под утро. Лужа превратилась в лед. Каплям в ней тепло, уютно, Но лишь солнышко взойдет, Очень быстро лед растает, Лужа превратится в пар. Пар по небу полетает Как большой воздушный шар, И назад, к плохой погоде. Дождь на землю упадет. Вот такой, друзья, в природе У воды круговорот. -Какие превращения происходили с Капельками? - Под воздействием чего происходили эти превращения? - Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек? - Какое название получил этот процесс? - Так почему вода не заканчивается? | Самостоятельно читают в учебнике о круговороте воды в природе. Рассказывают собственные получившиеся рассказы о круговороте воды в природе. слушают рассказ учителя. Ответы детей. Они превращались: в пар, дождь, лёд… Под воздействием понижения и повышение температуры Нет, оно бесконечно совершается по круг Круговорот воды в природе Ответы детей | Предметные: Сформировать представление о круговороте воды в природе. Метапредметные: Познавательные структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Организация самостоятельной практической деятельности |
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать «Путешествие Капельки». И по рисунку нам рассказать о том, как же Капелька путешествует. Проблемный вопрос. - Подумайте, на каких этапах круговорота вода может загрязняться? | Дети рисуют «Путешествие Капельки» Проверяют по учебнику и оценивают свою работу Когда вода ещё находится на земле - в реках, водоёмах. | Предметные: Сформировать представление о круговороте воды в природе. Метапредметные: Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в форме. Коммуникативные: Взаимодействие с учащимися и учителем |
8. Подведение итогов. Рефлексия. |
- С каким процессом познакомились на уроке? | С круговоротом воды в природе. Отвечают на вопросы для рефлексии на доске Что мы узнали? Чему научились? Что не получилось? Что хотели бы узнать? Выполняют самооценку. | Метапредметные: Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Домашнее задание |
Берегите воду! Вода – это источник жизни на Земле. Придумать сказку о путешествии капельки воды Прочитать текст с 55-58 Ответить на вопросы | | |
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.