Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в мин.) |
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок обычный и необычный. На нашем уроке присутствуют гости. Проверка слуховых аппаратов. Никто из нас не волнуется, работаем четко и продуктивно. Я уверенно, что мы успеем сделать все, что запланировано. | Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа». | 2 мин. |
II. Фонетическая зарядка. | Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. К.Г. Паустовский. | | 2 мин. |
III. Повторение изученного. Орфографическая работа. | - А сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать. Вызывает к доске одного ученика. Учитель диктует: Россия, родина, деревня, государство, президент, герой, народ, отечество. - Выберите одно слово, которое объединяет все? - Записать с данными словами словосочетание. -Назовите синонимы. | Обучающиеся вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова. Обучающиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя. | 5 мин. |
IV. Проверке домашнего задания. | Синтаксический разбор предложения: В тяжелые времена у человека особенно обостряется любовь к Родине. | Проверяют ударение, читают ещё раз. Подчеркивают грамматическую основу. Это сложное предложение. | 4 мин. |
V. Самостоятельное определение темы урока. | Во имя Родины погибали во время Великой Отечественной войны. - В данном предложении найти грамматическую основу - Чем различаются эти два предложения? | | |
VI. Новая тема. | Односоставные предложения - Записать тему сегодняшнего урока -Что нам необходимо усвоить на данном уроке? -Для чего нам могут понадобиться наши сегодняшние знания? | Проговаривают правило, записывают правило в тетрадь. | |
| Итак, попробуем сами дать определение ОДНОСОСТАВНОМУ предложению. | Односоставное предложение – это предложение, в котором только один главный член. | |
VII. Закрепление новой темы. | Выборочный диктант - Записать номера односоставных предложений: 1. Любовь к Родине считается ценным качеством человека. 2. Родину называют любимой, славной, священной. 3. Человек не выбирает Родину. 4. С родной земли - умри, не сходи. 5. Родина тянет человека к себе. 6. Береги землю родимую, как мать любимую. 7. Солдаты защищают Родину. 8. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим. | Читают предложения, подчёркивают грамматическую основу, в тетрадь записывают ТОЛЬКО номер предложения. ВЗАИМОПРОВЕРКА! | |
VIII. Физкультминутка. | Повторение антонимов. Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно! | -Обучающиеся ловят мяч и приводят примеры антонимов к словам, которые называет учитель. | |
IX. Поэтическая пауза | ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения часто используются в пословицах, поговорках, стихотворениях. Константин Бальмонт «Родная картина» Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день, Ряд берез, и вид унылый Придорожного столба. Как под гнетом тяжкой скорби, Покачнулася изба. Полусвет и полусумрак,- И невольно рвешься вдаль, И невольно давит душу Бесконечная печаль. - Выписать из стихотворения грамматические основы и подписать, какой частью речи они выражены. | | 5 мин. |
X. Творческая работа. | Теперь вы писатели. Родина! Во все времена тебе посвящали стихи. За тебя шли на смерть в годы войны. Любуемся твоими бескрайними просторами.Во время опасности, не задумываясь, встанем на твою защиту. Слова для справок: поэты, солдаты, мы ,все - Прочитайте переработанный текст. | -Обучающиеся добавляют в текст однородные члены предложения. | 2 мин. |
XI. Итог урока. | О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие предложения называются односоставными? Какой темой объединены все наши слова и предложения? Я очень хочу, чтобы вы были патриотами. Кто такой ПАТРИОТ? Выставляются оценки. | | 2 мин. |
XII. Рефлексия. | Букет настроения. | | 1 мин. |
XIII. Домашнее задание. | Дифференцированное задание. Костев Д.: значение слова ПАТРИОТ. Остальные: Стр. 125-правило, упр. 227. | | 2 мин. |