СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Психология новорожденных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Психология новорожденных"»

Технологическая карта урока

Аннотация. Технологическая карта составлена для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП 02 Психология. Технологическая карта представляет собой графическое отображение плана урока и позволяет обеспечить проектирование учебного процесса, определить основные этапы, формы и методы работы, ресурсы, практические и контрольные задания, конструктивную коммуникацию педагога и студентов. В технологической карте дано описание деятельности педагога и студентов, их взаимодействие по освоению содержания темы, отдельных понятий, высказываний, выполнению ситуативных заданий в рамках изучаемой темы. Технологическая карта может быть использована в образовательном процессе в части освоения профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций.

Преподаватель . Брыкова М.А., преподаватель педагогики и психологии, кафедра дошкольного образования ГБПОУ Бурятский республиканский педагогический колледж

Предмет. ОП 02 Психология

Тема. Психология новорожденности

Тип урока. Открытие нового знания

Вид урока. Лекция

Цель урока. Содействовать формированию системы знаний о психологических особенностях периода новорожденности, их учете в воспитании детей

Задачи урока. Дать понятие о причинах кризиса новорожденности, социальной ситуации развития и психологических новообразованиях. Развивать умения делать выводы, отвечать на вопросы, публично выступать, оформлять презентации.

Воспитывать познавательные интересы, желание активно работать

Прогнозируемые результаты: Личностные: формирование мотивации личностного и профессионального роста, способности к самообучению и самооценке;

Метапредметные: формирование готовности и способности к освоению системы знаний, их самостоятельному пополнению и переносу;

Предметные: развитие способности решать познавательные и учебно – практические задачи, основанные на применении полученных знаний.

Формируемые компетенции:

ОК

ПК

Знания для освоения

Умения для освоения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК.1.1 -1.4. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья

ребенка и его физическое и психическое развитие.

Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

Проводить мероприятия по физическому воспитанию

выполнения двигательного режима.

Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья

каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности

применять знания по психологии при решении педагогических задач

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2 .1. – 2.7. Планировать различные виды деятельности и общения детей

в течение дня.

Организовывать различные игры с детьми раннего и

дошкольного возраста.

Организовывать общение детей.

Анализировать процесс и результаты организации различных

видов деятельности и общения детей.

возрастной периодизации

выявлять индивидуальные и типологические особенности детей

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 5.1 – 5.5. Разрабатывать методические материалы на основе

примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных

воспитанников.

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их учет в обучении и воспитании


ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности


особенностей общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте


ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.





Дидактические средства. Презентации, обзорный материал по содержанию урока, таблицы выполнения заданий, карточки с домашним заданием - психолого – педагогическими задачами

Ресурсы - оборудование. Проектор, ноутбук, литература

Этап урока

Время

Содержание педагогического взаимодействия

Формы работы на уроке

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Словесное приветствие. Проверка готовности к занятию.

Интерактивная игра «Поделись позитивом»

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой


Готовность к уроку, эмоциональный настрой на восприятие и работу

Актуализация знаний

8-10

мин.

Разбор ситуации по исследованиям Э.Г.Пилюгиной.

Жизнь человека делится на определенные периоды. Что составляет основу периодизации жизненного цикла и развития? (психофизиологические особенности, социальная ситуация развития, новообразования и ведущий вид деятельности).

-Жизненный цикл чередуется периодами стабильного развития и кризисами. Что под этим понимается? (кризис - резкое появление новообразований, стабильность – освоение новообразований)

Что понимаем под этими понятиями?- выяснение и выполнение тестового задания на соотнесение с самопроверкой.

Разбирают ситуацию, Определяют основные понятия, характеризующие особенности психологии новорожденности и выполняют тестовое задание с самопроверкой

Фронтальная и индивидуальная

формирование мотивации личностного и профессионального роста, способности к самообучению и самооценке

Определение проблемы и постановка учебной задачи

1-2-мин.

Каждый этап жизни начинается кризисом. Первым кризисом принято считать кризис новорожденности. Он рассматривается как промежуточный этап, период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Каковы границы данного периода?

Период новорожденности самый короткий период в жизни человека, не имеющий четких временных границ. Почему?

Л.С.Выготский говорил: «Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности» Из всех существ человек рождается наиболее слабым, долгое время остается беспомощным. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно новые условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены питания. Все в жизни ребенка обеспечивается взрослым- передвижение, изменение положения тела, кормление, купание. Ребенок испытывает максимальную нужду в нем, но при этом у него отсутствуют средства воздействия на взрослого, который является предметом его деятельности. Первые формы воздействия-крик и плач.

Что же характеризует особенности психического развития ребенка в этот период?

Для чего необходимы знания этих особенностей?

Родители часто задают вопрос: слышит ли их новорожденный ребенок? Следует ли с ним разговаривать? Играть?

Участвуют в беседе

фронтальная

формирование мотивации личностного и профессионального роста, способности к самообучению и самооценке; формирование готовности и способности к освоению системы знаний;

Формирование системы знаний

15 мин.

План лекции.

-Характеристика и симптомы кризиса (объяснение педагога)

-физиологические особенности периода новорожденности. Рефлексы новорожденного (выступления студентов с опережающими заданиями)

!? Небольшое число врожденных форм поведения – достоинство или недостаток развития ребенка?

- психологические новообразования (Рассказ педагога)

Слушают и воспринимают материал, оформляют записи; выступают с материалами опережающих заданий на основе установления МПС




Обсуждение - дискуссия

фронтальная

формирование мотивации личностного и профессионального роста; формирование готовности и способности к освоению системы знаний, их самостоятельному пополнению и переносу

Рефлексия – подведение итога урока

5 мин.

Что определяет основные психологические характеристики развития данного возрастного периода.

Оформите таблицу.

Самопроверка

Оформляют таблицу и проверяют правильность, оценивают себя

индивидуальная

формирование способности к самообучению и самооценке; развитие способности решать познавательные и учебно – практические задачи, основанные на применении полученных знаний

Домашнее задание

1-2

мин.

Карточки с заданиями – решение психолого- педагогических задач

Оформляют решение задач

индивидуальная

развитие способности решать познавательные и учебно – практические задачи, основанные на применении полученных знаний


Литература.


  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2015.-128с.

  • Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум для СПО.- М.: ЮРАЙТ, 287с.

  • Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-365с.

  • Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. –М.: Юрайт, 2018.- 358с.

  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пос. для студ. высш.уч. завед. –М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.- 464с.

  • Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет - СПб: Издательство Союз, 2013.-96с.

  • Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет/ Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1988.-320с.

  • Мать и дитя. Настольная книга для родителей/ под науч. рук. В.С.Корсака.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, 2008.- 272с.

  • Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г.Хрипковой; отв. ред. А.В.Запорожец. – М.: Педагогика,1987.-256с.

  • Немов Р.С. Психология. Уч. для студ. высш. пед. уч. завед. В 3кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Владос, 2015-496с.

  • Пилюгина Э.Г. Игры – занятия с малышом от рождения до 3-х лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.- 96с.

  • Сергеенкова И.В.Психологическое развитие детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 125с.

  • Солдатова Е.Л., Лавроват Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез /Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-384с.

  • Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб,: Питер, 2005.- 240с.

  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Уч. пос. для студ. сред.пед.уч. завед. – М.: ИЦ Академия,2001.-336с.

  • Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста. Учебное пособие для СПО.- М.: ЮРАЙТ, 2017.-286с.

  • Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пособие для студ.высш.учеб. завед. – М.: ИЦ Академия,2014.-384с.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!