1. Организационный этап | Приветствует учащихся. Добрый день, друзья мои! Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. - Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей. - Сегодня на уроке Фея русско-го языка приглашает нас в интересное путешествие по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну? ( Хочу всё знать!) -Кто согласен с этим? | Приветствуют учителя, гостей. - Добрый день! – ответим мы. - Рады видеть мы гостей- Дорогих учителей! Всем-всем – добрый день! Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на поставленные вопросы. |
3. Постановка учебной задачи | - Ворота открываются, и перед нами чудесная страна «Морфемика»! -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь? - Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд! Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению. - Что общего у этих слов? - Какое слово получилось по вертикали? - Как оно связано с остальными словами? - Верно. - Найдите это слово в словаре. Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова». - Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника. - А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты? - Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний. | - Толковым словарём. Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема» и «морфемика». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень Проверяют Отвечают на поставленный вопрос. -Корень. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с толковым словарём. Отвечают на поставлен-ные вопросы. - Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах. - Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | -Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое корень слова - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. - Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод? – Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит? – Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом? Почему?. - Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний -Идем дальше по лестнице знаний? В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в Других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов -Назовите два главных признака однокоренных слов. -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? - Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75) Физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят. | -То, что корень - это важная, главная часть чего-либо. - Корень - это главная значимая часть слова. Изучают схемы, предложенные на форзаце; делают выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом в которых выделен корень. - Корень является общей частью родственных слов. Делают вывод Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют основные признаки однокоренных слов; Высказывают предполо-жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом Выполняют движения по тексту под руководством учителя. |
5. Закрепление знаний и способов действий. | -Найдите глазами листочки, улетевшие с деревьев: 1в.- с осины. 2в.- с рябины Запишите их, отметьте корень -Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень. Чтобы узнать 1секрет дедушки Корня, посмотрите, какая встреча произошла в Морфемике. Какой вывод можно сделать? | Выполняют упражнение, выделяют корень. Сценка «Родня ли гусеница гусю?» Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение. |
6. Рефлексия | – Что же такое корень слова и какие слова в его определении самые важные? («Главная», «значимая».) - Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… Благодарит за работу, оценивает ответы. | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока |