СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки 5 класс. Тема учебного занятия: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжение изучения  общей темы "Вокальная музыка". На данном уроке примером вокальной музыки является романс. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки 5 класс. Тема учебного занятия: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...».»

Технологическая карта урока музыки

Тема учебного занятия: «Романса трепетные звуки».





Выполнила: Кравченко Олеся Ивановна,

Учители музыки

МАОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой

п. Родники МО Белореченский район

Краснодарский край

Класс: 5

Предмет: музыка

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Продолжительность учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: изучение нового учебного материала.

Вид учебного занятия: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.

Цель урока: познакомить с новым музыкальным жанром – романсом, на основе чего доказать связь музыки и литературы.

Задачи урока:

1. Образовательная: формирование теоретического знания о взаимосвязи всех видов искусств.

2. Развивающая:развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки, умения сравнивать и

сопоставлять.

3. Воспитательная: раскрытие творческого потенциала и воспитание художественного восприятия.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеозапись, рисунки.



Ход учебного занятия:







Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

1.Организация начала урока.

2 мин.

Подготовить учащихся к быстрому включению в работу.


Умения организовать себя на активную деятельность.

Сообщение учителя.

Фронтальная.

Видеозапись караоке «Песни паравозика». Презентация

Слайд 1-3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тема нашего сегодняшнего урока - «Романса трепетные звуки» ставит перед нами цель: познакомиться с новым музыкальным жанром. Чтобы больше узнать о романсе, я предлагаю совершить путешествие в мир искусства. Быстрей на паровоз и с песней вперёд!


Исполняют фрагмент «Песни паровозика» из м/ф. «Паровозик из Ромашкова».

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

2. Подготовка к УПД. Актуализация знаний.

8 мин.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Проверка знаний



Умение анализировать ответы других




Беседа

Групповая

Презентация

Слайд 4


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Первая остановка – станция ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, где нам предлагается повторить пройденные ранее темы в форме игры «Ты – мне, я – тебе» (правила в Приложении). Учитель задает вопросы по пройденным темам (1 и 2 варианты). Вопросы:

I вариант: Что такое музыка? Что такое вокальная музыка? II вариант: Что такое песня? Что такое инструментальная музыка?



Слайд 4

  1. Отвечают на вопросы.

  2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы одноклассника, подтверждая тем самым свои знания темы.

  3. Выставляют оценку.

  4. Первые 3-4 группы, правильно ответившие на вопросы, получают оценку.

  5. Проверка ответов.


Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

3. Знакомство с новым материалом.

20 мин.

Раскрытие творческого потенциала и воспитание художественного восприятия.

Изучение нового материала, знание средств выразительности музыки,формирование теоретического знания о взаимосвязи всех видов искусств

Уметь слушать музыку, анализировать ее, развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки, выявлять взаимосвязь музыки с литературой и живописью как различные способы художественного познания мира.

Словестный, наглядный.

Фронтальная, индивидуальная.

Просмотр фрагмента из интернетресурса ФЦИОР. Тема «Романс».


Слайд5-9

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

РОМАНС – это жанр вокальной музыки, музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, поэтому исполняется сольно. Сольно, от итальянского слова solo, что значит – один – музыкальное произведение для одного исполнителя.

С каким жанром вокальной музыки мы знакомились ранее?

Песня и романс - жанры вокальной музыки, а в чём их различия? Ответ на этот вопрос мы узнаем на МУЗЫКАЛЬНОЙ станции. Отправляемся туда.

Прослушайте романс (автор и название не называется, т.к. это должны вспомнить учащиеся).

Звучит романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье»

Расскажите о характере музыки. В чем заключается главная идея?

В сопровождении какого инструмента звучал романс?

Романс исполняется в сопровождении фортепиано, этим отличаясь от песни, которая может исполняться в сопровождении любых инструментов, от одного до целого оркестра – это первое отличие песни от романса. Сколько человек могут исполнять песню? Песню может исполнять один или несколько человек, от дуэта до целого хора, а вот романс исполняется сольно. Это второе отличие песни от романса. Что послужило появлению романса в музыке, об этом расскажет станция ИСТОРИЧЕСКАЯ. Просмотр документального фрагмента о романсе.

Слайд 5.




Ответ на вопрос: Песня




Слайд 6


Слушают романс М. Глинки.

Ответы на вопросы.








Слайд 7




Ответ на вопрос: Литература.


Слайд 8


Ответы на вопросы.


Слушают стихотворение.


Прослушав стихотворение, заполняют таблицу (см. Приложение), внося туда свои ассоциации. Заполнив левый столбик одинаково, в правый столбик учащиеся записывают свои ответы, после, читая и обосновывая их.

Слушают романс С. Рахманинова.

Ответы на вопросы: Представляется сирень белого или голубого цвета, ассоциируясь с покоем, светом, лаской, что отражено в музыке, а тёмная сирень наводит печаль и грусть. Речь идет о живописи.

Слайд 9


Смортят картину К.А.Сомова.


Прежде чем сочинять романс, композитор должен подобрать подходящее стихотворение, раскрывающее чувства человека.

К какому виду искусства обращается композитор?

А это ещё раз подтверждает взаимосвязь музыки и литературы.

Так значит вперед на станцию ЛИТЕРАТУРНУЮ.

Как вы считаете, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

Прослушайте стихотворение Е.Бекетовой «Сирень». О чём идет речь? Являются ли эти слова сами по себе хорошим стихотворением, которое могло бы обойтись без музыки, или по-настоящему они зазвучат только с ней?

Давайте сами попробуем «создать» музыку для этого стиха. Для этого проведем игру «Ассоциация»(правила в Приложении).



А теперь послушаем, как изображает эту тему известный русский композитор С.В.Рахманинов.

Звучит романс С.В.Рахманинова «Сирень».

Слушая романс, мы сами не заметили, как попали на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ станцию. О каком виде искусств будет идти речь? Слушая романс, какого цвета вы представляете сирень и почему? Вот как увидел образ романса «Сирень» художник К.А.Сомов, изображая в окружении сирени автора музыки - С.В.Рахманинова.

Звучит «Песня паровозика» и мы вновь на уроке.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

4. Обобщение и систематизация.

5 мин

Контроль знания изученного

материала

Проверка знаний

Развитие умения сравнивать и сопоставлять.

словестный

групповая

Слайд 10

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Совершив путешествие в мир искусства, мы узнали, что Романс – музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, особенности появления и исполнения романса.


Для закрепления пройденного проведем тестирование. Из предложенных на слайде вариантов, надо выбрать правильные ответы на вопросы.

Вопросы: 1.Какая страна является родиной романса? Испания. 2.Когда появился романс в России? XIX век. 3.Чем романс отличается от песни? Сольное исполнение, сопровождение фортепиано.4.Кто автор романса «Сирень»? С.В.Рахманинов. 5.Кто является создателем романса? Поэты – певцы.

(Варианты ответов в Приложении).

Подберем вопросы к оставшимся вариантам ответов из таблицы.

1.XII – XIV века. В каком веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр-романс?

2.М.И.Глинка. Кто автор романса «Жаворонок»?

3.Хор. Кто ещё, кроме солиста, может исполнить песню, но не может исполнить романс?








Ответы на вопросы.




Составление вопросов.








Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

7.Этап рефлексии.

3 мин.

Проведение рефлексии.

Проверка знаний

Умение самостоятельно оценивать свои знания

Беседа

Индивидуальная

Слайд 11

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Таблица «Плюс. Минус. Интересно».(описание заполнения в Приложении) Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.


В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Заполняют таблицу. Сдают учителю или обсуждают( на усмотрение учителя)



Этап учебного занятия

время

Цель этапа


Компетенции






методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

8.Информация о домашнем задании и подведение итогов занятия.

2 мин.

Поведение инструктажа о домашнем задании.


Находить ассоциативные связи между художественными образцами музыки и живописи.

Запись на доске и в дневнике,

Фронтальная.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слушая музыку и изучая романс, мы смогли определить даже цвет, что доказывает взаимосвязь всех видов искусства между собой. Слушая романс «Сирень»задание отразить свои восприятия романса в цвете. То есть нарисовать дома рисунок, выразив в нем свои ассоциации.


Записывают домашнее задание.








Приложение

к уроку: « Вокальная музыка. Романс».


Игра: « Ты мне, я – тебе».

Цель игры: проверить знания пройденного материала.

Ход игры: учитель задаёт учащимся вопросы. Ответив на них, учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы одноклассника, подтверждая тем самым свои знания темы.

Вопросы:

I вариант

II вариант

Что такое музыка?

Что такое песня?

Что такое вокальная музыка?

Что такое инструментальная музыка?


Игра «Ассоциация».

Цель игры: научить учащихся самостоятельно постигать интонационную природу музыки, переживать музыкальное содержание – как художественно-образное отражение действительности.

Ход игры: слушая стихотворение Е.Бекетовой «Сирень», опишите с каким характером музыки, мелодией, темпом, динамикой и цветом возникают ассоциации?

Для этого используется таблица:

Характер

Ласковый, нежный, мечтательный.

Мелодия

Плавная, певучая.

Темп

Медленный

Динамика

Р(пиано) - тихая

Цвет

Светлый, яркий, теплый.


Тестирование:

Вопросы:

1.Какая страна является родиной романса? Испания.

2.Когда появился романс в России? XIX век.

3.Чем романс отличается от песни? Сольное исполнение, сопровождение фортепиано.

4.Кто автор романса «Сирень»? С.В.Рахманинов.

5.Кто является создателем романса? Поэты – певцы.


Подберем вопросы к оставшимся вариантам ответов из таблицы.

1.XII – XIV века. В каком веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр-романс?

2.М.И.Глинка. Кто автор романса «Жаворонок»?

3.Хор. Кто ещё, кроме солиста, может исполнить песню, но не может исполнить романс?



Варианты ответов на тестирование, в виде таблицы:





М.И.Глинка




XIX век




Поэты - певцы




Фортепиано




Испания




Сольное исполнение




Россия




С.В.Рахманинов




XII – XIV века





Хор


Таблица «Плюс. Минус. Интересно».


Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.



+

-

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции,

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!