Технологическая карта урока музыки
Тема учебного занятия: «Романса трепетные звуки».
Выполнила: Кравченко Олеся Ивановна,
Учители музыки
МАОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой
п. Родники МО Белореченский район
Краснодарский край
Класс: 5
Предмет: музыка
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип учебного занятия: изучение нового учебного материала.
Вид учебного занятия: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.
Цель урока: познакомить с новым музыкальным жанром – романсом, на основе чего доказать связь музыки и литературы.
Задачи урока:
1. Образовательная: формирование теоретического знания о взаимосвязи всех видов искусств.
2. Развивающая:развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки, умения сравнивать и
сопоставлять.
3. Воспитательная: раскрытие творческого потенциала и воспитание художественного восприятия.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеозапись, рисунки.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
1.Организация начала урока. | 2 мин. | Подготовить учащихся к быстрому включению в работу. | | Умения организовать себя на активную деятельность. | Сообщение учителя. | Фронтальная. | Видеозапись караоке «Песни паравозика». Презентация Слайд 1-3 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Тема нашего сегодняшнего урока - «Романса трепетные звуки» ставит перед нами цель: познакомиться с новым музыкальным жанром. Чтобы больше узнать о романсе, я предлагаю совершить путешествие в мир искусства. Быстрей на паровоз и с песней вперёд! | Исполняют фрагмент «Песни паровозика» из м/ф. «Паровозик из Ромашкова». |
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
2. Подготовка к УПД. Актуализация знаний. | 8 мин. | Активизировать познавательную деятельность учащихся. | Проверка знаний | Умение анализировать ответы других | Беседа | Групповая | Презентация Слайд 4 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Первая остановка – станция ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, где нам предлагается повторить пройденные ранее темы в форме игры «Ты – мне, я – тебе» (правила в Приложении). Учитель задает вопросы по пройденным темам (1 и 2 варианты). Вопросы: I вариант: Что такое музыка? Что такое вокальная музыка? II вариант: Что такое песня? Что такое инструментальная музыка? | Слайд 4 Отвечают на вопросы. Обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы одноклассника, подтверждая тем самым свои знания темы. Выставляют оценку. Первые 3-4 группы, правильно ответившие на вопросы, получают оценку. Проверка ответов. |
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
3. Знакомство с новым материалом. | 20 мин. | Раскрытие творческого потенциала и воспитание художественного восприятия. | Изучение нового материала, знание средств выразительности музыки,формирование теоретического знания о взаимосвязи всех видов искусств | Уметь слушать музыку, анализировать ее, развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки, выявлять взаимосвязь музыки с литературой и живописью как различные способы художественного познания мира. | Словестный, наглядный. | Фронтальная, индивидуальная. | Просмотр фрагмента из интернетресурса ФЦИОР. Тема «Романс». Слайд5-9 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
РОМАНС – это жанр вокальной музыки, музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, поэтому исполняется сольно. Сольно, от итальянского слова solo, что значит – один – музыкальное произведение для одного исполнителя. С каким жанром вокальной музыки мы знакомились ранее? Песня и романс - жанры вокальной музыки, а в чём их различия? Ответ на этот вопрос мы узнаем на МУЗЫКАЛЬНОЙ станции. Отправляемся туда. Прослушайте романс (автор и название не называется, т.к. это должны вспомнить учащиеся). Звучит романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» Расскажите о характере музыки. В чем заключается главная идея? В сопровождении какого инструмента звучал романс? Романс исполняется в сопровождении фортепиано, этим отличаясь от песни, которая может исполняться в сопровождении любых инструментов, от одного до целого оркестра – это первое отличие песни от романса. Сколько человек могут исполнять песню? Песню может исполнять один или несколько человек, от дуэта до целого хора, а вот романс исполняется сольно. Это второе отличие песни от романса. Что послужило появлению романса в музыке, об этом расскажет станция ИСТОРИЧЕСКАЯ. Просмотр документального фрагмента о романсе. | Слайд 5. Ответ на вопрос: Песня Слайд 6 Слушают романс М. Глинки. Ответы на вопросы. Слайд 7 Ответ на вопрос: Литература. Слайд 8 Ответы на вопросы. Слушают стихотворение. Прослушав стихотворение, заполняют таблицу (см. Приложение), внося туда свои ассоциации. Заполнив левый столбик одинаково, в правый столбик учащиеся записывают свои ответы, после, читая и обосновывая их. Слушают романс С. Рахманинова. Ответы на вопросы: Представляется сирень белого или голубого цвета, ассоциируясь с покоем, светом, лаской, что отражено в музыке, а тёмная сирень наводит печаль и грусть. Речь идет о живописи. Слайд 9 Смортят картину К.А.Сомова. |
Прежде чем сочинять романс, композитор должен подобрать подходящее стихотворение, раскрывающее чувства человека. К какому виду искусства обращается композитор? А это ещё раз подтверждает взаимосвязь музыки и литературы. Так значит вперед на станцию ЛИТЕРАТУРНУЮ. Как вы считаете, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Обоснуйте свой ответ. Прослушайте стихотворение Е.Бекетовой «Сирень». О чём идет речь? Являются ли эти слова сами по себе хорошим стихотворением, которое могло бы обойтись без музыки, или по-настоящему они зазвучат только с ней? Давайте сами попробуем «создать» музыку для этого стиха. Для этого проведем игру «Ассоциация»(правила в Приложении). А теперь послушаем, как изображает эту тему известный русский композитор С.В.Рахманинов. Звучит романс С.В.Рахманинова «Сирень». Слушая романс, мы сами не заметили, как попали на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ станцию. О каком виде искусств будет идти речь? Слушая романс, какого цвета вы представляете сирень и почему? Вот как увидел образ романса «Сирень» художник К.А.Сомов, изображая в окружении сирени автора музыки - С.В.Рахманинова. Звучит «Песня паровозика» и мы вновь на уроке. |
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
4. Обобщение и систематизация. | 5 мин | Контроль знания изученного материала | Проверка знаний | Развитие умения сравнивать и сопоставлять. | словестный | групповая | Слайд 10 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Совершив путешествие в мир искусства, мы узнали, что Романс – музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, особенности появления и исполнения романса. Для закрепления пройденного проведем тестирование. Из предложенных на слайде вариантов, надо выбрать правильные ответы на вопросы. Вопросы: 1.Какая страна является родиной романса? Испания. 2.Когда появился романс в России? XIX век. 3.Чем романс отличается от песни? Сольное исполнение, сопровождение фортепиано.4.Кто автор романса «Сирень»? С.В.Рахманинов. 5.Кто является создателем романса? Поэты – певцы. (Варианты ответов в Приложении). Подберем вопросы к оставшимся вариантам ответов из таблицы. 1.XII – XIV века. В каком веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр-романс? 2.М.И.Глинка. Кто автор романса «Жаворонок»? 3.Хор. Кто ещё, кроме солиста, может исполнить песню, но не может исполнить романс? | Ответы на вопросы. Составление вопросов. |
| |
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
7.Этап рефлексии. | 3 мин. | Проведение рефлексии. | Проверка знаний | Умение самостоятельно оценивать свои знания | Беседа | Индивидуальная | Слайд 11 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Таблица «Плюс. Минус. Интересно».(описание заполнения в Приложении) Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Заполняют таблицу. Сдают учителю или обсуждают( на усмотрение учителя) |
| |
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОРы |
знания | умения |
8.Информация о домашнем задании и подведение итогов занятия. | 2 мин. | Поведение инструктажа о домашнем задании. | | Находить ассоциативные связи между художественными образцами музыки и живописи. | Запись на доске и в дневнике, | Фронтальная. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Слушая музыку и изучая романс, мы смогли определить даже цвет, что доказывает взаимосвязь всех видов искусства между собой. Слушая романс «Сирень»задание отразить свои восприятия романса в цвете. То есть нарисовать дома рисунок, выразив в нем свои ассоциации. | Записывают домашнее задание. |
Приложение
к уроку: « Вокальная музыка. Романс».
Игра: « Ты мне, я – тебе».
Цель игры: проверить знания пройденного материала.
Ход игры: учитель задаёт учащимся вопросы. Ответив на них, учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы одноклассника, подтверждая тем самым свои знания темы.
Вопросы: |
I вариант | II вариант |
Что такое музыка? | Что такое песня? |
Что такое вокальная музыка? | Что такое инструментальная музыка? |
Игра «Ассоциация».
Цель игры: научить учащихся самостоятельно постигать интонационную природу музыки, переживать музыкальное содержание – как художественно-образное отражение действительности.
Ход игры: слушая стихотворение Е.Бекетовой «Сирень», опишите с каким характером музыки, мелодией, темпом, динамикой и цветом возникают ассоциации?
Для этого используется таблица:
Характер | Ласковый, нежный, мечтательный. |
Мелодия | Плавная, певучая. |
Темп | Медленный |
Динамика | Р(пиано) - тихая |
Цвет | Светлый, яркий, теплый. |
Тестирование:
Вопросы:
1.Какая страна является родиной романса? Испания.
2.Когда появился романс в России? XIX век.
3.Чем романс отличается от песни? Сольное исполнение, сопровождение фортепиано.
4.Кто автор романса «Сирень»? С.В.Рахманинов.
5.Кто является создателем романса? Поэты – певцы.
Подберем вопросы к оставшимся вариантам ответов из таблицы.
1.XII – XIV века. В каком веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр-романс?
2.М.И.Глинка. Кто автор романса «Жаворонок»?
3.Хор. Кто ещё, кроме солиста, может исполнить песню, но не может исполнить романс?
Варианты ответов на тестирование, в виде таблицы:
М.И.Глинка | XIX век | Поэты - певцы | Фортепиано | Испания |
Сольное исполнение | Россия | С.В.Рахманинов | XII – XIV века | Хор |
Таблица «Плюс. Минус. Интересно».
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
+ | - | Интересно |
Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, | Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | Вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |