Тема урока: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | Тип урока: открытие новых знаний. | Музыкальное путешествие |
Цель урока | Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин. Научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру; познакомить с жанром квартета, ноктюрна. |
Задачи урока: | Образовательные: знакомство с особенностями звучания музыкальных инструментов виолончель, скрипка |
Развивающие: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; |
Воспитательные: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей; формировать музыкальный вкус; пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету. |
Планируемыерезультаты | Предметные | Знать названия инструментов, знать их отличительные черты. Знакомство с понятиями струнный квартет, ноктюрн. |
Личностные | Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке |
Метапредметные | Коммуникативные | контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения |
Регулятивные | осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. |
Познавательные | Строить речевые высказывания о музыке, использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки |
Межпредметные связи | История, литература, русский язык, изобразительное искусство |
Ресурсы урока | «Ноктюрн» А. П. Бородин., «Росиночка – Россия», «Папа». Презентация по теме урока. |
Формы урока | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
УМК | Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап | Настраивает на урок музыкальной попевкой. | Здороваются при помощи попевки. - Здравствуйте, учитель, добрый день! | Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Улыбка ваших милых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Давайте сочиним урок… -Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в музыкальный городок. Бульвар приветствий. Давайте поздороваемся.
- Здравствуйте, ребята, добрый день! | Концентрация внимания. Способность и готовность получать новые знания. | самоорганизация, способность регулировать свои действия. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний | Организует беседу. Предлагает определить тему урока. Акцентировать внимание ребят на иллюстрации по теме урока, нацелить на её разгадку, вызвать познавательный интерес к теме урока. Создание проблемной ситуации, подводящая к теме урока. | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач | Музыкальный источник Отгадайте загадку - О чем пойдет сегодня речь? Гармонь, гитара, балалайка. Их общим словом называй-ка! (Музыкальные инструменты) - Ребята, мы с вами знаем уже много муз. инструментов. Давайте посмотрим на экран. Скажите, какие муз. инструменты вы видите? - А к каким группам они относятся? - Какой группы не хватает? - Назовите инструменты, относящиеся к струнно-смычковой группе. - О каких инструментах мы будем сегодня говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадки: Движенья плавные смычка приводят в трепет струны Мотив звучит издалека, поет про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, я называюсь…… (скрипка) Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду. Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может: То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко. Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт, Не контрабас и не свирель, зовут его… (Виолончель) -Попытайтесь сформулировать тему урока Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). - Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня с вами на уроке? | Умение определять и осознавать цель урока, умение планировать задачи на урок.
Поиск и выделение необходимой информации Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Организует беседу о скрипке и виолончели, квартете. | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. | Аллея инструментальная. Ребята, мы отправляемся на алею инструментальную и узнаем подробнее об этих инструментах.
- Как вы думаете, «скрипка» от какого слова произошло? Правильно, «скрипеть». Первые скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку-принцессу. -Как вы думаете, скрипка современный инструмент ил он был создан давно? 500 лет назад.
-Как вы думаете, в какой стране родилась скрипка? Родились скрипка в Италии/ Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму c вырезами по бокам, образующими «талию». На силу и тембр звука скрипки оказывают большое влияние материал, из которого она изготовлена. Нижняя дека делается из древесины клёна, верхняя – из елеи. Скрипка имеет два резонаторных отверстия – эфы. -Чего не хватает на иллюстрации? (смычка) Смычок – аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, на которой натягивается волос из конского хвоста. Хотите услышать, как звучит скрипка?
-Ребята, хотите услышать, как звучит скрипка? Слушание
- Какой голос у скрипки,(высокий, нежный, выразительный, виртуозный, струящийся) Об особенностях виолончели вы узнаете, когда поработаете в группах: 1 группа (читает вопросы) 1 К какой группе инструментов относится виолончель? 2. Когда появился этот инструмент? 3. В какой стране появилась виолончель? 4. Какой тембр у виолончели? 5. Благодаря каким мастерам была создана классическая модель виолончели 6. Как играют на виолончели 7. Чем виолончель отличается от скрипки? 2 группа (отвечает на вопросы) Виолончель – это смычковый струнный музыкальный инструмент, известный с первой половины 16 века, такого же строения, что и скрипка однако значительно бо́льших размеров. Появился этот инструмент в Италии. Виолончель - инструмент с низким, бархатистым, звучным тембром. Усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём шпилем. - Молодцы. А сейчас послушаем, как звучит виолончель. - Какой голос у виолончели? (густой, сочный, певучий) Проспект динамический. Физминутка Площадь познаний. Чтобы узнать следующее ключевое слово нашего урока, расшифруйте ребус: Отгадайте загадку В нём четыре музыканта, Виртуоза и таланта, Пропоют любой мотив. Как зовётся коллектив? Квартет - О каких особенностях квартета вам стало известно из загадки? (4 музыканта или инструмента) Квартет – это Посмотрите небольшой фрагмент мультфильма, и назовите автора произведения (Иван Андреевич Крылов) Мультфильм Виолончель нередко называют басом. « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы…» . А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете. В басне идёт речь об ансамбле, в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. Давайте вспомним, как играли музыканты - медведь, осёл, козел и Мартышка на инструментах. Получилась ли у них красивая музыка? Почему? ( нет, у них получилась бессмыслица, а почему?) | Обучение правилам коллективной деятельности; развитие монологической, диалоговой речи. Формирование умения излагать свою точку зрения. Самооценка своих возможностей и способностей Владение культурой слушания музыки. Умение размышлять о содержании музыкального произведения. Формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в жизни Умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями. |
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Организует прослушивание «Ноктюрн» А. П. Бородин. Организует анализ произведений. | Слушают, анализируют. Называют средства музыкальной выразительности. Отвечают, аргументируя своё мнение. Рисуют | А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно. Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского композитора - Александра Порфирьевича Бородина (портрет) Был не только композитором, а так же ученым – химиком, получил степень доктора медицины.
- Это произведение композитор посвятил своей жене, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Подумайте: - Какое состояние души передаёт эта музыка? - Какие чувства она у вас вызывает ?
Для в 2 ребят творческое задание: -Попробуйте передать чувства в рисунке. -Давайте посмотрим, что у вас получилось -Какие краски вы выбрали? -Как вы думаете, в какое время суток можно сочинить такую музыку? А сейчас узнайте, как же называется это произведение: НSОRКVТDЮLРWН Ребята, а как можно узнать точное толкование слова? (при помощи толкового словаря) – 2-3 человека работают со словарем. Ноктюрн - мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи (французское nocturne — ночной). | Обучение правилам коллектив ной деятельности; развитие монологической, диалоговой речи. Формирование умения излагать свою точку зрения.
| Самооценка своих возможностей и способностей. |
6 | Работа над вокально - хоровыми навыками | Организует исполнение песни. Беседа о правилах пения. | Исполняют песню. | Переулок песенный. -Ребята, а как вы думаете, знакомые нам песни «Росиночка - Россия» и «Папа» Артикуляционная гимнастика. О чём эта песня? Какая она по настроению? Какие чувства она вызывает? | Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии. Речевые высказывания о характере песни, настроении. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской хоровой деятельности Умение исполнять музыкальную мелодию точно и выразительно. |
7 | Первичная проверка понимания | Организует игру «Угадайка» | Отвечают, аргументируя своё мнение | Парк достижений - Посмотрим, каких высот мы достигли Ответьте на вопросы
1. Родиной скрипки и виолончели является.... 2.Какой инструмент из струнно-смычковых имеет бархатный тембр? 3.Какой инструмент из струнно-смычковых является самым высоким 4.Как называется ансамбль из четырех исполнителей? 5.Какие инструменты входят в состав струнного квартета? 6.Что в переводе с французского обозначает слово "Ноктюрн» 7. Кто по профессии был А.П.Бородин?
Игра «Угадай-ка» -А теперь проверим, как вы запомнили голоса ваших новых друзей. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Постарайтесь не спутать голоса инструментов. (Учащиеся слушают муз. фрагменты со звучанием инструментов) | Формулировать собственное мнение и позицию Поиск и выделение необходимой информации. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Фиксирование д/з в дневниках. | Домашнее задание по выбору: 1. Подобрать загадки о скрипке и виолончели 2. Сочинить четверостишье о скрипке и виолончели. 3. Нарисовать скрипку и виолончель. Повторить слова песни. | Задавать вопросы, обращаться за помощью. Способность к самоконтролю. |
9 | Рефлексия, подведение итогов занятия | Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения. | Анализ своей деятельности | Рефлексия У каждого ребенка на столе карта с названиями остановок, которые были в течение урока, необходимо выбрать те, на которых было интересно и познавательно. Затем быстро поднимая руки посмотреть на ответы ребят. Высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат. По музыкальным уголкам Сегодня мы прошлись Все тайны переулочков и музыки нашлись Скажу вам до свидания Теперь вы мне друзья И выражу признание всем за урок вам я | Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании |