СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. "Музыкальные инструменты(скрипка, виолончель)"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин.  Научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. "Музыкальные инструменты(скрипка, виолончель)"»

Технологическая карта урока музыки в 4 классе _____._____. 20____г.

Тема урока: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Тип урока: открытие новых знаний.

Музыкальное путешествие

Цель урока

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин. Научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство с особенностями звучания музыкальных инструментов виолончель, скрипка

Развивающие: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;

Воспитательные: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей; формировать музыкальный вкус; пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Планируемыерезультаты

Предметные

Знать названия инструментов, знать их отличительные черты. Знакомство с понятиями струнный квартет, ноктюрн.

Личностные

Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке

Метапредметные

Коммуникативные

контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения

Регулятивные

осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные

Строить речевые высказывания о музыке, использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки

Межпредметные связи

История, литература, русский язык, изобразительное искусство

Ресурсы урока

«Ноктюрн» А. П. Бородин., «Росиночка – Россия», «Папа». Презентация по теме урока.

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

УМК

Критская, Е. Д. Музыка. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока

Дидактическая
структура урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап

Настраивает на урок музыкальной попевкой.


Здороваются при помощи попевки.

- Здравствуйте, учитель, добрый день!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Улыбка ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Давайте сочиним урок…


-Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в музыкальный городок.

Бульвар приветствий.

Давайте поздороваемся.



- Здравствуйте, ребята, добрый день!

Концентрация внимания. Способность и готовность получать новые знания.

самоорганизация, способность регулировать свои действия.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний

Организует беседу. Предлагает определить тему урока.

Акцентировать внимание ребят на иллюстрации по теме урока, нацелить на её разгадку, вызвать познавательный интерес к теме урока.

Создание проблемной ситуации, подводящая к теме урока.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач


Музыкальный источник

Отгадайте загадку

- О чем пойдет сегодня речь?

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка! (Музыкальные инструменты)


- Ребята, мы с вами знаем уже много муз. инструментов. Давайте посмотрим на экран. Скажите, какие муз. инструменты вы видите?

- А к каким группам они относятся?

- Какой группы не хватает?

- Назовите инструменты, относящиеся к струнно-смычковой группе.


- О каких инструментах мы будем сегодня говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадки:


Движенья плавные смычка приводят в трепет струны

Мотив звучит издалека, поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, я называюсь…… (скрипка)


Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт, 
Не контрабас и не свирель, зовут его… (Виолончель)

-Попытайтесь сформулировать тему урока

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).


- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня с вами на уроке?


Умение определять и осознавать  цель урока, умение планировать задачи на урок.



Поиск и выделение необходимой информации

Организовывать свои действия: ставить перед собой цель.

4

Первичное усвоение новых знаний

Организует беседу о скрипке и виолончели, квартете.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.


Аллея инструментальная.

Ребята, мы отправляемся на алею инструментальную и узнаем подробнее об этих инструментах.



- Как вы думаете, «скрипка» от какого слова произошло? Правильно, «скрипеть».

Первые  скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку-принцессу.

-Как вы думаете, скрипка современный инструмент ил он был создан давно? 500 лет назад.



-Как вы думаете, в какой стране родилась скрипка?

Родились скрипка в Италии/

  • Теперь скрипка считается королевой оркестра.

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму c вырезами по бокам, образующими «талию».

  • На силу и тембр звука скрипки оказывают большое влияние материал, из которого она изготовлена.

  • Нижняя дека делается из древесины клёна, верхняя – из елеи.

  • Скрипка имеет два резонаторных отверстия – эфы.

-Чего не хватает на иллюстрации? (смычка)

  • Смычок – аксессуар для непрерывного звукоизвлечения.

  • Основу смычка составляет деревянная трость, на которой натягивается волос из конского хвоста.

Хотите услышать, как звучит скрипка?



-Ребята, хотите услышать, как звучит скрипка?

Слушание



- Какой голос у скрипки,(высокий, нежный, выразительный, виртуозный, струящийся)



Об особенностях виолончели вы узнаете, когда поработаете в группах:


1 группа (читает вопросы)

1 К какой группе инструментов относится виолончель?

2. Когда появился этот инструмент?

3. В какой стране появилась виолончель?

4. Какой тембр у виолончели?

5. Благодаря каким мастерам была создана классическая модель виолончели

6. Как играют на виолончели

7. Чем виолончель отличается от скрипки?


2 группа (отвечает на вопросы)

Виолончель – это смычковый струнный музыкальный инструмент, известный с первой половины 16 века, такого же строения, что и скрипка  однако значительно бо́льших размеров. Появился этот инструмент в Италии.

Виолончель - инструмент с низким, бархатистым, звучным тембром.

Усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. 

На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём шпилем.


- Молодцы. А сейчас послушаем, как звучит виолончель.

  • Слушание звучания виолончели


- Какой голос у виолончели? (густой, сочный, певучий)


Проспект динамический.


Физминутка


Площадь познаний.

Чтобы узнать следующее ключевое слово нашего урока, расшифруйте ребус:


Отгадайте загадку

В нём четыре музыканта,

Виртуоза и таланта,

Пропоют любой мотив.

Как зовётся коллектив? Квартет


- О каких особенностях квартета вам стало известно из загадки? (4 музыканта или инструмента)


Квартет – это


Посмотрите небольшой фрагмент мультфильма, и назовите автора произведения (Иван Андреевич Крылов)


Мультфильм


Виолончель нередко называют басом.

« Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы…» . А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.

В басне идёт речь об ансамбле, в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель.

Давайте вспомним, как играли музыканты - медведь, осёл, козел и Мартышка на инструментах. Получилась ли у них красивая музыка? Почему?

( нет, у них получилась бессмыслица, а почему?)

Обучение правилам коллективной деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Самооценка своих возможностей и способностей

Владение культурой слушания музыки.

Умение размышлять о содержании музыкального произведения.

Формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в жизни

Умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями.


5

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.


Организует прослушивание «Ноктюрн»

А. П. Бородин. Организует анализ произведений.

Слушают, анализируют.

Называют средства музыкальной выразительности.

Отвечают, аргументируя своё мнение.


Рисуют

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского композитора - Александра Порфирьевича Бородина (портрет)

Был не только композитором, а так же ученым – химиком, получил степень доктора медицины.



- Это произведение композитор посвятил своей жене, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.



Подумайте:

- Какое состояние души передаёт эта музыка?

- Какие чувства она у вас вызывает ?



Для в 2 ребят творческое задание:

-Попробуйте передать чувства в рисунке.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось

-Какие краски вы выбрали?

-Как вы думаете, в какое время суток можно сочинить такую музыку?



А сейчас узнайте, как же называется это произведение:

НSОRКVТDЮLРWН


Ребята, а как можно узнать точное толкование слова? (при помощи толкового словаря) – 2-3 человека работают со словарем.



Ноктюрн - мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи (французское nocturne — ночной).


  • Ребята, совпали наши впечатления от прослушанной музыки с толкованием слова? (да)

Обучение правилам коллектив

ной

деятельности; развитие монологической, диалоговой речи. Формирование умения излагать свою точку зрения.




Самооценка своих возможностей и способностей.

6

Работа над вокально - хоровыми навыками


Организует исполнение песни. Беседа о правилах пения.


Исполняют песню.

Переулок песенный.

-Ребята, а как вы думаете, знакомые нам песни «Росиночка - Россия» и «Папа»


Артикуляционная гимнастика.

О чём эта песня?

Какая она по настроению?

Какие чувства она вызывает?

Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.

Речевые высказывания о характере песни, настроении.

Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской хоровой деятельности

Умение исполнять музыкальную мелодию точно и выразительно.


7

Первичная проверка понимания

Организует игру «Угадайка»


Отвечают, аргументируя своё мнение

Парк достижений

- Посмотрим, каких высот мы достигли

Ответьте на вопросы



1. Родиной скрипки и виолончели является....

2.Какой инструмент из струнно-смычковых имеет бархатный тембр?

3.Какой инструмент из струнно-смычковых является самым высоким

4.Как называется ансамбль из четырех исполнителей?

5.Какие инструменты входят в состав струнного квартета?

6.Что в переводе с французского обозначает слово "Ноктюрн»

7. Кто по профессии был А.П.Бородин?



Игра «Угадай-ка»

-А теперь проверим, как вы запомнили голоса ваших новых друзей. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Постарайтесь не спутать голоса инструментов. (Учащиеся слушают муз. фрагменты со звучанием инструментов)

Формулировать собственное мнение и позицию

Поиск и выделение необходимой информации.


8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Фиксирование д/з в дневниках.

Домашнее задание по выбору:

1. Подобрать загадки о скрипке и виолончели

2. Сочинить четверостишье о скрипке и виолончели.

3. Нарисовать скрипку и виолончель.


Повторить слова песни.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Способность к самоконтролю.

9

Рефлексия, подведение итогов занятия

Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения.

Анализ своей деятельности


Рефлексия

У каждого ребенка на столе карта с названиями остановок, которые были в течение урока, необходимо выбрать те, на которых было интересно и познавательно.

Затем быстро поднимая руки посмотреть на ответы ребят.

Высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат.


По музыкальным уголкам

Сегодня мы прошлись

Все тайны переулочков и музыки нашлись

Скажу вам до свидания

Теперь вы мне друзья

И выражу признание всем за урок вам я

Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!