СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Морфемный и словообразовательный разбор слова"»

Технологическая карта урока русского языка

составила Казарян Мариам

студентка группы ИФ5Р

Класс: 6 «А»

УМК: : 6 класс. Разумовская М.М., Лекант П.А.. Программа по русскому языку. М.«Учитель», 2014

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова

Место: заключительный урок по данной теме.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;

– способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

– способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

обучающие:

– содействовать закреплению знаний о морфемике и словообразовании;

– совершенствовать знание учащихся о морфемных и словообразовательных разборах слова на основе материала урока;

– формировать алгоритм правильного написания однокоренных слов;

– создавать условия для организации исследовательской и аналитической деятельности (анализ морфологических и словообразовательных признаков слов).

Личностные результаты:

– осознание потребности в развитии и саморазвитии;

– осознание ответственности за результаты своей учебы;

– осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Предметные результаты:

– усвоены полученные знания о морфемике и словообразовании;

– умеют производить морфемный и словообразовательный разбор слов;

– закреплены и усвоены знания учащихся о морфемных и словообразовательных разборах слова на основе материала урока;

– сформирован алгоритм правильного написания однокоренных слов;

– умеют организовать исследовательскую и аналитическую деятельность (анализ морфологических и словообразовательных признаков слов);

Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

– владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: презентационный материал.

Основные понятия: Морфемика, словообразование, морфемный разбор, словообразовательный разбор.

Методы: словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, метод самостоятельной работы, частично-поисковый метод.


План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Проверка домашнего задания;

  3. Мотивация учебной деятельности обучающихся;

  4. Закрепление изученного материала;

  5. Рефлексия;

  6. Задавание домашнего задания.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке

Слайд 1

Учитель приветствует обучающихся.


Проверяет готовность к уроку.

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.


Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем;

II. Проверка домашнего задания

Цель этапа: актуализировать и закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке.

Учитель фронтально опрашивает учеников.


Какую тему мы изучали на прошлом уроке?



Что такое морфемика? Словообразование?







Что вы знаете о морфемном разборе слова? Словообразовательном? Чем они отличаются?

Давайте вспомним, в каком задании ВПР мы можем встретить данную тему?


На прошлом уроке вам необходимо было выполнить упражнение 156 и построить словообразовательные цепочки.



Морфемный и словообразовательный разбор слова


Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.


В задании номер 2 ВПР необходимо сделать морфемный и словообразовательный разбор слова.



Обучающиеся устно выполняют разборы.

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

умение пользоваться справочной литературой; поиск и выделение необходимой информации;

III. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Цель этапа:

заинтересовать обучающихся, подготовить к открытию нового знания, сформулировать тему, определить цель урока



Слайд 2

Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча.

Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: ?



Слайд 3

Какое слово неправильно разобрано по составу?


Как вы думаете, какова сегодняшняя тема урока?



Какие цели мы перед собой ставим?


Слайд 4

Записываем тему урока





Петь, верхом, рано, новее, ворча. В слове учить два суффикса, в слове одеть есть приставка, в остальных словах представлено нулевое окончание.








ОБНОВЛЕНИЕ. В этом слове следует выделить корень - новл- (чередование в/вл).



Морфемный и словообразовательный разбор слова


Научиться выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

самоконтроль;
формулирование темы и цели урока;

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

IV. Закрепление изученного материала

Цель этапа:

закрепление полученных знаний на языковом материале




Следующее упражнение выполним на доске.

Слайд 5

Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу


Образец: Красноватенький- красноватый- красный.


Слова для выполнения задания:

Доледниковый ,пересоленный,

долголетие, сверхготовность, ненаучный , раскрасавец

бесчеловечный





Слайд 6

Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.


Образец учитель записывает на доске. Лесочек - лес; лесочек – лесок – лес.


Слова для выполнения упражнения:

Болезненность приукрасить разговорчивость, сверхзащитный.












Доледниковый (ледниковый, ледник);

пересоленный (соленный, соль);

долголетие (долгий);

сверхготовность (готовность);

ненаучный (научный, наука);

раскрасавец (красавец);

бесчеловечный (человечность, человек).












Учащиеся восстанавливают слова

Болезненность – боль (болезнь);

приукрасить – красить (украсить);

разговорчивость – говор(разговор);

сверхзащитный – защита (защитный


Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

понимание потребности в образовании и самообразование;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные:

построение цепи логических рассуждений;

обогащение словарного запаса;

формирование целостной системы знаний о гласных звуках;



Физминутка

Слайд 7

1. «Солнышко». Мягкие движения носом по кругу с движением глаз.

2. «Морковка». Повороты головы вправо-влево, носом нарисовать морковку (сопровождается движением глаз).

3. «Буратино». Буратино рисует своим длинным любопытным носом (сопровождается движением глаз).



Личностные:

развитие эстетического вкуса;

Познавательные:

развитие абстрактного мышления;



Слайд 8


Взгляните на слайд. Прочтите текст. Первый вариант делает морфологический и синтаксический разбор слов, выделенных красным цветом, второй – зеленым.


В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются2 лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена2 в секретаршу месткома2 коммунальников, что это мешало ей работать (Ильф и Петров).


(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).

2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.

3. Основа формы – парикмахер-ск-.

4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш-а.

5. -ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.

2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.

3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).

6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).


Жители

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел-и (имя существительное).

2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител-я.

3. Основа формы – жи-тел-.

4. Корень -жи-. Однокоренные слова: жи-ть, жи-л-ой.

5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель□, вод-и-тель□.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.

3–4. жи-тель□ → жи-ть.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а-ют-ся (глагол).

2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а-ет-ся, рожд-а-ем-ся.

3. Основа формы – рожд-а-…-ся.

4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд-а-ть, рожд-ённ-ый.

5. -а- – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а-ть, реш-а-ть.

-ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться.

2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная.

3–4. рожда-ть-ся ← рожда-ть.

5. -ся – словообразовательный постфикс.

6. Постфиксальный способ.

Побриться

1) Морфемный разбор:

1. по-бри-ть-ся (глагол в неопределённой форме).

2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре-ет-ся, по-бре-ем-ся.

3. Основа формы – по-бри-…-ся.

4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри-тв-а, вы-бри-ть.

5. по- – приставка, ср.: по-сл-а-ть, по-сад-и-ть.

-ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться.

2. Основа слова – по-бри-…-ся. Основа производная.

3–6. а) по-бри-ть-ся ← по-бри-ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.

б) по-бри-ть-ся ← бри-ть-ся; по- – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

Освежить

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и-ть (глагол в неопределённой форме).

2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж-ит, о-свеж-им.

3. Основа формы – о-свеж-и-.

4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж-ий, свеж-о.

5. о- – приставка, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть.

-и- – суффикс глагола, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить.

2. Основа слова – о-свеж-и-. Основа производная.

3–4. о-свеж-и-ть ← свеж-ий.

5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.

6. Приставочно-суффиксальный способ.

Голову

1) Морфемный разбор:

1. голов-у (имя существительное).

2. Окончание – -у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов-а, голов-ой.

3. Основа формы – голов-.

4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов-н-ой, голов-аст-ый.

5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова.

2. Основа слова – голов-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).


(В) уездном (городе)

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н-ом (имя прилагательное).

2. Окончание – -ом. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н-ый, уезд-н-ого.

3. Основа формы – уезд-н-.

4. Корень – уезд-. Однокоренные слова: уезд□, по-уезд-н-ый.

5. -н- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост-н-ой, подъ-езд-н-ый.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный.

2. Основа слова – уезд-н-. Основа производная.

3–4. уезд-н-ый ← уезд□.

5. -н- – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш-ей (имя прилагательное).

2. Окончание – -ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш-ая, тиш-айш-ую.

3. Основа формы – тиш-айш-.

4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих-о, тиш-ин-а.

5. -айш- – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик-ий – велич-айш-ый, свеж-ий – свеж-айш-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий.

2. Основа слова – тих-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Влюблена

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен-а (краткая форма причастия).

2. Окончание – -а. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён□, в-любл-ен-ы.

3. Основа формы – в-любл-ён-.

4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб-и-ть (чередование б/бл), люб-овь□.

5. в- – приставка, ср.: в-крапл-ённ-ый, в-плет-ённ-ый.

-ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес-ен-а, в-плет-ен-а.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый.

2. Основа причастия – в-любл-ённ-. Основа производная.

3–4. в-любл-ённ-ый ← в-люб-и-ть.

5. -ённ – суффикс причастия.

6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком-а (сложносокращенное слово, имя существительное).

2. Окончание – -а. Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком□, мест-ком-ом.

3. Основа формы – мест-ком-.

4. Корни слова: 1) мест-; 2) ком(итет)- – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест-н-ый, мест-о; комитет□, комитет-ск-ий.

5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком.

2. Основа слова – мест-ком-. Основа производная.

3–4. мест-ком□ ← мест-(н)-ый ком(итет).

5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.


V. Рефлексия

Цель этапа:

подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений

Слайд 9

Что такое морфемный и словообразовательный разбор?

Чем они различаются?



Что нового мы узнали на уроке?

Вызвали ли у вас какие-либо затруднения полученные задания?

Достигли ли мы поставленных целей?


Морфемный разбор слова – это выделение значимых частей (морфем) слова, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – выяснение того, на базе чего и как образовано данное слово.



Определение морфем.


Да, достигли.

Регулятивные:

самоконтроль, самооценивание;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

развитие умения извлечь главное, подвести итог;

VI. Задавание домашнего задания

Цель этапа:

продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

Наш урок подошел к концу.

Слайд 10

Откройте дневники, запишите домашнее задание.


Подготовиться к контрольному словарному диктанту (ЗСП -5,6) .

Выполнить упражнение 160.





Обучающиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!