Предмет: математика | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Вверху. Внизу. Слева. Справа. |
Цель содержательная: | Формирование пространственного представления |
Цель деятельностная: | Формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. |
Задачи | 1) учить ориентироваться в пространстве и соотносить понятия «слева», «справа», «сверху», «снизу» с действиями; 2) развивать память, мышление, логику; 3)воспитывать интерес к математике. |
Основное содержание темы, термины и понятия: математика, |
Личностные результаты -мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; - умение анализировать свои действия и управлять ими; -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; -вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; -прогнозировать результат и уровень усвоения. Познавательные УУД: -выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативые УУД: -развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; -воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Предметные умения: Знать: какова роль математики в жизни люде |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | Учебник, презентация, задания для работы в парах |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | -Присаживайтесь, проверьте, всё ли у вас готово к уроку. -Давайте улыбнемся друг другу, -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки . -Ученые говорят: математика - царица наук. -На этих уроках вы будете считать, решать задачи, играть в математические игры. На уроках математики нужно быть очень внимательным, чтобы научиться понимать и решать сложные задачи. -Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. Молодцы. А сейчас сядьте красиво. Займемся делом. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке. (Считать предметы.) -Кто хочет рассказать считалки, в которых ведется счет предметов? -Какие правила счета мы с вами вывели? ( не пропускать предметы, считать по порядку) | отвечают на вопросы Слушают учителя |
Этап выявления места и причины затруднения | Один кузнечик стрекотал, Две бабочки летели, Гуляли вместе три кота, Четыре птички пели. Белок пять, а может, семь? В них я запутался совсем. Слон один, но тянет весом И на восемь, и на десять. Всех пока пересчитали, Что-то в счете потеряли. Кто слушал внимательно и заметил, какие числа потеряли при счете? (6 и 9.) | Отвечают на вопросы Слушают стихотворение Называют числа |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Устный счет Игра «Умные пальчики»: На картон пришиты пуговицы от одной до десяти. Ученику закрываю глаза, даю карточку, он считает, сколько пуговиц пришито. Игра «Считают ушки»: По команде «Ночь!» дети кладут голову на парту, закрывают глаза. Учитель карандашом стучит несколько раз по стол. По команде «День!» дети говорят, сколько стуков они насчитали.) Встаньте те, кто ни разу не ошибся в счете. Встаньте те, кто ошибся совсем немного. Вы все молодцы. | Участвуют в устном счёте Отвечают на вопросы |
Этап реализации построенного проекта | Откройте учебник на с. 6. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? Для чего нужно уметь определять левую, правую стороны, верх и низ? (Чтобы не заблудиться, найти дорогу, объяснить, где лежит предмет, и т. д.) — Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно. Правая и левая Правая и левая Водят поезда, Правая и левая Строят города. Правая и левая Могут шить и штопать, Правая и левая Могут громко хлопать. За окошком ходит ночь, Они так устали... Правая и левая Спят на одеяле. О. Дриз О чем идет речь в стихотворении? (О руках.) Поднимите вверх правую руку. Что умеет правая рука? Правая рука умеет работать, рисовать, держать ручку, рубить ит. д. — Поднимите вверх левую руку. Что делает левая рука? Левая рука ласковая. Она лежит на столе, когда вы пишете, в ладушки правой руке помогает играть. | отвечают Слушают стихотворение Высказывают своё мнение |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | .Практическая работа Игра «Составь узор» Приготовьте геометрические фигуры. Выложите в линию круг, треугольник, квадрат. Сколько фигур вы выложили? (3.) Сколько треугольников? (1) Назовите фигуру, которая лежит справа от треугольника. Какие фигуры лежат слева от круга? Какая фигура первая справа? (квадрат.) Какая фигура первая слева? (круг.) Предметы принято считать слева направо. Чтобы не называть каждый раз, откуда начинаем счет, люди условились не говорить слово «слева». Задайте вопросы по узору, который мы сложили. (Учащиеся по очереди задают вопросы и отвечают на них.) Физкультминутка (При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.) Это правая рука, Это левая рука. Справа — шумная дубрава, Слева — быстрая река. Справа — роща протянулась, Слева — чей-то огород... А когда я обернулась, (Повернуться.) Стало все наоборот. Слева стала вдруг дубрава, Справа — быстрая река... Неужели стала правой Моя левая рука? С. Долженко Ответьте на вопрос автора. (Левая рука осталась левой, но когда человек поворачивается, направления «лево» и «право» меняются.) Повернитесь лицом к соседу. Поднимите правую руку. Поздоровайтесь за руку. Поднимите левую руку. Положите ее на правое плечо соседа. Все действия мы выполняем в зеркальном отображении по отношению друг к другу. | Рассказывают, что видят Выполняют указания. Работают с фигурами |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Работа по учебнику Рассмотрите рисунок на с. 6. Прочитайте задание к нему. Что видите на рисунке ? Возьмите карандаш, линейку и ручку и положите их так, как сказано в следующем задании. Что вам удобнее взять правой рукой: карандаш или ручку? (Карандаш, он лежит около правой руки.) Переложите карандаш и ручку так, чтобы ручка была сверху от линейки, а карандаш — снизу. Назовите предметы по порядку сверху вниз. (Ручка, линейка, карандаш.) Прочитайте задание к рисункам на полях. В какой руке держит совок девочка на верхней картинке? (левой.) А нижней? (Тоже в левой.) Почему мы видим совок то слева, то справа? (Девочка на верхней картинке стоит к нам спиной, а на нижней картинке поворачивается лицом.) Чем отличаются рисунки с машинами? (На верхнем рисунке машины едут налево, а на нижнем — направо.) Рассмотрите рисунок на с. 7. Прочитайте вопросы к нему. (Учащиеся читают по порядку вопросы и отвечают на них.) Прочитайте задание к рисунку на полях. Что обозначает восклицательный знак в кружке? (Задание повышенной сложности.) Как вы понимаете слова «повышенной сложности»? (Трудное задание для тех, кто очень хорошо усвоил материал.) 2.Работа в парах. Первый ученик рассказывает соседу по парте, как колобок катился из дома в лес, второй — как он будет возвращаться по этой же дороге из леса. Кто справился с заданием, поднимите руку. У кого не получилось? Почему, как вы думаете? (Путаем лево и право, невнимательно прочитали задание.) 3. Работа в тетради с печатной основой | Работают в паре с учебником Отвечают на вопросы Работают в паре Работают в тетрадях |
Этап включения в систему знаний и повторения | Что сегодня на уроке вспоминали? (Расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу.) Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз. Придумайте ситуацию, когда вам может понадобиться умение определять, где лево, где право. | Отвечают на вопросы |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -С каким настроением заканчиваете урок? -Почему? | Подводят итоги урока |