- учащиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением;
- решать текстовые задачи.
- проводить анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, составление целого из частей;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, составлять текстовые задачи с разными вопросами и решать их.
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
– выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в паре;
- включаются в диалог с учителем и сверстниками.
– формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека;
Этапы урока | Дидактически задачи этапа урока | Виды работ, педагогические формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Показатели решения дидактических задач (результаты) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | предметные | УУД |
1. Организационно- мотивационный момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке. | Словесный метод | Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. И урок начнем. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на плодотворную работу. | | Личностные УУД: - мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные УУД: - включаются в диалог с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | Фронтальная работа, наглядный метод, игровой Фронтальная форма, беседа Игровые методы Самостоятельная работа (система контроля и мониторинга качества знаний Interwrite Response) Индивидуальная форма, фронтальная форма. | - А сегодня нас ждёт путешествие в русскую народную сказку. А какую? Мы сейчас узнаем.
Организует деятельность учеников, работающих в группах.
Игра «Где моё место » Поставьте числа в порядке возрастания: 11 12 13 14 15 16 17 18 20 - Правильно ли построились ребята? -Что вас удивило? -Что интересного заметили? - 19 – Займи своё место. - Дай характеристику числа 19.
В тетради: дата, классная работа. - Запишите в тетради числа в порядке убывания. Прочитайте. - Переверните карточки. Прочитайте название сказки. Но сказка будет не простая, а математическая. Вы, конечно, помните главных героев, что с ними произошло. Но прежде, чем отправимся в сказку, давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге: -Назовите компоненты при сложении. -Назовите компоненты при вычитании. -Назовите части задачи. -Сформулируйте переместительный закон сложения.
Звучит кукушка. -Вы слышите песню кукушки? Мы попали в сказку. (Чтение отрывка из сказки) « Жили…..» -Ребята, мы сегодня будем помогать девочке искать своего братца. А Машенькой сегодня будет Афанасьева Ульяна. (Одевает платок.) - Бежит Машенька и видит печку. Обращается она к печке: - Маша, ты помнишь, что говорит девочка? Скажи её слова. Маша: Печка –печка , скажи куда Гуси- лебеди полетели? А печка ей в ответ: Скажу, если мои задания выполнишь. Организует самостоятельную деятельность учеников (тесты) 1) Устный счет - Сумма двух чисел равна 17.Одно слагаемое 8.Чему равно другое слагаемое? - Уменьшите 48 на 40 . - Увеличьте 11 на 17. - Найдите сумму чисел 16 и 5. - Найдите разность чисел 82 и 5. 2) Логическая разминка. Решите задачи. Горело 7 свечей, 3 свечи погасли. Сколько свечей осталось? У Веры 9 конфет, а у Тани на 4 конфеты меньше. Сколько конфет Вера должна дать Тане, чтобы у обеих девочек конфет стало поровну? Печка: Молодцы, ребята, справились с моими заданиями. | Учащиеся погружаются в работу Отвечают на вопросы учителя - Нет числа 19.
- Число 19.Это число двузначное, в нём 1 дес. и 9 ед. Предыдущее число 18, последующее 20 Работа в тетрадях. 20, 19, … - Гуси-лебеди. Слушают Отвечают на вопросы. Включаются в игру Выполняют задания самостоятельно, используя для ответов пульты системы контроля. - (9) - (8) - (28) - (21) - (77) Решают задачи. - (3) - (2) | - знание компонентов сложения и вычитания - выполняют устные вычисления изученных видов в пределах 100. | Познавательные УУД: - проводить анализ объектов с целью выделения признаков; - проводить синтез – составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в устной и письменной речи. |
Физкультминутка | Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы. | | Бежит девочка и видит яблоньку: вдруг подул сильный ветер. Физкультминутка (видео) | Учащиеся выполняют движения. | | |
Создание проблемной ситуации. | Подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебной задачи. Определить и сформулировать проблему. | Эвристическая беседа, прием создания проблемной ситуации с «затруднением». Презентация. | Девочка: Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели? - А яблонька ей в ответ: «Скажу, если мои задания выполнишь». Слайд 2. - Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы? 9+4+1+4+4 5+5+5+5+5 7+17+7+20 8+7+5+8 2+2+2+2+2 32+32+32 -Можно ли данные выражения записать как-либо иначе? -Так в чём затруднение?
- Какой вопрос возник?
- Оказывается, в математике есть действие, которое заменяет сумму одинаковых слагаемых. Может кто-то знает, как оно называется? | Дети выдвигают предположения по различным способам группировки. Учащиеся группируют числовые выражения. - Не знаем. - Мы не знаем способа сокращения этого выражения. - Как записать короче выражения с суммой одинаковых слагаемых. - Умножение | - проводить логические рассуждения и делать выводы; | Познавательные УУД: - умение обобщать и классифицировать по признакам; - ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - умение высказывать свое предположение. Личностные УУД: - формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. |
Формулирование темы урока. | Сформулировать учебную задачу и тему урока. Выявить представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Беседа.
Презентация. | - Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? Слайд 4. - А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для этого надо продолжить мысль: Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие… Я узнаю, как оно… Я узнаю, для чего оно мне … | - Умножение.
- умножение - обозначается - пригодится | | Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачи; - с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке; Коммуникативные УУД: - включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов. |
5. Открытие нового знания. | Обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. Дать учащимся конкретное представление об умножении. | Фронтальная работа. Работа с учебником. Презентация. | Организует фронтальную работу на карточках. - Попробуем выполнить ещё одно задание. - Что изображено на листе?
- Сосчитайте, сколько яблок? - Объедините яблоки по 5 штук. - Сосчитайте, сколько групп получилось? -Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять? - Какой же можно сделать вывод?
. - Какое выражение получается? - Удобно ли так записывать? Математика-это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
- Как записать короче? - Где можно найти ответ на наш вопрос?
- Откройте учебники на с.48. Прочитайте правило. - Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе? - Что такое умножение?
- Как обозначается знак умножение на письме? Слайд 6. - Вернемся к полученному нами выражению. (5+5+5+5+5+5+5=35) - Кто сможет заменить сумму умножением? - Какое слагаемое мы повторяли? - Сколько раз мы взяли по 5? - Итак, мы по5 взяли 7 раз. - С каким же новым математическим действием мы познакомились? | Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы
- На листе изображены яблоки - 35
- Получилось 7 групп. - По пять сосчитать быстрее. - При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5. 5+5+5+5+5+5+5=35 - Нет
Не знаем - Самый главный наш помощник – это учебник. Чтение правила в учебнике.
- Можно записать умножением. - Нахождение суммы одинаковых слагаемых называется – умножением. - Точка (крестик).
5*7=35
- Слагаемое 5 - 7 раз
- Умножением. | - моделировать действие «умножение» с использованием схематических рисунков; - учатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением. | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: - высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников. Коммуникативные УУД: - включаются в диалог с учителем и сверстниками. Личностные УУД: - мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
6. Первичное закрепление. | Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации). | Фронтальная форма Презентация. Работа в парах. | - Побежала девочка дальше. Увидела речку и говорит: - Речка, речка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели? - Скажу, если мои задания выполнишь. Слайд 8. 1)Решим задачи -У окошка 4 кадушки, в каждой кадушке по 2 лягушки. Сколько лягушек в трёх кадушках? Слайд 9. - На окошке три кошки, у каждой кошки по 4 ножки. Сколько ножек у трёх кошек? Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся 2)Работа в парах (карточки) - Попробуем применить наше открытие об умножении. - Замените сложение умножением. Соедините карточки. 10+10+10+10+10 | 13 · 3 | 13+13+13+13 | 10 · 3 | 7+7+7+7+7+7 | 7 · 4 | 13+13+13 | 7 · 6 | 10+7+10 | 10 · 5 | 7+7+7+7 | 13 · 4 | - Сколько получилось пар? - Что заметили? - Почему нельзя? Слайд 11. - Сравните результат своей работы с решением на доске.
|
Дети устно решают и записывают на доске выражения. 2+2+2+2=2*4=8(л.)
4+4+4=4*3=12(н.)
Работают парами, соединяют выражения.
- 5 - Одну сумму нельзя заменить умножением. - Не все слагаемые одинаковые. А мы знаем, что умножение – это сумма одинаковых слагаемых. Самопроверка | - решают задачи, раскрывающие конкретный смысл действия умножения; - учатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением. | Познавательные УУД: - фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях). - проводить анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, составление целого из частей. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; - высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников. Коммуникативные УУД: – выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в паре. Личностные УУД: - мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
7.Физкультминутка. | Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы. | | - Речка: вы справились с моим заданием, по дорожке идите к домику Бабы Яги. Встали: В темном лесе есть избушка Стоит задом наперёд В той избушке есть старушка Баба- Ёжка там живет. Нос крючком, глаза большие Словно огоньки горят Фу, сердитая какая! Дыбом волосы стоят. | Учащиеся выполняют движения. | | |
8. Повторение
| Закрепить усвоенные ранее знания и способы действия учащихся на уровне применения в измененной ситуации. | Словесный метод. . Работа с учебником. Самостоятельная работа. | Увидела девочка избушку. В избушке Баба-Яга сидит, а братец рядом серебряными яблочками играет. Девочка: Баба-Яга, отдай мне братца. Баба-Яга отвечает: Отдам, если задачу № 2 решишь (стр.48) 1) Решение задачи. -Прочитайте задачу. Какие вопросы можно поставить?
(На доске решают 2 ученика, а в тетрадях по вариантам: 1 вар – решает простую задачу; 2 вар – составную). Проверка. Самооценка. 2) №5 Решение уравнений. (На доске решают ученики с комментированием) Самооценка.
|
Чтение задачи. Анализируют условие задачи. Определяют главный вопрос задачи. Записывают решение задачи.
Проверяют решение задачи. Дают самооценку.
Решают уравнения.
Дают самооценку. | - решение задач в 1–2 действия на сложение и вычитание; - используют термины: уравнение, буквенное выражение; - решение уравнений. | Познавательные УУД: - выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, составлять текстовые задачи с разными вопросами и решать их. Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в устной и письменной речи; - осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: – выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других. |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
| Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. Способствовать индивидуальной рефлексии достижения цели, умения оценивать работу свою и товарищей, создать ситуацию успеха. | Фронтальная работа, беседа, элемент занимательности. | Баба-Яга: Забирай братца, да гляди не забудь, что сегодня на уроке узнала. - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Какое задание вам показалось особенно интересным? - Вы хорошо поработали! - Оцените свою работу на уроке. Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, то свой лучик прикрепите к весёлому солнышку.( ) Если вы работали, но было не всё понятно, то свой лучик вы прикрепите к солнышку с (-) Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш лучик надо прикрепить к грустному солнышку.( ) Слайд Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке. Слайд 13. - Продолжите предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал…. - На этом уроке я похвалил бы себя за…. - Сегодня я сумел…. | Отвечают на вопросы. Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке. | - воспроизведение знаний о замене сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением. | Личностные УУД: - анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; - выражают собственное мнение о работе и полученном результате; - выражают свое эмоциональное настроение. |
11.Домашнее задание (по выбору)
| Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Объяснение | Создаёт условие для выбора домашнего задания: базового или повышенного уровня Учебник с. 49 № 2, №7 или придумать 4 числовых выражения на сложение одинаковых слагаемых и заменить их на умножение. | Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание в дневник | | Личностные УУД: - ученик научится проявлять познавательную инициативу. |