Тема урока | Место урока по теме |
Сумма n первых членов арифметической прогрессии | Первый урок в теме из трех |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Комбинированный | Фронтальная, групповая работа; проблемная ситуация; контекстная задача. |
Цель урока | Задачи урока |
Образовательная: - сформировать умение находить сумму большого количества слагаемых, являющихся членами арифметической прогрессии. Деятельностная: - найти способ нахождения суммы большого количества слагаемых, являющихся членами арифметической прогрессии. | -Формирование и развитие учебно-познавательной, коммуникативной и регулятивной компетенций; - Получение формулы для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии; - Применение полученной формулы при решении задач; -Развивать навыки контрольно-оценочной деятельности учащихся; - Формировать положительную мотивацию к обучению. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
- Формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии; - Способ нахождения суммы большого количества слагаемых, являющихся членами арифметической прогрессии. | - Находить сумму n первых членов арифметической прогрессии; - Находить неизвестные элементы формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
- Учебно-познавательная - Коммуникативная - Регулятивная | - Метод проблемного обучения - Обучение в сотрудничестве | - Интерактивная доска - Мультимедийное оборудование - Карточки-задания - Учебник «Алгебра 9» для общеобразовательных школ ;Макарычев, Ю.Н., Миндюк, Н.Г. Алгебра 9 / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: Организационный 1-2 мин. |
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверяется готовность учащихся работать. Наш сегодняшний урок я хочу начать словами Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели которые пришли в голову другим».(слайд 1) | Слушают учителя. Приветствие. Выполняют самооценку готовности к уроку. | Коммуникативная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. | Оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности. | Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. |
II этап: Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. 8-10 мин. |
- Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут цель и сформулируют тему урока - Готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий. | 1.Устная работа: Формулирует вопросы к заданиям. Корректирует ответы учащихся. 1-е задание (слайд 2): Я загадала арифметическую прогрессию. Подумайте и задайте мне два вопроса, получив ответы на которые, вы могли бы назвать седьмой член арифметической прогрессии. 2-е задание (слайд 3): Назовите те числовые последовательности, которые являются арифметическими прогрессиями: • а) 2; 4; 6; 8; . . . . • б) 0; 1; 0,5; . . . . . . • в) -2; 8; -2; 8; . . . . • г) 25; 20; 15; . . . . 3-е задание(карточка №1) Установите соответствие: ● А. Разность арифметической прогрессии. ● Б. Свойство арифметической прогрессии. ● В. Формула n –го члена арифметической прогрессии. ● Г. Определение арифметической прогрессии. ● 1. an = a1 + d(n – 1). ● 2. d = an+1 – an-1. ● 3. an+1 = an + d. ● 4. an = a1 + a2. ● 5. an = (an-1 + an+1)/2. Шаблон для ответов: Учитель: выполнив задание, обменяйтесь, пожалуйста, листочками и оцените работу друг друга по шаблону на доске (слайд 4).(Критерии оценивания у каждого на парте см. Приложение 2). (У каждого ученика на парте карточка с заданием и таблицей для ответа). 4-е задание (слайд 5): Найдите сумму: а) 1 + 2 + 3 + . . .+ 20. б) 1 + 2 + 3 + . . . + 50. Задает вопросы учащимся: - Каким способом легче вычислить сумму? - Какова общая закономерность? - В заданиях известно количество слагаемых? - Сколько получится сгруппированных слагаемых? Молодцы! В 18 веке 9-летний мальчик меньше, чем за минуту вычислил сумму 100 первых натуральных чисел, чем немало удивил своего учителя. Он тоже применял способ группировки слагаемых. Его имя – Карл Фридрих Гаусс, в дальнейшем великий математик. Его отец о нем говорил – Фридрих считать научился раньше, чем говорить | Выполняют задание. Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Готовят ответы на поставленные вопросы. Выполняют взаимопроверку. 1-е задание: - Назовите первый член арифметической прогрессии; - Назовите разность арифметической прогрессии. Или - Назовите первый член арифметической прогрессии; - назовите второй член арифметической прогрессии. 2-е задание: Ответы учащихся: а); г). 3-е задание: (ответы для проверки на слайде 4) 4-е задание: а) 210. б) 1275. Ответы: -Легче вычислить, если применить способ группировки слагаемых: 1-ое с последним; 2-ое с предпоследним и т.д. - Все слагаемые суммы являются членами арифметической прогрессии. - Количество слагаемых в каждом случае известно. - Количество сгруппированных слагаемых в два раза меньше, чем общее количество слагаемых. | Учебно-познавательная. Коммуникативная. Личностные: осознают свои возможности в учении; связывают свои успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: Общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме, Логические-осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные-обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Оценка. Взаимооценка. | Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы. |
III этап: Открытие нового знания 7- 8 мин. |
Формирование и развитие УУД и действий с предметным содержанием, необходимых для решения учебно-познавательной задачи и достижения запланированных результатов | Организует ситуацию решения учебной задачи. Итак, продолжим работу дальше. 5-е задание (слайд 6): Выполните в тетрадях задание: 1 вариант: Найти сумму: 4 + 2 + 0 + …. + (-12). 2 вариант: Найти сумму первых пятнадцати четных натуральных чисел Вопросы к учащимся: - Как вы справились с этими заданиями? - с какими трудностями вы столкнулись? -какую цель мы можем поставить на уроке? (цель урока на слайде 9) - как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Запишите тему урока в тетради: «Сумма n первых членов арифметической прогрессии».(слайд 10). Вопрос: -Какие элементы вам необходимо знать, чтобы вычислить каждую сумму? Замените теперь в каждом примере значения первого и n-го слагаемых и количество слагаемых символами a1; an; n и запишите в виде алгебраического выражения. -Какое выражение у вас получилось? Молодцы! Вы получили формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии! А теперь попробуйте преобразовать полученную формулу, заменив an формулой n-го члена арифметической прогрессии. Итак, мы получили две формулы для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии. | Делают предположения. Представляют результат. Определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Формулируют цель и тему урока. 5-е задание: 1 вариант: Выполняют задание: Т.к известен первый член, а1= 4; n-ый член аn =- 12,тогда из формулы n-го члена А.П. найдем количество слагаемых: n =9. Следовательно, сумма равна (4 + (- 12))·4,5 = - 36. Ответ: сумма равна -36. 2 вариант: Решение: т.к известно n, найдем an, т.е a15 = 2 + 2·14 = 30. Следовательно, сумма равна (2 + 30)·7,5 = 240. Ответ: 240. - Если вычислять, складывая все слагаемые, это займет много времени. - нам не известно количество слагаемых. - нахождение общего способа вычисления суммы любого количества слагаемых, являющихся членами арифметической прогрессии. - Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Ответы: - Первый член арифметической прогрессии.; - Количество слагаемых; - n-ый член арифметической прогрессии.. Записывают выражение: S = (a1 + an) · n/2. Записывают полученное выражение: S = (a1 + a1 + d · (n – 1)) ·n/2 = = (2a1 + d · (n – 1) · n/2. | Познавательные: Общеучебные- самостоятельно выделяют и формулируют цели. Логические-осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные-обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
IV этап. Первичное усвоение новых знаний 8-10 мин. |
Организация усвоения учащимися нового способа действий при решении задач с комментированием. | Организовывает работу учащихся. Оценивает работу учащихся. Задает вопросы учащимся. Выполните упражнения № 603(а,б) № 603(а,б )Найти сумму n первых членов арифметической прогрессии, если: a1 = 3; a60 = 57 a1 = - 10,5; a60 = 51,5 Найти сумму всех нечетных чисел от 1 до 133 включительно. | Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. Готовят ответы на поставленные вопросы. Выполняют задание. | Познавательные: Логические- осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: понимают значение знаний для человека. | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. | Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Составляют критерии оценивания. |
V этап. Самостоятельная работа . Включение в систему знаний. 7-8 мин. |
Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на новый способ действий. Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого ученика. | Организует самостоятельную работу учащихся по поиску ответов на вопросы. Оценивает работу учащихся на уроке. Выполните самостоятельно на выбор № 604 из учебника или задание на карточке. Выполните взаимопроверку в парах. № 604 Найти сумму n первых членов арифметической прогрессии: -23; -20 . . ., если n =8 Карточка № 2 (повышенный уровень) Найти сумму первых двенадцати членов арифметической прогрессии, если сумма первых трех ее членов равна нулю, а сумма первых четырех членов равна 1. Карточка № 3 (КОЗ) Представьте себе, что вы являетесь прорабами на стройке. Привезли и выгрузили большое количество труб. Вам нужно быстро определить количество труб, чтобы закрыть наряд водителю и отпустить его. Как вы это сделаете? Какое рационализаторское предложение вы внесете для выгрузки труб? | Готовят ответы на поставленные вопросы. Выполняют самостоятельную работу. Проводят самопроверку, взаимопроверку. Сдают оценки учителю. Карточка № 2 Решение: Дано: S3 = 0; S4 = 1. Найти: S12 Решение: Запишем сумму первых трех членов арифметической прогрессии в виде: a1 + a2 + a3 = 0; b a1 + a2 +a3 + a4 = 1. Подставим во второе равенство вместо суммы первых трех слагаемых значение 0, получим a4 = 1. Из формулы суммы 3-х первых членов арифметической прогрессии найдем a1 = - d. Далее из формулы суммы 4-х первых членов А.П. найдем a1 = - 0,5, тогда d = 0,5. Находим a12 = 5 и далее по формуле суммы 12 первых членов А.П находим S12 = 27. Ответ: 27. Карточка № 3 (КОЗ) Решают задачу в малых группах, обсуждая. Предлагают решения: « Если выгрузить трубы, складывая рядами, так, чтобы следующий ряд содержал на одну трубу меньше, чем предыдущий, то можно вычислить количество труб, используя формулу вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии, с которой мы сегодня познакомились на уроке.» | Познавательные: Логические- осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Ориентируются в учебнике. Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: понимают значение знаний для человека. | Оценка. Взаимооценка. | Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
VI этап. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). 1-2 мин. |
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Проводит беседу по вопросам: - Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? - Достигли мы поставленной цели? - Оцените результат своей деятельности, подсчитав набранные баллы (лист достижений учащихся). - Оцените свою деятельность по шкале перевода набранных баллов в 5-ти балльную систему. - Закончите предложения: (Приложение № 3). Комментирует домашнее задание. Домашнее задание (на выбор) № 605, 607 Задание для желающих КОЗ.(Карточка каждому ученику « Вы являетесь владельцем дачного участка и решили огородить бассейн фигурной стеной, пригласив строителей, начав объяснять: в нижний ряд укладывается 19 блоков, на них укладывается 17 блоков, затем 15 и т. д. , всего 18 рядов. Как побыстрее вычислить количество блоков в фигурной стене?» У кого возникли вопросы по домашнему заданию? Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Задают вопросы. Оценивают достижение поставленных целей. Сдают оценки учителю. Заполняют лист рефлексии Закончите предложения | 1.Сегодня на уроке я: | - познакомился(-ась).. | | - научился(-ась)… | | 2.Полезным и интересным для меня на уроке было… | | 3.Я встретился (лась) с трудностью при…. | | 4. У меня хорошо получилось… | | 5. Мне это необходимо для…. | | 6. Строки самому (самой) себе….. | | 7. Мое настроение…. | | | Личностные: понимают значение знаний для человека Имеют желание учиться. Регулятивные: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценка и самооценка работы учащихся на уроке | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность |