Этап актуализация знаний. | Устный счет(на доске заранее написаны примеры): а)23+145; д) 56 – 15; б)0+76; е) 78 – 12; в)145+50; ж) 1000 – 225; г)225+215; з) 56 - 45 2. Открываем тетради, записываем число и классная работа 3. Известно, что люди начали считать целыми числами не сразу. Сначала люди показывали названия чисел на пальцах, то есть пользовались тем, что дала им сама природа - пятерней. Учиться людей считать требовала жизнь. Поначалу название чисел было у одного и у двух. Позже пальцы оказались отличной вычислительной машиной и с их помощью люди научились считать до десяти и, соответственно, начали считать десятками. 4.Рисует координатную прямую. Ребята, покажите, где на координатной прямой расположены эти числа. Как вы думаете, почему эти числа называют положительными? | Решают в уме, поднимают руку, дают ответ 2.Делают записи в тетради 3.Внимательно слушают учителя, делают соответствующие добавления, известные им из курса истории 4. Показывают числа, говорят, что справа от нуля Потому что они справа от нуля и движутся по направлению стрелки |
Этап изучения нового материала | Просит одного ребенка подойти к себе. Итак, ребята, давайте попросим моего помощника развести руки в разные стороны и представим, что его тело – это нуль. Теперь я попрошу двух девочек выйти ко мне и сделать по несколько шагов. Одна и вас движется по направлению левой руки, а другая – по направлению правой. Что можно сказать о девочках, которые шагали от «нуля»? Правильно, а эти разные направления как называются? Если представить, что наши девочки – это как бы числа, а мой первый помощник нуль, то как можно назвать нашу тему урока? Записываем тему урока «Противоположные числа» и сразу зарисуем то, что мы только что обсудили в тетрадь, только теперь уже математически. Рисует координатную ось, обозначает на ней положительные числа. Итак, также как девчонки двигались от нуля в противоположном направлении друг от друга, так и числа находятся в противоположных направлениях, только обозначаются они постановкой впереди знака «Минус» (обозначает числа на координатной прямой) Так какие же числа мы назовем противоположными? Итак, противоположные числа отличаются знаком, т.е. а и -а 2 и -2, 3 и -3, 15 и -15 – противоположные числа Числа, перед которыми стоит знак «минус» называют отрицательными. Не забывайте, что -(-а)=а Например, -(-4)=4; -(-15)=15 5.Итак, на какие две группы мы делим все числа? А к каким же числам мы отнесем тогда ноль? Ноль – это же тоже число? Запомните, ноль не является ни положительным, ни отрицательным числом А числа положительные, отрицательные и ноль представляют собой множество целых чисел. Оно обозначается буквой Z. 6. Оказывается, каждое число не может быть в одиночестве. Вспомните, как наши девочки- мои помощницы делали шаги в разные стороны от нуля. Как вы думаете, одинаковое число шагов они сделали? Давайте-ка мы вернемся к координатной оси и попробуем выяснить на примере целых чисел как же они расположены на оси и одинаково ли расстояние Итак, как мы выяснили, существует 2 типа чисел. Какие? Как они расположены на оси? Приведите пример. Вызывает к доске одного ребенка, тот показывает на примере чисел их расположение. Посмотрите, пожалуйста ,на числа и скажите мне, числа 3 и -3 находятся на одинаковом расстоянии от нуля? Почему? Верно. Так вот это расстояние от нуля до числа называется его модулем или абсолютной величиной. Она показывает, сколько шагов нужно пройти в ту или другую сторону. Да, эта величина всегда положительна. Приводит примеры Понятно? Скажите мне, что является модулем целого положительного числа? А модулем целого отрицательного числа? Что является модулем числа нуль? Теперь запишем в буквах то, что только что проговорили Правильно! Молодцы! Давайте попробуем порешать немножко. | Подходит к учителю, становится рядом. Разводит руки в стороны. Выходят к учителю, выполняют действия. Что они двигались в разных направлениях. Противоположные Противоположные числа Записывают тему урока Зарисовывают координатную прямую, обозначают на ней положительные и отрицательные числа, ноль Числа, которые отличаются знаком Слушают учителя, задают вопросы, записывают Записывают Положительные и отрицательные Предлагают свои варианты ответов Записывают Записывают Да, одинаковое Внимательно слушают учителя, участвуют в беседе Положительные и отрицательные Ученик выходит к доске, слушает учителя, выполняет задания, остальные сморят и записывают в тетрадь Да, на одинаковом Потому что равное количество клеток нарисовано, это как с шагами Понятно. То есть эта величина всегда положительна? Записывают в тетрадь. Да Модулем положительного числа является само положительное число Модулем целого отрицательного числа является противоположное ему число, т.е. положительное Сам нуль Записывают |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний | №214 (выполняем по образцу, при этом читая и упрощая запись) Итак, давайте теперь попробуем проверить, как вы усвоили понятие противоположного числа. Выполняем работу самостоятельно, затем вместе проверяем. Давайте проверим. Работаем дальше. №217 №222 №215, №216 (устно) Устали? Давайте немножко отдохнем. | Выходят по очереди к доске, выполняют упражнение, проговаривая вслух Выполняют задание. Самостоятельно заполняют таблицу Проверяют, называя противоположные числа по одному По очереди выходят к доске, комментируя задания и решение. Думают, участвуют в беседе Да, устали |
Этап закрепление изученного материала | Отдохнули немножко? Продолжаем. Давайте попробуем закрепить то, что мы только что изучили, и вы немножко поработаете самостоятельно. Раздает карточки с заданиями. Карточка 1 Какое число будет противоположным числу: 9, 0, -4, 8, -2, -11? Найдите модуль числа: 5, 7, -5, 6, 0 Выполните действия: а) Карточка 2. Какое число будет противоположным числу: -2, 5, 11, -8, 0, 35? Найдите модуль числа: -1, 5, 87, -24, 0 Выполните действия: а) давайте проверим правильность выполнения заданий. Прошу вас поменяться карточками с соседями по парте, а также поменяться тетрадями. Вы будете выступать в роли учителя. Карандашом проверяете карточку соседа по парте, внимательно слушайте отвечающего, чтобы не сделать ошибку при проверке. Итак, карточка один. Пожалуйста. (называет ребенка, который начинает проверку) Заканчиваем проверку. | Да Выполняют задания по карточкам в тетрадях, задают вопросы, если что-то непонятно. Меняются тетрадями и карточками, поочередно проверяют карточки, один ребенок одно задание проговаривает, остальные проверяют. |
Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Итак, мы сегодня неплохо поработали. Давайте выставим честно заработанные оценки за урок. Учащиеся оценивают себя и других, учитель предлагает свои варианты оценок за урок. Что показалось вам наиболее сложным на сегодняшнем уроке? Наиболее легким? Какие вопросы у вас возникли по работе по карточкам? Что было непонятно? Откройте свои дневники. Запишите, пожалуйста, домашнее задание.П.2.2 (читаете, определения учите), №226 (мы делали почти такой же в классе), №223 (сложение и вычитание модулей чисел), №220 (нужно найти модуль числа) Есть ли ко мне какие – то вопросы? Тогда урок окончен. До свидания. Спасибо за внимание. | Оценивают себя и других совместно с учителем. Отвечают на вопросы учителя, задают свои. Записывают домашнее задание, слушают комментарии к нему, задают вопросы Нет. Спасибо за урок. До свидания. |