Урок изучения нового материала по математике в 5 классе на тему «Степень числа» разработан с в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена согласно требованиями ФГОС по формированию учебно-познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД обучающихся.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Для организации деятельности обучающихся на уроке были применены различные формы работы с детьми:
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности.
Урок предусматривает темп и ритм, необходимые для оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся. Психологическая атмосфера урока носит дружественный, оптимистичный характер, учитывая равенство как обучающихся между собой, так и между обучающимися и учителем.
Тема | Степень числа |
Цель темы | Познакомить с познакомить учащихся с понятием степени числа, основанием степени, показателем степени, уметь находить значения числовых выражений, содержащих степень. |
Основное содержание темы, термины и понятия | степень, основание, показатель степени, нахождение значения числовых выражений, содержащих степень. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Учащийся научиться читать и записывать степень; называть компоненты степени; различать термины «степень числа», «основание степени», «показатель степени»; представлять произведение нескольких множителей в виде степени с натуральным показателем; представлять степень в виде произведения; возводить натуральное число в натуральную степень. | Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; наблюдать, анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность, формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение, развитие умения сравнивать и производить оценку, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач, |
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся и предлагает слайд с темой урока и стихотворением: «Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. -Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики» (учащимся выдаются оценочные листы) | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу на уроке. | | Взаимодействуют с учителем. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | организация своей учебной деятельности | Умение настраиваться на учебное занятие. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения об определении степени числа. | Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия. Актуализация личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
| Задание: вычислите устно, назовите компоненты действий. На слайде примеры: 37+363= 44475-4375= 17·3= 169:13 = | Вычисляют устно, называют компоненты действий при вычислениях. | Обобщение полученных сведений. | Взаимодействие с учителем и между собой. | Слушание учителя, товарищей, построение обобщающих высказываний, выводов. | Коррекция, получение результатов. Оценка выводов. | Уточнение и дополнение высказываний, умение слушать, дополнять корректировать высказывание других. Умение вести диалог в процессе опыта |
| Организует учащихся в виде поисковой беседы: Запишите сумму короче, используя во всех примерах один конкретный знак действия? - Какое здесь можно использовать действие и знак? 3+3= 17+17+17= 9+9+9+9= 4+4+4+4+4= 2+2+2+2+2+2= Записывают сумму короче: Что показывает число 5, что показывает число 4? | Отвечают на вопрос. Высказывают свои догадки. Работают в парах. | Умение обобщать полученные знания, умения делать вывод, умение выделять главное, поиск информации. | Владение монологической и диалогической формами речи. | Слушание учителя, товарищей, построение обобщающих высказываний, выводов. | Контроль правильности ответов. | Умение в случае расхождения ответов скорректировать высказывание и выводы. Умение вести диалог в процессе опыта |
Объяснение нового материала | Работа с предложенной информацией с целью изучения нового материала. К ак короче можно записать произведение: 5·5·5·5? Число - называется степень. Читают: «Пять в 4 степени». Познакомить с названиями чисел 5 и 4. Вопросы: Что означает число 5? Что значит число 4? Вычислить и . Вычисление степеней называется возведение в тепень. Обратить внимание на название данных степеней. | Высказывают свои предположения, опираясь на предыдущий опыт. | Умение обобщать полученные знания, умения делать вывод, умение выделять главное, поиск информации. | Владение монологической и диалогической формами речи. | Умение работать индивидуально. | Контроль правильности ответов | Умение в случае расхождения ответов скорректировать высказывание и выводы. Умение вести диалог в процессе опыта |
Физ. Минутка | Предупреждение утомления и снижения работоспособности. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | | | | | |
3. Постановка учебной задачи. | Цель этапа: Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и ими предстоит их доработать. | Создание проблемы. | Поиск ответов путем логических рассуждений | Взаимодействие с учителем, с товарищами в ходе рассуждений | Слушание учителя, построение логической цепочки рассуждений. | Целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка. | Обобщать и делать вывод на основе выполнения практических заданий и рассуждений. |
4. Закрепление изученного материала. | 1.Работа самостоятельная в парах в рабочих тетрадях. Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Проверяется, вносятся коррективы и исправления. Выполняют № 252 в парах и сверяют ответы с доской | Выполняют самостоятельно задание. Отвечают на вопросы учителя. Применяют определение степени | Компетенция обучающихся по теме: Степень числа | Взаимодействие в парах. | Умение работать в парах, планирование. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Внесения необходимых дополнений и корректив. | |
2. Индивидуальная работа в тетрадях: № 253, 254. С учащимися, у которых данные задания вызвали затруднения, учитель проводит индивидуальную консультацию. 3. Для учащихся, выполнивших данную работу успешно, предлагается дополнительные задания на карточках (карточка №1). 4. Работают устно с № 255(в,г). Называют основание и показатель степени. 5. Работа в парах №262. проверка на интерактивной доске. Устно ответить на вопрос. 6. Рефлексию своей деятельности учащиеся осуществляют, применяя слайд № 8 (шкала оценивания). | Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. | | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. | Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний в виде самостоятельной работы. Слайд 10 (задания). Учащиеся самостоятельно решают в рабочих тетрадях. Решение проверяется через документ-камеру у 3-х учащихся с демонстрацией их ответов на доске. Остальные учащиеся оценивают свою работу, сверяясь с работами одноклассников, демонстрируемых на доске. Критерии 3 задания – «5», 2 задания (1 ошибка) – «4», 1 задание (2-3 ошибки) – «3». Поднимите руку, кто получил 5? МОЛОДЦЫ! Кто получил 4? Хорошо! | Выполняют самостоятельно задание. Отвечают на вопросы учителя. Применяют определение степени | | Выполняют самостоятельно задание. | | Взаимоконтроль. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. | |
6. Подведение итогов. | Оценить выборочно работу учащихся в течении урока. Собрать на проверку тетради учащихся, выставление оценок. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. |
7. Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию Учащимся предлагается ответить на вопросы: На уроке я: Активно работал(а); Работал(а), но не активно; Был(а) пассивен(на). Заполнить таблицу на карточке №2 | Проводит рефлексию, анализирует. | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
8. Информация о домашнем задании. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. П. 3.4 (до примера 1); Базовый уровень: №256;258. Дополнительное задание повышенного уровня сложности: № 272 | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |