СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики»


Технологическая карта урока математики


Класс: 1

Предмет: Математика

УМК: «Школа России»

Тема

Решение задач и выражений

Цель урока

Создать условия для закрепления умения применять переместительный закон сложения при решении выражений; решения задач изученных видов; развития навыков счёта

Задачи урока

Образовательные:

  • умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10;

  • решать задачи на уменьшение(увеличение) числа на несколько единиц, на нахождение суммы и остатка;

Развивающие:

  • развивать воображение и мышление детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к предмету;

  • воспитывать бережное отношение к здоровью.


Планируемые результаты

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

  • Закрепить знания учащихся по нумерации и составу чисел в пределах 10;

  • Совершенствовать навыки решения простых задач;

  • Уметь применять переместительный закон сложения при решении;

  • Совершенствовать вычислительные навыки;

  • Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать;

  • Формировать у учащихся отношения делового сотрудничества: доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей;

  • Формировать коммуникативные учебные умения через работу в группе;

  • Развивать регулятивные умения.




Познавательные

  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Развитие умения определять общую цель и пути её достижения: прибавлять (вычитать) числа

Регулятивные

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные

  • Организовать свое рабочее место под руководством учителя;

  • Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;

  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

  • Строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы.

Личностные

  • Формирование интереса в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • Устанавливание связей между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.


Оборудование и материалы



Для педагога

Для учащихся

Учебник «Математика»(ч.2), 1-й класс, авт. М.И. Моро; проектор, интерактивная доска, компьютер.

Учебник «Математика» (ч.2), 1-й класс, авт. М.И.Моро, тетрадь в клетку, смайлики,сердечки, классмейты, фотографии о временах года, животных, «Папа делает нарты»

Формы и методы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический.


І этап. Мотивационно-целевой этап

( Постановка цели и темы урока)

Задачи этапа:

- создание комфортной атмосферы для успешной работы;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- активизация познавательного интереса к проблеме;

- построение рассуждения на основе известных понятий;

- организация самостоятельного формулирования проблемы и постановки цели.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности, темы урока.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы, интерес к чужому мнению и высказывание своего собственного.

Личностные УУД:

- осознание неполноты знаний, проявление желания учиться и интереса к изучаемому предмету.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Формы

организации совзаимодействия



Промежуточный

контроль

1.Приветствие.


Ученики:

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
 Учитель:

Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.


2. Каллиграфическая минутка «Мое настроение»:


- Ребята у каждого 3 смайлика - грустный, веселый и равнодушный, а на каждом написана цифра. Выберите тот смайлик, который больше подходит к вашему настроению и пропишите эту цифру одну строчку

- Ребята, поднимите руку, кто написал цифру 3?

- Поднимите руку, кто написал цифру 4?

- Поднимите руку, кто написал цифру 5?

- Ребята, все написали цифру 5. Значит, у всех хорошее настроение, все готовы к уроку.

На сегодняшнем уроке вы узнаете много нового и интересного, вас ждут большие и маленькие открытия, будете работать дружно в парах, группах. Успехов вам и удачи! А сегодня у нас будет урок – путешествие. Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся в путешествие.


3. Отгадывание загадки:

Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет. (Зима, весна, лето, осень – времена года)

- Итак, мы отправляемся в путешествие во времена года.

4.Определение темы и цели урока.

- Чем мы еще будем заниматься, вы мне скажете, выполнив задание. На партах лежат карточки для парной работы. Если вы зачеркнёте повторяющиеся буквы, то прочтёте ключевое слово.

1 ряд: ккзкккаккдкккаккчккакк

2 ряд: ррчрриррсррлррроррвррырррерр

3 ряд: ллвлллылллрллаллжллеллнллилллялл

-Какие слова получились?

1 ряд: задача

2 ряд: числовые

3 ряд: выражения

-Ребята, над чем мы с вами сегодня будем работать?

Ученики: Над решением задач и числовых выражений.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока.

«Решение задач и числовых выражений».

-Какую цель мы будем ставить?

- Будем закреплять умение решать задачи и числовые выражения.

- Закрепим сложение и вычитание в пределах 10;

- Развивать умение решать задачи.

Слушают учителя,
демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место, готовятся к определению целей урока.












Работа в тетради. Дети пишут 1 строчку выбранную цифру:

3-грустный

4-равнодушный

5-весёлый












Дети отгадывают загадку, высказывают свои мнения.

Обдумывают информацию

Воспроизводят в устной форме известные сведения.









Находят ключевые слова, учатся работать в паре.

Слушают учителя,

формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель)



Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы, формулируют цели урока


Фронтальная, индивидуальная













Фронтальная, индивидуальная

























работа в паре.











Наблюдение учителя за организацией рабочего места












Наблюдение учителя за

самостоятельным выполнением учащи-мися задания.























Организация работы  в парах, контроль

за выполнением

задания.


II этап. Ориентировочный этап

( актуализация знаний и мотивация, повторение изученных правил)

Задачи этапа:

- актуализация мыслительных операций;

- формирование умения комментировать свои действия;

- создание проблемной ситуации;

- повторение изученных правил, необходимых для реализации целей урока.

Формируемые УУД:

Предметные:

- выполнение порядка действий;

- знание таблицы сложения.

Регулятивные УУД:

- планирование, т.е. составление плана действий с учетом конечного результата;

-анализ условия задачи, предвосхищение результата поиска, принятие предложенного способа решения проблемы.

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;

- осуществление логических операции;

- извлечение необходимых информаций из текстов.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Устный счёт.


1. Отгадывание загадки:

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.(Лето)


2. Работа в классмейтах:


- Мы сейчас отправимся в лето. В сказочном лесу проведём устный счёт. Повторим таблицу сложения в пределах 10 (Тренажёр «В сказочном лесу»)


3. Работа по учебнику. Устное выполнение задания 5

(с. 28 учебника).


– Рассмотрите выражения каждого столбика. Что заметили? (В 1-м и 3-м столбиках записаны суммы, во 2-м столбике – примеры на вычитание, в 4-м – примеры, содержащие два действия: вычитание и сложение.)

– Рассмотрите первый и третий столбики.

– Чем они похожи? (Это суммы; в первом столбике во всех примерах одинаковое второе слагаемое – 8, в третьем столбике одинаковое первое слагаемое – 6.)

– Как удобно найти значения сумм, записанных в первом столбике? (Поменять слагаемые местами.) Поменяйте слагаемые местами и найдите значения сумм.

– Нужно ли применять переместительный закон при решении третьего столбика примеров? (Нет.) Почему? Найдите значения сумм.

– Что увидели? (Значения сумм уменьшаются на один.)

– Почему? (Так как вторые слагаемые уменьшаются на один.)

– Рассмотрите второй столбик примеров.

– Что хотите сказать? (Во всех примерах вычитают из числа 9; числа, которые вычитают, уменьшаются на один.)

– Как будут меняться значения выражений? (Увеличиваться.)

– Проверьте это вычислением.

– Найдите значения выражений последнего столбика. Объясните.


4.Самостоятельное решение учащимися 4 столбика.

Взаимопроверка.

10-2+0=8

10-4+2=8

10-0- 3=7




Рассматривают фотографию лета.

Ученики высказывают свои мнения. Отгадывают загадку

Обдумывают информацию

Воспроизводят в устной форме известные сведения.

Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы.

Выполняют устные вычисления: сложение и вычитание в пределах 10.

Сравнивают свой ответ.



Ученики высказывают свои мнения.


















Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Сравнивают решение с решением одноклассников.

Делают выводы.

Оценивают работу друг друга.





Фронтальная, индивидуальная













Фронтальная, индивидуальная





















Работа в парах




Устные ответы,
наблюдения учителя за выполнением задания

в классмейтах.


































Организация самосто-ятельной работы и взаимопроверки учителем. Контроль за выполнением самостоятельной работы.

III этап. Поиково-исследовательский этап

(Постановка учебной задачи, открытие новых знаний)

Задачи этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:

- формирование умения решать задачи и примеры на основе изученных правил

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации;

- рассматривание и сравнение иллюстраций учебника, проверка группового задания;

- умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации;

- построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

- формулирование вопросов;

- формулирование выводов;

-установление причинно - следственных связей и на основе этого построение рассуждения;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Коммуникативные УУД:

- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группах, парах;

- осуществление проверки группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Повторение частей задачи. Физкультминутка.

1.Отгадывание загадки:

- Ребята, наше путешествие продолжается дальше. Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья. (Осень)


2. Ответы на вопросы:

- Мы сейчас отправимся в осень. Как хороша тундра осенью. - Какие ягоды вы собираете осенью? (Клюква, морошка, голубика, брусника, костяника).

- А какие грибы растут осенью? (Маслята, подосиновики, подбе-рёзовики, белые грибы, сыроежки)


3. Работа в группах.

-Ребята, сегодня мы немного исследователи. Вы должны про-читать тексты и определить, какой текст является задачей, а какой нет и почему?

1.На пригорке растут 4 сыроежки и 3 маслёнка.

2.Под деревьями растут подберёзовики и подосиновики. Сколько

всего грибов растёт под деревьями?

3.Сколько вёдер клюквы собрали девочки?

4. Катя собрала 4 банки брусники, а Света собрала 5 банок

брусники. Сколько банок брусники собрали девочки?


4.Повторение «Части задачи»

-Из каких частей состоит задача?

ЗАДАЧА

УСЛОВИЕ ВОПРОС








Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

Дальше в гору мы пойдём.

(ходьба на месте)

Слушают учителя, настраиваются на следующий этап урока


Рассматривают фотографию осени.

Слушают задание учителя

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.


Рассматривают фотографию ягод и грибов.





Дети работают в группах. Какая группа решит первой, объясняет.

1.Нет вопроса.

2.Нет числовых значений.

3.Нет условия к задаче.

4.Задача.





Дети отвечают на вопросы.

Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию.



















Фронтальная, инди- видуальная,















Работа в группах.

Анализируют и

выполняют задание.

Ищут правильное решение.






























Устные ответы,
выполненные задания























IV этап. Практический этап

(Проверка знаний)

Задачи этапа: обобщение и закрепление полученных знаний, организация работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД

- проверка результатов вычислений;

- адекватное восприятие указаний на ошибки и исправление найденных ошибок.

Личностные УУД

- способность к самооценке.

Регулятивные УУД

-сравнение собственных выводов с выводом по таблице

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Составление задачи по краткой записи и её решение.

-А у нас путешествие продолжается дальше.


1. Отгадывание загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Мы сейчас отправимся в зиму.


2.Составление задачи по краткой записи:


Брат – 3 нарты

?

Отец - ? на 2 больше


За зиму брат сделал 3 нарты, а отец на 2 нарты больше. Сколько всего нарт сделали брат и отец?

- Прочитайте условие задачи.


- О ком говорится в задаче?


- Что мы знаем в задаче?

- Известно ли, сколько нарт сделал отец?


- Сколько вопросов поставлено к этому условию?


-Ответим на первый вопрос. Что значит на 2 больше?


- Выберете правильный вариант (на доске написано 2 варианта решения)

3-2=1 3+2=5


- Можно ли сказать, что мы решили задачу?



- Могли ли мы сразу ответить на этот вопрос?




- А сейчас можем ответить на этот вопрос?



2.Самостоятельное решение задачи учащимися с последующей проверкой.


1) 3+2=5(н.)- сделал отец.

2) 5+3=8(н.) – всего.

Ответ: 8 нарт.



4. Отгадывание загадки:

- А у нас путешествие продолжается дальше. Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)


- Мы сейчас отправимся в весну. Весной пробуждается вся природа. Выползают из щелей жучки и паучки, прилетают с юга птицы, покидают свои норы звери. Животные играют большую роль в природе. Животные и растения необходимы для жизни человека. Но вырубая леса, загрязняя реки, моря, озёра, люди губят множество животных. А для животных реки, моря, озёра и леса – их убежище. В нашей стране принят Закон об охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки.

Ребята, мы должны беречь и любить природу!

- Что мы можем сделать по охране природы?



5. Составление выражений по фотографиям о животных.

1 ряд: о волчатах 4+3-2 4-2+3

2 ряд: о зайчатах и лисятах 8-4+2 8+2-4

3 ряд: об оленятах 6+3+1 6+1+3



Слушают задание учителя

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку. Анализируют увиденное.

Рассматривают фотографию зимнего леса



Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Слушают учителя.

Вспоминают правило.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.

Рассматривают фотографию «Папа делает нарты»

- В задаче говорится о брате и отце.

- За зиму брат сделал 3 нарты.

- Сколько нарт сделал отец мы не знаем, но знаем на 2 больше?

- К этому условию поставлено 2 вопроса.

- Это значит столько же, да ещё 2.

Дети выбирают правильный ответ с помощью сигнальных карточек.


- Нет, так как есть второй вопрос. Нужно найти сколько всего нарт сделали брат и отец.

-Нет, чтобы узнать, сколько всего нарт сделали брат и отец, надо сначала узнать, сколько нарт сделал отец.

- Да. 5+3=8












Рассматривают фотографию о весне, о животных, птицах. Обдумывают информацию

Воспроизводят в устной форме известные сведения.













Ответы учащихся (не убивать птиц, зверей и рвать редкие цветы)

Рассматривают фотографии о

зверятах, составляют разные выражения и находят значения выражений. Из каждого ряда выступает одна пара.

Фронтальная,

индивидуальная,
















Фронтальная,

индивидуальная,






















































Работа в парах

















Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


V этап. Рефлексивно-оценочный этап

Задачи этапа: осмысление процесса и результата деятельности, проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД:

- адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные УУД:

- осознание личностного смысла учения;

- закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

- оценка своего эмоционального состояния

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения:

Учитель: Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы. Сформулируйте тему урока.

«Решение задач и выражений»

Закрепили умение решать задачи и числовые выражения.

Закрепили сложение и вычитание в пределах 10;

Развивали умение решать задачи.

Вот и завершилось наше путешествие по временам года. Все счастливые вернулись домой. А, вы, ребята, с каким настроением остались?- Вы выбираете красное сердечко, если вы довольны своей работой, у вас все получалось, не было трудностей.

- Желтое сердечко – выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все получалось.

- Зеленое сердечко – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не получалось на уроке.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок!

Дети высказаются в течение 2 минут.

Делают выводы

Формулируют конечный ре-зультат своей работы на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Осуществляют самооценку



Фронтальная,

индивидуальная,


Учитель по необхо-димости корректирует ответы детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!