Репродуктивный, частично-поисковой.
Частично-поисковой с обобщением; метод сопоставления разных видов искусства.
Исследовательский; метод аналогии, ассоциации; метод сопоставления произведений по тематике, проблематике.
Аспекты учебной деятельности | Разноуровневый материал занятия | Аргументация целесообразности учебной деятельности |
Организационный этап. | - | - |
Этап уровневых заданий репродуктивного и частично-поискового уровня. | 1.Рассказать об истории создания рассказа. 2.Чем ознаменован 1915 год в жизни И.А. Бунина? | Совершенствование умения работать со справочной литературой; систематизировать биографические сведения. |
1.Найдите в толковом словаре значение слова «господин». 2.Что о своём герое заявляет автор уже в заглавии текста? | Совершенствование умения работать со справочной литературой; развитие умения обобщать ранее изученный материал |
1.Расскажите о жизни главного героя до путешествия. | Развитие умения пересказывать, цитировать. |
1.Каковы планы господина? Выскажите своё мнение о них. | Развитие умения пересказывать, обобщать ранее изученный материал. |
1.Выразительное чтение отрывка «Портрет героя» | Развитие умения выразительно читать; выбирать ключевые фразы |
1.Расскажите о конструкции корабля. 2.Как живётся тем, кто занимает нижний этаж судна? | Развивать умение выбирать ключевые фразы, обобщать ранее изученное. |
Что значит наслаждаться жизнью, по мнению господина? | Развивать умение выбирать ключевые фразы |
1.Объясните выбор писателем названия для корабля. 2.На чём основывались философские размышления Бунина? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. |
Этап исследовательских уровневых заданий | 1.Давайте обратимся к пассажирам «Атлантиды». 2.Почему тех, кто считает себя властителями мира, писатель называет «блестящей толпой»? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. Развитие творческого воображения. |
1.Представьте, что человек, не читавший рассказа, попросил бы вас изложить основную мысль этого произведения. Как вы её определите? | Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. |
2.Обратите внимание на второстепенных персонажей: абруццскихволынщиков и Лоренцо. Как изображает их автор? В чём их отличие от господина? На самом ли деле они второстепенны? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. |
Этап уровневых заданий сопоставления разных видов искусства. | 1.Почему корабль противопоставлен океану? 2.Какая философская идея стоит за этим противопоставлением? | Совершенствование умений самостоятельно осмыслять полученную информацию. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. |
1.В тексте настойчиво повторяется выражение «наслаждаться жизнью», и с этой мысли начинается повествование. 2.Что значит наслаждаться жизнью, по мнению Бунина? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать |
В чём, по-вашему, особенность портрета героя? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать |
После выхода в свет рассказа «Господин из Сан-Франциско» М.Горький сказал: «И.А.Бунин заставил …разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…» Как вы понимаете данные слова Горького? Можете ли согласиться с ними? Почему? | Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать |
Этап актуального закрепления. | 1.Что в литературоведении называется портретом? Определите роль этого элемента композиции в рассказе Бунина. 2.Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Господина из Сан-Франциско»? 3.Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения И.А.Бунина. 4.Есть ли особенность(-и) в построении рассказа? 5.Что составляет основу антитезы? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета рассказа. В каких прочитанных вами произведениях ощутима роль антитезы? Чего добиваются авторы её использованием? | Низкий уровень: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал. Средний уровень: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками. Высокий уровень: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений. |
Этап установления внутрипредметных связей. | 1.В каких произведениях, написанных ранее, у героев не было имени? 2.Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность? 3.Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой? В чём отличие смерти героев Толстого, Тургенева, Бунина? | Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал. С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками. В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений. |
Этап установления межпредметных связей. | 1.Подготовьте небольшое сообщение о Сан-Франциско, покажите его на карте мира. Что заставило Бунина «поселить» своего героя именно в этом мегаполисе? 2.Рассмотрите репродукции К.Брюллова «Итальянский полдень», Ф.Матвеева «Вид Тиволи близ Рима» Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам. 3.Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина …». | Н: развитие умений работать со справочной литературой; развитие умения пересказывать. С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. В: развитие умений сопоставлять произведения разных искусств; формирование умений видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1.Подготовьте рассказ о режиме жизни на корабле «Атлантида» от лица капитана. 2.Почему Бунин отказался от эпиграфа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? 3.Что заставило Бунина отказаться от первоначального названия «Смерть на Капри»? | Н: развитие умения пересказывать. С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками. В: совершенствование умения самостоятельно искать, осмыслять и систематизировать информацию. |
Контроль и обратная связь. | 1.Продолжите письменно фразу: «Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» - это произведение о ..» 2.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в рассказе Бунина» 3.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Господин из Сан-Франциско» - это откровение Бунина | Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия. С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи. В: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст. |
Домашнее задание. | 1.Напишите отзыв на рассказ «Господин из Сан-Франциско». 2.Объясните, как вы понимаете слова святителя Иоанна Златоуста, как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо…». 3.Сравните рассказ Бунина с новеллой Т.Манна «Смерть в Венеции». Что объединяет эти произведения? В чём новаторство И.А.Бунина? | Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи В:задание предназначено для проверки глубины понимания произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст. |