СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы по ФГОС 

1.Открытый урок литературы (мастер-класс по инновациям) в 11 классе «Урок- диспут по новелле И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: «Тема «закатной цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

Дата: 15 октября 2015 года.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы»

Технологическая карта урока в 11 классе.

Дата: 15 октября 2015 года


Урок- диспут по новелле И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»:

«Тема «закатной цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

Цели занятия

Образовательные:

  • формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;

  • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

  • совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление;

  • активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;

  • способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;

  • пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;

  • способствовать воспитанию духовности.

Методы обучения

Низкий уровень

Репродуктивный, частично-поисковой.

Средний уровень

Частично-поисковой с обобщением; метод сопоставления разных видов искусства.

Высокий уровень

Исследовательский; метод аналогии, ассоциации; метод сопоставления произведений по тематике, проблематике.

Теория литературы: Реминисценция, новелла.

Оборудование и наглядность: портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности
    и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-
    временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

  • формирование у школьников способности к самостоятельной и глубокой оценке произведения;

  • умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, мировым историко-литературным и культурным процессом;

  • выяснение связей литературы с другими видами искусства.

Предметные результаты:

  • развитие умений выразительно читать, пересказывать, цитировать;

  • развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал, систематизировать биографические сведения;

  • совершенствовать умения работать со справочной литературой;

  • развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками;

  • развитие умения применять знания в новой учебной ситуации;

  • развитие монологической речи и творческого воображения.


Схема- карта урока диалога

Аспекты учебной деятельности

Разноуровневый материал занятия

Аргументация целесообразности учебной деятельности

  1. Организационный этап.

-

-

  1. Этап уровневых заданий репродуктивного и частично-поискового уровня.

1.Рассказать об истории создания рассказа.

2.Чем ознаменован 1915 год в жизни И.А. Бунина?

Совершенствование умения работать со справочной литературой; систематизировать биографические сведения.

1.Найдите в толковом словаре значение слова «господин».

2.Что о своём герое заявляет автор уже в заглавии текста?

Совершенствование умения работать со справочной литературой; развитие умения обобщать ранее изученный материал

1.Расскажите о жизни главного героя до путешествия.

Развитие умения пересказывать, цитировать.

1.Каковы планы господина? Выскажите своё мнение о них.

Развитие умения пересказывать, обобщать ранее изученный материал.

1.Выразительное чтение отрывка «Портрет героя»

Развитие умения выразительно читать; выбирать ключевые фразы

1.Расскажите о конструкции корабля.

2.Как живётся тем, кто занимает нижний этаж судна?

Развивать умение выбирать ключевые фразы, обобщать ранее изученное.

Что значит наслаждаться жизнью, по мнению господина?

Развивать умение выбирать ключевые фразы

1.Объясните выбор писателем названия для корабля.

2.На чём основывались философские размышления Бунина?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

  1. Этап исследовательских уровневых заданий

1.Давайте обратимся к пассажирам «Атлантиды». 2.Почему тех, кто считает себя властителями мира, писатель называет «блестящей толпой»?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. Развитие творческого воображения.

1.Представьте, что человек, не читавший рассказа, попросил бы вас изложить основную мысль этого произведения. Как вы её определите?

Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

2.Обратите внимание на второстепенных персонажей: абруццскихволынщиков и Лоренцо. Как изображает их автор? В чём их отличие от господина? На самом ли деле они второстепенны?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

  1. Этап уровневых заданий сопоставления разных видов искусства.

1.Почему корабль противопоставлен океану? 2.Какая философская идея стоит за этим противопоставлением?

Совершенствование умений самостоятельно осмыслять полученную информацию. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать.

1.В тексте настойчиво повторяется выражение «наслаждаться жизнью», и с этой мысли начинается повествование.

2.Что значит наслаждаться жизнью, по мнению Бунина?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

В чём, по-вашему, особенность портрета героя?

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

После выхода в свет рассказа «Господин из Сан-Франциско» М.Горький сказал: «И.А.Бунин заставил …разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…» Как вы понимаете данные слова Горького? Можете ли согласиться с ними? Почему?

Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.

Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать

  1. Этап актуального закрепления.

1.Что в литературоведении называется портретом? Определите роль этого элемента композиции в рассказе Бунина.

2.Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Господина из Сан-Франциско»?

3.Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения И.А.Бунина. 4.Есть ли особенность(-и) в построении рассказа?

5.Что составляет основу антитезы? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета рассказа. В каких прочитанных вами произведениях ощутима роль антитезы? Чего добиваются авторы её использованием?

Низкий уровень: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал.

Средний уровень: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками.

Высокий уровень: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений.

  1. Этап установления внутрипредметных связей.

1.В каких произведениях, написанных ранее, у героев не было имени?

2.Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность?

3.Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой? В чём отличие смерти героев Толстого, Тургенева, Бунина?

Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал.

С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками.

В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений.

  1. Этап установления межпредметных связей.

1.Подготовьте небольшое сообщение о Сан-Франциско, покажите его на карте мира. Что заставило Бунина «поселить» своего героя именно в этом мегаполисе?

2.Рассмотрите репродукции К.Брюллова «Итальянский полдень», Ф.Матвеева «Вид Тиволи близ Рима» Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам.

3.Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина …».

Н: развитие умений работать со справочной литературой; развитие умения пересказывать.


С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации.

В: развитие умений сопоставлять произведения разных искусств; формирование умений видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства.

  1. Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовьте рассказ о режиме жизни на корабле «Атлантида» от лица капитана.

2.Почему Бунин отказался от эпиграфа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»?

3.Что заставило Бунина отказаться от первоначального названия «Смерть на Капри»?

Н: развитие умения пересказывать.

С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками.

В: совершенствование умения самостоятельно искать, осмыслять и систематизировать информацию.

  1. Контроль и обратная связь.

1.Продолжите письменно фразу: «Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» - это произведение о ..»

2.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в рассказе Бунина»

3.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Господин из Сан-Франциско» - это откровение Бунина

Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия.

С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи.

В: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст.

  1. Домашнее задание.

1.Напишите отзыв на рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2.Объясните, как вы понимаете слова святителя Иоанна Златоуста, как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо…».

3.Сравните рассказ Бунина с новеллой Т.Манна «Смерть в Венеции». Что объединяет эти произведения? В чём новаторство И.А.Бунина?

Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия

С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи

В:задание предназначено для проверки глубины понимания произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!