5.Обобщение и систематизация знаний. | Так как у нас с вами урок обобщающий, давайте и поработаем сообща. Разделимся на группы. В каждой будет свой координатор. Он будет регулировать работу группы и выставлять оценки ее участникам. Каждая группа получает по два задания. Ознакомьтесь с ними и выберите тех, кто будет выполнять. Это работа координаторов. На выполнение задания 3 минуты. Вы должны прочитать задание и выдать классу готовый к записи ответ. 1. Тематика сказки-были. Выступление группы 1. О чем мы планировали поговорить? О тематике сказки-были. Давайте вспомним, как определить тему текста (ответы детей). Запишите в тетради три самые важные темы произведения, а потом мы сверим наши знания.(учащиеся записывают ответы) Проверяем. (учащиеся зачитывают ответы и затем сверяют по эталону) (Слайд) Кому необходимо-добавьте недостающие темы. 2. Проблематика произведения. Выступление группы 2. Каждая тема связана с какой-нибудь проблемой. Что такое проблема? (ответы детей). Давайте порассуждаем, с какими проблемами связаны наши темы. (ответы детей) Сверим с эталоном (Слайд) 3. Идейное своеобразие. Выступление группы 3. И, конечно же, мы переходим к самому глвному, ради чего Михаил Пришвин создал «Кладовую солнца». Что же самое важное в этой книге? (ответы детей) Правильно, это идеи. Что такое идея произвдения? (ответы детей) Попробуйте сформулировать к каждой поблеме идею, которую хотел донести до читателя автор. (ответы детей) Давайте проверим и запишем ответы. (Слайд) 4. Жанровое своеобразие. Выступление группы 1. К какому жанру относится «Кладовая солнца»? Почему? Что реально, а что является элементом сказки? (ответы детей) (Слайд) 5. Особенности композиции. Выступление группы 2. Что можно сказать о композиции сказки-были? (ответы детей)В литературе есть понятие «внесюжетные элементы»(это информация (например, история о ком-либо или о чем-либо), не связанная напрямую с героями произведения и происходящими событиями,но важная для понимания авторского замысла). Есть ли в тексте такой элемент (ы)? Если да, то для чего автор его вводит? (ответы детей) (Слайд) 6. Смысл заглавия произведения. Выступление группы 3. Сначала Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Друг человека». Как вы думаете, почему он отказался от первоначального названия? (ответы детей) (Слайд) Если бы название осталось, акцент перенесся бы на дружбу человека и собаки. А замысел автора был иной. Главная идея рассказа в том, что природа-огромная кладовая ,и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя человеческого лица. 7. Что нового вы узнали о жизни?(иллюстрируйте ответ примерами из текста) 8. Чему научило произведение?(расскажите с опорой на текст) 9. Мне бы хотелось узнать, чем для вас стала эта книга. Кладовой чего? Закончите фразу : «Кладовая солнца»-кладовая …» Давайте допишем и тему нашего урока одним словом или словосочетанием, которое объединит все ваши высказывания. | Дети разбиваются на группы по рядам. Выбирают координатора. Знакомятся с заданиями, готовятся к ответу. Все группы ведут частично-поисковую работу по тексту и, возможно, книжному словарю и тетрадям для обоснования своего ответа, обсуждают, объясняют друг другу, согласуют, делают выводы Выступающие дают определение понятию тема текста, делают сообщение, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы задания, толкуют и и интерпретируют текст, обосновывая свою точку зрения. Делают сообщение, рассказывают, объясняют. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Записывают информацию в тетрадь. Выступающие дают определение понятию проблема текста, отвечают на вопросы задания. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном.Записывают информацию в тетрадь. Выступающие дают определение понятию идея текста, отвечают на вопросы задания. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном. Записывают информацию в тетрадь Выступающие дают определение жанров сказки и были, обосновывают принадлежность произведения обоим жанрам. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном. Записывают информацию в тетрадь. Выступающие дают определение понятию композиция текста, высказывают свои мысли о том, что такое внесюжетные элементы (новая информация), выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы задания. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости задают вопросы, исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сверяют с эталоном. Записывают новый термин и определение в тетрадь, иллюстрируя примером из текста. Выступающие отвечают на вопросы задания, выдвигают свои версии, обосновывая их. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Записывают информацию в тетрадь. размышляют, отвечают на вопрос. размышляют, отвечают на вопрос. Размышляют, синтезируют информацию, записывают ответ. | найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить (эти умения развиваются всеми участниками групп во время подготовки к ответу в результате поисковой работы в тексте произведения, статьях и словаре учебника по мере необходимости использования) найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить | понимание,анализ, синтез, применение, оценивание понимание,использование анализ оценивание понимание, использование анализ понимание, использование, синтез анализ, понимание,использование оценивание анализ анализ синтез, понимание, использование анализ понимание, использование, анализ понимание, использование, синтез понимание, использование,анализ синтез | ПР-М ПР-М ПР-П ПР-Л ПР-М ПР-П ПР-М ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П | УУД-Р УУД-П УУД-Р УУД-К УУД-П УУД-К УУД-Р УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-К УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Л УУД-Р УУД-П УУД-Л УУД-Р УУД-П |