I | Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности ВЫЗОВ актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации; - постановка учениками собственных целей обучения. Планируемый результат: самоопределение учащихся, основанное на желании осваивать учебный материал, принятие личностно значимой цели деятельности | Приветствует учащихся и гостей: «Мы начинаем, как обычно, словом «Здравствуйте!» И пусть звучит оно не ново: «Здравствуйте!» Здоровья, бодрости мы вам желаем: «Здравствуйте, здравствуйте, друзья! Проверяет готовность к уроку. Предлагает разминку на улучшение дикции – скороговорки. Заканчивает скороговоркой про колпак, желает ребятам, чтобы «колпак» урока был сшит «по-колпаковски». Показывает детям волшебную шкатулку с секретами, которые предлагает разгадать. Наблюдает за работой учащихся в парах/группах Организует проверку заданий, прикрепляет на доске отгадки-таблички «Урал», «Малахит», «П. П. Бажов», задаёт вопросы: - Какие ассоциации у вас вызывают эти слова? - Существует ли между ними связь? - Какое отношение они могут иметь к нашему уроку? Задаёт вопрос: «Какие учебные задачи нам придётся решить, изучая данную тему? Содействует формулированию учебных задач. Фиксирует учебные задачи на доске. Задаёт вопрос: «Что вам уже известно об Урале, малахите, сказителе? Демонстрирует книги из школьной библиотеки, рекомендует читать сказы Бажова к уроку внеклассного чтения. Предлагает посмотреть презентацию, демонстрирует географическую карту с местоположением Урала, его красоту, воспетую в стихах; малахит, малахитовый зал Эрмитажа; исторические справки; Портреты П. П. Бажова с его высказываниями об одухотворённом труде, живинке в деле, сказах. Спрашивает у учащихся, что им известно о жанре сказа. | Приветствуют учителя и гостей, заканчивая стихотворные строчки словом «Здравствуйте!» Демонстрируют готовность к уроку, вступают в диалог с учителем, рассказывают скороговорки, получают и выполняют задания-секреты по группам /парам (по выбору) 1ряд – Карточка -1 разгадывает шараду: К торжественному гласу Прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы С севера на юг. 2 ряд – Карточка-2 заканчивает стихотворение «Подскажи словечко!» Тот камень чудесный с Урала Всех светом зеленым манит. Из древних легенд я узнала, Что камень зовут… ? 3ряд – Карточка -3 О ком идёт речь в стихотворении? …Он (.?.) в светлой памяти народа Останется всегда живой, И будут жить веками были в чудесном малахите строк*, И не завянет на могиле чудесный каменный цветок - * Назовите художественный приём (слова выделены жирным шрифтом) Рассуждают и приходят к выводу, что на уроке речь пойдёт об уральских сказах П. П. Бажова, формулируют тему урока и учебные задачи: - познакомиться с биографией поэта, используя информацию из разных источников; - познакомиться со сказом, научиться выразительно читать, анализировать. Смотрят презентацию. Выразительно читают высказывания, объясняют их смысл. Высказывают предположения о жанровой особенности сказа, пытаются сопоставлять со сказкой. Отвечают на вопросы, делятся своими знаниями, смотрят презентацию, знакомятся с дополнительной информацией, необходимой для понимания содержания и жанровых особенностей сказа. Заполняют маркировочную таблицу «Знаю, новое, вызывает сомнение, вопросы». | Оборудование: Компьютер, проектор, экран, выставка книг сказов Бажова П.П. Карточки с заданиями для учащихся Маркировочная таблица «Знаю, новое, вызывает сомнение, вопросы» для индивидуальной работы Мультимедийная презентация «Уральский сказитель «Павел Петрович Бажов» (Слайды 1-12) | Учащиеся смогут научиться: К - высказывать и обосновывать свою точку зрения без страха ошибиться; - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Р - формулировать, принимать и сохранять учебную задачу до получения ее результата; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Л - уважительно относиться к русской литературе, родному слову; |
II | Учебно-познавательная деятельность (этап актуализации и пробного учебного действия) ОСМЫСЛЕНИЕ - корректировка учениками поставленных целей обучения. Планируемый результат: Приобретение знаний и умений, необходимых для дальнейшего восприятия учебного материала | Предлагает учащимся посмотреть фрагмент видеофильма «Сказы Бажова» и, оттолкнувшись от фразы дедушки Слышко: «Не сказки, а сказы…», предлагает составить сопоставительную таблицу «Сказка/ Сказ». Организует, направляет, координирует деятельность учащихся; фиксирует результаты коллективной работы на доске. Предлагает выполнить задание на установление соответствия, затем проверить таблицу по образцу (Слайды 13, 14) | Смотрят фрагмент видеофильма «Сказы Бажова», рассуждают. Работают индивидуально, в паре, группе (по выбору), заполняют таблицу в тетради. Осуществляют самопроверку/взаимопроверку (по выбору), оценивают результат своей работы, осуществляют коррекцию, вступают в диалог с одноклассниками, учителем, делают вывод на основе таблицы. | Видеофильм «Сказы Бажова» (фрагмент 3 мин.) Слайды 13, 14 | П - осуществлять поиск информации из разных источников или воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи К - искать решение проблемы в сотрудничестве (в паре, группе); Р - оценивать результаты своей и чужой деятельности; - определять область своего «незнания» в освоении определённых понятий. |
III. | Открытие «нового» знания (интеллектуально-преобразовательная деятельность) ОСМЫСЛЕНИЕ - корректировка учеником поставленных целей обучения. Результат: Приобретение знаний и умений, необходимых для дальнейшего восприятия учебного материала | Предлагает перейти к следующей учебной задаче – познакомиться с фактами биографии П. П. Бажова. Даёт краткую информацию об экранизациях сказов Бажова и новом проекте Уралсказа «Экранизации сказов П. П. Бажова» http://www.russkiymir.ru/news/18769/ Предлагает учащимся объяснить значение некоторых слов из сказа и при затруднении обратиться к комментариям в учебнике (стр. 71, к словарю слов, составленных П. П. Бажовым к сказам (стр. 60). Предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Медной горы хозяйка», чтобы ощутить красоту языка сказов Бажова и лучше понять особенности сказового повествования. Предлагает высказать предположение, что будет дальше? Приём «дерево предсказаний» | Подготовленный ученик в сказовой манере знакомит с основными фактами биографии сказителя, учащиеся слушают, делают записи в тетради – начинают оформлять страничку о писателе. Объясняют значения слов, работают со справочными материалами. Смотрят фрагмент мультфильма (ч.1 – Встреча с Хозяйкой и первое испытание) Прогнозируют дальнейшие события и учебные задачи на следующий урок. | Советский мультфильм «Медной горы хозяйка» (фрагмент - 3 мин.) | Р- корректировать деятельность при решении учебной задачи; - определять область своего «незнания». Л- сотрудничать с любым партнером и получать при этом положительный результат; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; К- высказывать предположения, без страха ошибиться; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь слушать и вступать в диалог; |
IV. | Рефлексивная деятельность (Этап первичного взаимоконтроля Результат: Соотнесение полученного результата с поставленной целью | Просит учащихся ещё раз внимательно посмотреть на записи, сделанные в тетради, маркировочной таблице и заполнить листы рефлексии. Даёт и комментирует домашнее задание (Слайд №15): 1. Стр. 58-60 изучить, закончить оформление странички о П. П. Бажове. (подготовиться к «да-нетке». 2. Дочитать сказ и выполнить задания на стр. 72: 1ряд вопрос №6, 2 ряд, вопрос №7 3 ряд, вопрос №8 Заканчивает урок чтением отрывка из стихотворения Е. Хотинской (Слайд 16, на слайде - памятник П. П. Бажову): Всегда тропа вилась у входа, Не зараставшая травой. Он в светлой памяти народа Останется всегда живой. И будут были жить веками В чудесном малахите строк, И не поблекнет, не завянет Волшебный Каменный цветок! Благодарит всех за работу | Вступают в диалог с учителем, записывают домашнее задание, заполняют листы рефлексии. Заканчивают работу, прощаются с учителем и гостями. | Слайд №15 запись домашнего задания Слайд №16 | Р- удерживать цель деятельности до получения ее результата; - объективно оценивать свою работу и работу партнера, несмотря на личные мотивы - определять область своего «незнания»; - формулировать цели дальнейшей работы, исходя из рефлексии К – выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Л - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус; - осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала |