Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности. | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха (успех уже в том, что задание учителя – выполнено) На данном этапе необходимо вызвать у учащихся заинтересованность в обсуждении достаточно серьёзных и сложных вопросов. В качестве мотивационного приема предлагаю небольшую презентацию по теме «Христианские мотивы в мировой культуре»: Г.Р. Державин: «Христа нашедши – всё находим!» А.С. Пушкин: Не напрасно, не случайно/ Жизнь от Бога мне дана,/ Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена А. Ахматова: В каждом древе распятый Господь, В каждом колосе тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. И демонстрируются картины: Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Явление Христа народу». Антонио Корреджо «Святая ночь». | Готовят рабочее место. Личностные (удовлетворенность от проделанной работы к уроку) Для создания презентации ученики выполняли по группам задание: найти доказательства того, что поэты, художники, композиторы в своем творчестве обращаются к образу Христа. Знакомятся с поэтическими строками о Боге, сравнивают произведения живописи на общую тематику. Делают вывод: Известные поэты, писатели, художники в своем творчестве неоднократно обращались к образу Христа. |
II. Целеполагание. | Проблемный вопрос: - Как вы думаете, почему такое повышенное внимание многих великих писателей и художников к полулегендарной личности Христа? Почему на протяжении двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения? | Отвечают на вопросы учителя. Ответ на главный вопрос: образ Иисуса – высший нравственный идеал. Он несет вечную ценность – добро и милосердие. Называют ключевые понятия: НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ, ДОБРО, ЗЛО и МИЛОСЕРДИЕ, ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. |
Формулирование темы урока. Постановка проблемы. | - Мы продолжаем знакомиться с произведением М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предположите предмет нашего разговора. О чем же мы поговорим сегодня? Сообщается тема урока: проблема вечных ценностей в романе. - Давайте обратимся к эпиграфу, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Работа над смыслом эпиграфа - Как понимаете эпиграф? - Что можете сказать по этому поводу? | Формулируют тему урока. Что есть истина, добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии? Вот вопросы, которые ставит Булгаков в ершалаимских главах. |
III. Актуализация знаний обучающихся. 1.Установка познавательной задачи | - Вернёмся к роману Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", попробуем выяснить, на каком уровне взаимодействуют у него понятия добра и зла, что мы наблюдаем в романе: борьбу или взаимодействие. - Чем является евангельский сюжет в романе? 1.Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником. Какие начала несут эти герои, как мы, читатели, определяем их принадлежность к свету или тьме? Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно определиться, какие конкретно ассоциации, образы, понятия связаны у нас с этими абстрактными категориями ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. | Определяют, что евангельский сюжет – это идейный центр романа. Он связан со многими проблемами произведения. Доказывают эту мысль: 1. Роман начинается с диалога о Христе. 2. Незнакомец тоже говорит о Боге. 3. Проблема добра и зла во всем романе. |
2. Прием «Мозговой штурм» | На доске выписаны слова "Добро" и "Зло", «Милосердие». «Ценности». К ним называются ассоциации. В результате этой работы мы имеем записанные на доске столбики слов, среди которых, как показывает опыт проведения подобного урока, будут, помощь, сострадание, дружба, любовь, нравственные ценности. И ложь, ненависть, жадность, предательство. Итоговый вопрос: Что являются ценностью? | Здесь крайне важно обратить внимание ребят на то, что они имели в виду прежде всего человеческие качества.: для нас и для автора "Мастера и Маргариты" добро и зло - это в первую очередь то, что присуще миру людей. А присущи ли эти черты характера героям романа? |
3.Сравнительный анализ | Библия. Иисус Христос. 33 Сын Божий.Родился в семье плотника Иосифа. Знает и обит мать Марию. Верит в Божественное происхождение. Отца небесного зовет своим отцом. Окружен ореолом славы. Его знали в Палестине, Иерусалиме. При последнем въезде в город вел себя как мессия. | Мастер и Маргарита М. Булгаков. Иешуа Га-Ноцри. 27Отец – сириец. Мать – женщина сомнительного поведения. Родителей не помнит. Нищий бродячий философ. Никто не знает его в Ершалаиме. Иуда не ученик, а предатель. |
4. Беседа по содержанию ершалаимских глав | «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». - Каким человеком предстает в этом фрагменте Пилат? На протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех - трусость перед более высокой властью. Судьба дает ему шанс. Приговоренного к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. -Что проповедует Иешуа? Пилат задает вопрос, который не должен задавать на суде: «Что есть истина?» - Что ответил Иешуа? Что бы вы ответили на этот вопрос? Истина оказалась человеческим понятием («болит голова»). Боль действительно прошла. Но Пилату трудно поверить, человека может спасти просто человеческое УЧАСТИЕ, СО-СТРАДАНИЕ. - Почему, несмотря на сочувствие, Пилат приговаривает Иешуа к казни? «Трусость – самый тяжкий порок». Согласны с этим? Можно трусость считать предательством? Как наказан Пилат? | Ученики отвечают на вопросы. Перед нами значительный человек, наделённый властью, не лишённый государственной мудрости, вызывающий страх и трепет (плащ с «кровавым подбоем») Выразительное чтение в лицах эпизода 2 гл. романа. Ученики в выразительном чтении передают напряженный диалог, в котором сталкиваются два мировоззрения, два мира. Один – мир зла, другой – мир добра. Запись в тетрадях: СО-страдание избавило от страдания. Размышления учащихся о трусости. Трусость наказана страшными муками совести. СОВЕСТЬ и ТРУСОСТЬ – ассоциации нравственных понятий. |
IV.Рассматривание репродукции картины Гё «Что есть истина?» | На картине образ Понтия Пилата, отвечающего за порядок и сохранение существующего устройства общества. Он гордо держит голову, пытаясь укорить Христа, объяснить ему, что образ проповедника лжив и смешон. Христос и Пилат не выясняют, что есть истина, так как первый собеседник знает это, а второй, облаченный в мантию, наделенный властными полномочиями, боится услышать правду. Необычен образ Христа. Автор подчеркивает: человек красив не внешними, а внутренними достоинствами. | Реализация индивидуального домашнего задания |
| Карты-задания: кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова? "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" (Воланд) "Беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей" (Иешуа) "…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…" (Мастер) "…грусть перед дальней дорогой… вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?.. " (Маргарита) "Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат) "…Правду говорить легко и приятно …" (Иешуа) "…всякая власть является насилием над людьми…" (Иешуа) "…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков (Понтий Пилат) | Вопросы раздаются по одному на парту, отвечает, таким образом, пара. Четыре группы: 1. Понтий Пилат 2. Мастер и Маргарита 3. Воланд и его свита 4. Иешуа. Доказывают принадлежность своего героя к силам добра или зла, опираясь на текст романа. |
IV. Подведение итогов | Выводы формулируют учащиеся после дискуссии. Выводы: Со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но всё это не делает людей добрыми: симпатии писателя не на стороне Воланда. Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными. | Выводы записывают в тетрадь. Критерии для самооценки: Активная работа на этапе мотивации Аргументированные высказывания на этапе мозгового штурма Активное участие при выступлении групп Активное участие в дискуссии (Отдельно могут быть выставлены оценки за работу с интерактивным тестом). |
V. Рефлексия Дискуссия | - Как вы думаете, можно ли победить зло? Если можно, то как? Вопросы: а) Есть ли борьба добра и зла в романе? б) Чего в мире больше по Булгакову? в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием? | Отвечают на вопрос |
VI.Домашнее задание | 1.Подготовить творческие проекты (используя информационные технологии) по темам: 2. Как рассматривается проблема добра и зла в творчестве других писателей. 3. Говорят мудрые (продумать вопросы для обсуждения) 4. Составить синквейн (по желанию). Например: Пилат, Иешуа | Записывают домашнее задание |