СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 11 классе по теме "Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы: лекция учителя с элементами беседы, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах, сильные вопросы, обобщение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на технологии  развития критического мышления, проектно-исследовательская технология

Цели урока:

Образовательные:

  • показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

Развивающие:

  • развитие  мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;
  • развитие умения определять собственную нравственную позицию;

Воспитательные:

  • определение системы нравственных ценностей, утверждаемых М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»;
  • воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг,
  • приобщить учащихся к миру этических и эстетических переживаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, мультимедийный  проектор), презентация к уроку, тексты романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита",  запись темы и эпиграфа урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе по теме "Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»


Технологическая карта урока литературы

Тема урока: Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"


Предмет: литература

Класс: 11

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: лекция учителя с элементами беседы, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах, сильные вопросы, обобщение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на технологии развития критического мышления, проектно-исследовательская технология

Цели урока:

Образовательные:

  • показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

Развивающие:

  • развитие  мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;

  • развитие умения определять собственную нравственную позицию;

Воспитательные:

  • определение системы нравственных ценностей, утверждаемых М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»;

  • воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг,

  • приобщить учащихся к миру этических и эстетических переживаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, мультимедийный проектор), презентация к уроку, тексты романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", запись темы и эпиграфа урока.

Планируемые результаты:


Личностные результаты: сопоставить личные читательские впечатления с замыслом и мировоззрением автора; увидеть чёткую и ясную авторскую позицию и её воплощение в романе, задуматься о собственном личностном нравственном выборе

Метапредметные результаты: Смогут самостоятельно определять цели своего обучения. Смогут учиться работать вместе для достижения результата занятия. Приобретут навыки формирования и развития ИКТ- компетентности.

Межпредметные связи: живопись, музыка
Опорные понятия, термины: вечные ценности, добро, зло, нравственность.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности.











Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха (успех уже в том, что задание учителя – выполнено)

На данном этапе необходимо вызвать у учащихся заинтересованность в обсуждении достаточно серьёзных и сложных вопросов. В качестве мотивационного приема предлагаю небольшую презентацию по теме «Христианские мотивы в мировой культуре»:

Г.Р. Державин: «Христа нашедши – всё находим!»

А.С. Пушкин: Не напрасно, не случайно/ Жизнь от Бога мне дана,/
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена

А. Ахматова: В каждом древе распятый Господь, В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

И демонстрируются картины:

Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Явление Христа народу». Антонио Корреджо «Святая ночь».

Готовят рабочее место.

Личностные (удовлетворенность от проделанной работы к уроку)

Для создания презентации ученики выполняли по группам задание: найти доказательства того, что поэты, художники, композиторы в своем творчестве обращаются к образу Христа.

Знакомятся с поэтическими строками о Боге, сравнивают произведения живописи на общую тематику.

Делают вывод: Известные поэты, писатели, художники в своем творчестве неоднократно обращались к образу Христа.

II. Целеполагание.


Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, почему такое повышенное внимание многих великих писателей и художников к полулегендарной личности Христа? Почему на протяжении двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения?

Отвечают на вопросы учителя. Ответ на главный вопрос: образ Иисуса – высший нравственный идеал. Он несет вечную ценность – добро и милосердие.

Называют ключевые понятия: НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ, ДОБРО, ЗЛО и МИЛОСЕРДИЕ, ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ.

Формулирование темы урока. Постановка проблемы.

- Мы продолжаем знакомиться с произведением М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предположите предмет нашего разговора. О чем же мы поговорим сегодня?

Сообщается тема урока: проблема вечных ценностей в романе.

- Давайте обратимся к эпиграфу, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Работа над смыслом эпиграфа

- Как понимаете эпиграф?

- Что можете сказать по этому поводу?

Формулируют тему урока.

Что есть истина, добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии? Вот вопросы, которые ставит Булгаков в ершалаимских главах.

III. Актуализация знаний обучающихся. 1.Установка познавательной задачи


- Вернёмся к роману Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", попробуем выяснить, на каком уровне взаимодействуют у него понятия добра и зла, что мы наблюдаем в романе: борьбу или взаимодействие.

- Чем является евангельский сюжет в романе?

1.Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником.

Какие начала несут эти герои, как мы, читатели, определяем их принадлежность к свету или тьме? Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно определиться, какие конкретно ассоциации, образы, понятия связаны у нас с этими абстрактными категориями ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Определяют, что евангельский сюжет – это идейный центр романа. Он связан со многими проблемами произведения.

Доказывают эту мысль: 1. Роман начинается с диалога о Христе. 2. Незнакомец тоже говорит о Боге. 3. Проблема добра и зла во всем романе.



2. Прием «Мозговой штурм»


На доске выписаны слова "Добро" и "Зло", «Милосердие». «Ценности». К ним называются ассоциации. В результате этой работы мы имеем записанные на доске столбики слов, среди которых, как показывает опыт проведения подобного урока, будут, помощь, сострадание, дружба, любовь, нравственные ценности. И ложь, ненависть, жадность, предательство.

Итоговый вопрос: Что являются ценностью?

Здесь крайне важно обратить внимание ребят на то, что они имели в виду прежде всего человеческие качества.: для нас и для автора "Мастера и Маргариты" добро и зло - это в первую очередь то, что присуще миру людей.

А присущи ли эти черты характера героям романа?

3.Сравнительный анализ



Библия.

Иисус Христос.

33 Сын Божий.Родился в семье плотника Иосифа. Знает и обит мать Марию. Верит в Божественное происхождение. Отца небесного зовет своим отцом.

Окружен ореолом славы. Его знали в Палестине, Иерусалиме. При последнем въезде в город вел себя как мессия.

Мастер и Маргарита

М. Булгаков.

Иешуа Га-Ноцри.

27Отец – сириец. Мать – женщина сомнительного поведения. Родителей не помнит. Нищий бродячий философ.

Никто не знает его в Ершалаиме. Иуда не ученик, а предатель.

4. Беседа по содержанию ершалаимских

глав


«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

- Каким человеком предстает в этом фрагменте Пилат?

На протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех - трусость перед более высокой властью.

Судьба дает ему шанс. Приговоренного к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор.

-Что проповедует Иешуа?

Пилат задает вопрос, который не должен задавать на суде: «Что есть истина?» 

- Что ответил Иешуа? Что бы вы ответили на этот вопрос?

Истина оказалась человеческим понятием («болит голова»). Боль действительно прошла. Но Пилату трудно поверить, человека может спасти просто человеческое УЧАСТИЕ, СО-СТРАДАНИЕ.

- Почему, несмотря на сочувствие, Пилат приговаривает Иешуа к казни?

«Трусость – самый тяжкий порок». Согласны с этим?

Можно трусость считать предательством?

Как наказан Пилат?

Ученики отвечают на вопросы. Перед нами значительный человек, наделённый властью, не лишённый государственной мудрости, вызывающий страх и трепет (плащ с «кровавым подбоем»)





Выразительное чтение в лицах эпизода 2 гл. романа. Ученики в выразительном чтении передают напряженный диалог, в котором сталкиваются два мировоззрения, два мира. Один – мир зла, другой – мир добра.


Запись в тетрадях: СО-страдание избавило от страдания.

Размышления учащихся о трусости. Трусость наказана страшными муками совести.

СОВЕСТЬ и ТРУСОСТЬ – ассоциации нравственных понятий.

IV.Рассматривание репродукции картины Гё «Что есть истина?»

На картине образ Понтия Пилата, отвечающего за порядок и сохранение существующего устройства общества. Он гордо держит голову, пытаясь укорить Христа, объяснить ему, что образ проповедника лжив и смешон. Христос и Пилат не выясняют, что есть истина, так как первый собеседник знает это, а второй, облаченный в мантию, наделенный властными полномочиями, боится услышать правду. Необычен образ Христа. Автор подчеркивает: человек красив не внешними, а внутренними достоинствами.

Реализация индивидуального домашнего задания


Карты-задания: кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?

  1. "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" (Воланд)

  2. "Беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей" (Иешуа)

  3. "…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…" (Мастер)

  4. "…грусть перед дальней дорогой… вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?.. " (Маргарита)

  5. "Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)

  6. "…Правду говорить легко и приятно …" (Иешуа)

  7. "…всякая власть является насилием над людьми…" (Иешуа)

"…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков (Понтий Пилат)


Вопросы раздаются по одному на парту, отвечает, таким образом, пара.

Четыре группы:

1. Понтий Пилат

2. Мастер и Маргарита

3. Воланд и его свита

4. Иешуа.

Доказывают принадлежность своего героя к силам добра или зла, опираясь на текст романа.


IV. Подведение итогов


Выводы формулируют учащиеся после дискуссии.

Выводы:

Со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но всё это не делает людей добрыми: симпатии писателя не на стороне Воланда. Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.

Выводы записывают в тетрадь.

Критерии для самооценки:

  • Активная работа на этапе мотивации

  • Аргументированные высказывания на этапе мозгового штурма

  • Активное участие при выступлении групп

  • Активное участие в дискуссии

(Отдельно могут быть выставлены оценки за работу с интерактивным тестом).

V. Рефлексия

Дискуссия


- Как вы думаете, можно ли победить зло? Если можно, то как?

Вопросы:

а) Есть ли борьба добра и зла в романе?

б) Чего в мире больше по Булгакову?

в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием?

Отвечают на вопрос


VI.Домашнее задание












1.Подготовить творческие проекты (используя информационные технологии) по темам:

2. Как рассматривается проблема добра и зла в творчестве других писателей.

3. Говорят мудрые

(продумать вопросы для обсуждения)


4. Составить синквейн (по желанию). Например: Пилат, Иешуа




Записывают домашнее задание
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!