Тема занятия: «Русские басни. Жанр басни.» Класс: 5. Тип занятия: урок «открытия»нового знания.
Тема | Русские басни. Жанр басни. |
Цели | Образовательные: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы, кратко познакомить с биографией И.А.Крылова. Развивающие: развить навыки выразительного чтения. Воспитательные: воспитывать чувство эстетического восприятия художественной классической литературы. |
Планируемые результаты | Предметные: уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов,самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен. Метапредметные: Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,осуществляет совместную деятельность в рабочей группе. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу,действует по плану. Воспитательные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности,осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
Основные понятия | Басня,мораль,олицетворение,аллегория. |
Образовательные ресурсы | Учебник,сборник басен И.А.Крылова. |
Организация пространства | Учебный кабинет,рабочее место,учебник,тетрадь,письменные принадлежности. |
Фронтальная работа | Изучение новой темы,прослушивание произведений,биографии баснописца Крылова. |
Индивидуальная работа | Записывание тематических понятий в тетрадь,ответ на вопрос учителя. Выразительное чтение. |
Ход урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя. Содержание. |
1.Организационный момент. | Готовность к уроку,приветствие учителя. | Приветственное слово. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу. -Здравствуйте,садитесь. Записывание на доске даты,темы урока. |
2.Работа по теме урока. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. | Вступительное слово. - Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях. Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи. Чем сказки о животных отличаются от других сказок? - А кто на самом деле подразумевается под животными? - Сказки бывают: волшебные,бытовые,о животных. В сказках о животных главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки. На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки. |
3.Формулирование темы. | Записывают в тетрадь определения басни,морали.(Предполагаемые ответы учеников: - В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные. - Басня пишется в рифму( как стихотворение) и имеет мораль , которая раскрывает её основную мысль. - Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль.) | Слово учителя о басне. -Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа,то есть на уроке мы будем говорить о баснях. - Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи. - Запишем в тетрадь, что такое басня. «Басня-это короткий рассказ,чаще всего в стихах,главным образом сатирического характера,состоит из вступления,описания,событий и морали.» |
4.Знакомство с новым материалом. | Слушают учителя,знакомятся с новым материалом, читают параграф учебника, знакомятся с биографией Крылова. Формулируют ответы на вопросы учителя, высказывают собственное мнение и аргументируют его. | Рассказ учителя по теме урока,сообщение сведений по биографии Крылова. Жанр,о котором мы будем сегодня говорить,появился более 20 веков назад. Басня широко представлена в литературе разных народов мира. Так,в древней Греции басенным творчеством занимались талантливые писатели Гесиод и Эзоп,много позже во Франции появится острослов Лафонтен,которого за смелые и «колкие» произведения будут преследовать французские власти. В России в жанре басни писали Ломоносов, Сумароков, Майков, Дмитриев,Крылов и другие... Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец ,через службу получивший дворянство,рано ушел из жизни. Учиться маленькому Ванюше пришлось самостоятельно. Позднее он с благодарностью вспоминал отца,который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь -именно она,из-за нехватки средств, составила сама план его образования и чем могла поддерживала его. С 8 лет Крылов работал переписчиком:нужно было содержать мать и брата. Став взрослым,Крылов пробует писать в жанре трагедии,но признания не получает,зато комедии,выпуск журнала и первые басни принесли успех молодому поэту,слава его начала расти. При жизни писатель добился большой известности. В возрасте 75 лет Крылов скончался от паралича легких,что явилось следствием пневмонии. |
5.Физ.минутка. | Выполняют несколько физических упражнений на снятие мышечного напряжения. | Предлагает небольшую физзарядку для снятия напряжения. |
6.Практическая работа. | Учащиеся оформляют работу в тетради. | Чтение басен из сборника произведений Крылова. Диктовка некоторых дат биографии баснописца Крылова. |
7.Домашнее задание. | Записывают задание в дневник. | Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к басням, прочитать биографию Крылова по учебнику. |
8.Рефлексия. | Осуществляет ся самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. -Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. -Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. Карточка для этапа рефлексии: Я понял изученную тему Я умею отличать басню от других жанров Я еще плохо отличаю басню от других жанров В самостоятельной работе у меня всё получилось Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе Я доволен своей работой на уроке Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке |