Учебный предмет | Литературное чтение |
Класс | 3 |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Цель урока | Создать условия для организации деятельности учащихся по изучению творчества И.Крылова, басни «Мартышка и Очки» |
Личностно-формирующая направленность урока | Тема - Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Идея - знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. |
Основные понятия, термины | Тема, главная мысль (идея), жанр, басня, мораль басни, автор-баснописец, литературный герой, олицетворение. |
Планируемые результаты |
Предметные задачи: содействовать полноценному восприятию художественного текста; формированию умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; знать особенности жанра басни; объяснять отличие басни от стихотворения; оценивать поступки героев басни с нравственно-этической точки зрения; высказывать свое суждение о героях и их поступках; определять мораль басни; о; воспитанию понимания значения знаний в жизни человека, и их правильное применение. | Содействовать формированию УУД Личностных – интерес к жанру басни; умения оценивать поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, понимать смысл морали басни; формулировать собственное мнение и позицию, понимание значения чтения в жизни человека. Метапредметных: Регулятивных - ставить учебные цели и задачи, работать по предложенному плану. Познавательных – определять мораль басни; находить необходимую информацию в тексте для ответа на поставленный вопрос; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения; Соотносить мораль басни с пословицами. Коммуникативных - слушать учителя и друг друга, высказывать свое мнение, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Уметь работать в паре, группе. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, парная, групповая | Проектор, экран, презентация; портрет И.А.Крылова, разрезные карточки для словарной работы; рабочие листы для работы в группе. Учебник: Литературное чтение. 3 класс. Ч. 1 /Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2021. Источники электронные (образовательные ресурсы): https://www.youtube.com/watch?v=8fSknxNmHPg – биография И.А.Крылова. |
Технология изучения |
Этапы урока | Время | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые предметные умения и УУД |
Организационный момент | 2 мин | Слайд 1 Иллюстрация леса, пение птиц | Приветствует учащихся. - Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу. - Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Отправляемся в лес. Дыхательная гимнастика «В лесу» Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. Выполняют задания учителя | РУУД: готовность рабочего места. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задаче КУУД: планирование учебного сотрудничества. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока | 3 мин | Слайд 2 Речевая гимнастика Слайд 3 Ребус Слайд 4 Портрет писателя Слайд 5 План работы | Речевая гимнастика Закончите предложение Цо-цо-цо – у курицы яйцо. Ост-ост-ост – у собаки есть ______. Жа –жа-жа – есть иголки у _______. Ки-ки-ки – у мартышки _________. - Что у вас вызвало смех? - Оказывается, есть литературное произведение с таким названием «Мартышка и очки». -Кто же написал это произведение? -А хотите узнать? Фамилию автора вы определите сами. Расшифруйте ребус И.А. ов - Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Ивана Андреевича Крылова. - Что вы знаете о самом писателе И.А. Крылове? - Какие же задачи нашего урока? - Давайте запланируем нашу деятельность на сегодняшнем уроке. Мы должны: 1) Вспомнить… 2) Учиться понимать … 3)Познакомиться… 4) Выразительно… 5)Анализировать… | Продолжают предложения яйцо хвост ежа очки Работают в парах, разгадывают ребус Иван Андреевич Крылов Писал басни. Мы должны: 1) Вспомнить, что такое басня. 2)Учиться понимать смысл басни. 3)Познакомиться с новой басней и новыми фактами из биографии И.А. Крылова. 4) Выразительно читать произведение. 5)Анализировать литературное произведение. | РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в устной форме, высказывать своё предположение, работать в паре. ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Подготовительная работа перед чтением басни | 10 мин | Видеоматериал о писателе Слайд 6 Слайд 7 | Знакомство с писателем – просмотр видеоматериала. Беседа -Что узнали о детстве баснописца? - Чем он занимался? Вспомним, что же такое басня. Подсказка: текст с пропущенными словами. Басня - небольшой ____ в ____ или прозе, поучительного _________, в котором действуют _______ и _____. Они обладают ____________качествами и обычно умеют __________. - Чем отличается басня от стихотворения? Работа по учебнику. - Откройте учебник на с. 134. - Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она? - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Словарная работа - Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат небольшие карточки с заданием. Вам нужно соединить слово с его значением. Дюжина - 12 К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; Невежда грубый невоспитанный человек. Чтение басни учителем. -Послушайте басню. Постарайтесь представить себе героев басни, о которых идёт речь. - Что же вы представили? | Смотрят видеоролик Родился в бедной семье. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. - Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Басня-небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. В басне есть мораль. Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы Работают в парах Слушают басню. Рассказывают о своих впечатлениях | ПУУД: развитие умения извлекать информацию из дополнительных источников.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. КУУД: слушать и понимать речь других. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Участвовать в учебном диалоге. |
Первичное чтение басни | 7 мин | Самостоятельное чтение | -Прочитайте самостоятельно басню и проверьте предположения, которые мы высказали по его содержанию. | Самостоятельно читают басню. Сверяют высказанные предположения. | ПУУД: умение осознанно читать целыми словами; умение извлекать информацию из текста. РУУД: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: высказывают свою точку зрения, слушают одноклассников. |
Работа после первичного чтения текста | 8 мин | Фронтальная беседа Выборочное чтение | - Какое средство художественной выразительности используется в баснях? - Подумайте, почему И.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку? -Почему Мартышка решила завести очки? -Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. - Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? -Прочитайте выразительно, как она примеряла очки. - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок. | Олицетворение -Любопытная, любит гримасничать, подвижная. -Стала плохо видеть -Она ими вертит, то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает то их полижет. -Нет, так очками не пользуются. -Читают отрывок -Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли. | ПУУД: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания РУУД: умеют высказывать свое предположение. КУУД: обмениваются мнениями, задают вопросы с целью получения необходимой информации, уважают мнение одноклассников. |
Физминутка | 1 мин | Слайд 8 | Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали? | Выполняют движения, проговаривают слова | |
Анализ содержания басни | 5 мин | Работа в группах Рабочие листы с заданиями для каждой группы. | -Ребята, объединяемся в группы по рядам. У вас на столах лежат рабочие листы с заданиями. 1. Работа с пословицами: Среди предложенных пословиц выберите ту, которая подходит к басне. Объясните, почему выбрали именно эту пословицу. 1. С кем поведёшься, от того и наберёшься. 2. Ученье без уменья — не польза, а беда. 3.Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 2. Подберите к предложенной иллюстрации строчку из басни. (Приложение 1) | Работают в группах, выполняют предложенные задания, озвучивают результаты групповой деятельности, представляют интеллект-карту. | КУУД: строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. РУУД: учиться коллективно решать проблемные вопросы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Обобщение прочитанного. Подведение итогов | 5 мин | Фронтальная беседа | - И.Крылов выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации. В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным? - Так, кто виноват в том, что очки не действовали? Подводит детей к формулировке главной мысли басни: - Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается… - Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. Так, какова же мораль басни? - Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? - О чем заставил задуматься нас И.Крылов? Чему научила вас эта басня? | -Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть. -Сама Мартышка, от незнания. -Моралью. -Читают мораль. Делают выводы: Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами -Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда. | ПУУД: развитие умения извлекать информацию из художественного произведения. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. КУУД: слушать и понимать речь других. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. |
Домашнее задание | 1 мин | Слайд 9 | - На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам. 1)Прочитать выразительно басню. 2) Выучить басню наизусть 3)Составить вопросы к басне. | Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник. | РУУД: умеют принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения ЛУУД: осознают свои возможности в учении. |
Подведение итогов урока | 2 мин | Фронтальная беседа Шаблоны «телефонов» | - С творчеством какого автора мы с вами познакомились? - Что вы запомнили о нём? - С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? - Ребята, что же такое басня? - Как вы думаете, для чего люди читают басни И. А. Крылова? -Ребята скажите достигли ли мы поставленных целей? У вас на столах лежат «телефоны». (Приложение 2). В строке отправитель напишите свою фамилию. Напишите в сообщении – что важное узнали на уроке. Учитель озвучивает и комментирует отметки за урок. | Отвечают на вопросы Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. | КУУД: умеют выражать мысли в устной форме, уважают мнение одноклассников. РУУД: умеют принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения |