СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Крылов «Мартышка и Очки»» (УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по изучению творчества И.Крылова, басни «Мартышка и Очки»

Личностно-формирующая направленность урока - Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Идея - знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения «И. Крылов «Мартышка и Очки»» (УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть)»

Григорюк Елена Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 119 города Донецка»


Технологическая карта урока литературного чтения «И. Крылов «Мартышка и Очки»»

(УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть)

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тип урока

Изучение новых знаний

Цель урока

Создать условия для организации деятельности учащихся по изучению творчества И.Крылова, басни «Мартышка и Очки»

Личностно-формирующая направленность урока

Тема - Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Басня высмеивает недальновидность и невежество. 

Идея - знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза.

Основные понятия, термины

Тема, главная мысль (идея), жанр, басня, мораль басни, автор-баснописец, литературный герой, олицетворение.

Планируемые результаты

Предметные задачи: содействовать полноценному восприятию художественного текста; формированию умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; знать особенности жанра басни;  объяснять отличие басни от стихотворения; оценивать поступки героев басни с нравственно-этической точки зрения; высказывать свое суждение о героях и их поступках; определять мораль басни; о; воспитанию понимания значения знаний в жизни человека, и их правильное применение.

Содействовать формированию УУД

Личностных – интерес к жанру басни; умения оценивать поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, понимать смысл морали басни; формулировать собственное мнение и позицию, понимание значения чтения в жизни человека.

Метапредметных:

Регулятивных - ставить учебные цели и задачи, работать по предложенному плану.

Познавательных – определять мораль басни; находить необходимую информацию в тексте для ответа на поставленный вопрос; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения; Соотносить мораль басни с пословицами.

Коммуникативных - слушать учителя и друг друга, высказывать свое мнение, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Уметь работать в паре, группе.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, парная, групповая

Проектор, экран, презентация; портрет И.А.Крылова, разрезные карточки для словарной работы; рабочие листы для работы в группе.

Учебник: Литературное чтение. 3 класс. Ч. 1 /Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2021.

Источники электронные (образовательные ресурсы):

https://www.youtube.com/watch?v=8fSknxNmHPgбиография И.А.Крылова.


Технология изучения

Этапы урока

Время

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые предметные умения и УУД

Организационный момент

2 мин











Слайд 1

Иллюстрация леса, пение птиц

Приветствует учащихся.

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Отправляемся в лес.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Выполняют задания учителя

РУУД: готовность рабочего места. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задаче

КУУД: планирование учебного сотрудничества.


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Постановка целей и задач урока


3 мин

Слайд 2


Речевая гимнастика



















Слайд 3

Ребус





Слайд 4

Портрет писателя








Слайд 5


План работы










Речевая гимнастика

Закончите предложение

Цо-цо-цо – у курицы яйцо.

Ост-ост-ост – у собаки есть ______.

Жа –жа-жа – есть иголки у _______.

Ки-ки-ки – у мартышки _________.

- Что у вас вызвало смех?

- Оказывается, есть литературное произведение с таким названием «Мартышка и очки».

-Кто же написал это произведение?

-А хотите узнать?

Фамилию автора вы определите сами.

Расшифруйте ребус


И.А. ов


 - Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Ивана Андреевича Крылова.

- Что вы знаете о самом писателе И.А. Крылове?

- Какие же задачи нашего урока?

- Давайте запланируем нашу деятельность на сегодняшнем уроке.

Мы должны:

1) Вспомнить…

2) Учиться понимать …

3)Познакомиться…

4) Выразительно…

5)Анализировать…


Продолжают предложения

яйцо

хвост


ежа



очки












Работают в парах, разгадывают ребус





Иван

Андреевич

Крылов


Писал басни.






Мы должны:

1) Вспомнить, что такое басня.

2)Учиться понимать смысл басни.

3)Познакомиться с новой басней и новыми фактами из биографии И.А. Крылова.

4) Выразительно читать произведение.

5)Анализировать 

литературное произведение.

РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

КУУД: оформлять свои мысли в устной форме, высказывать своё предположение, работать в паре.

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Подготовительная работа перед чтением басни

10 мин

Видеоматериал о писателе































Слайд 6










Слайд 7

  1. Знакомство с писателем – просмотр видеоматериала.

  2. Беседа

-Что узнали о детстве баснописца?




- Чем он занимался?









  1. Вспомним, что же такое басня.

Подсказка: текст с пропущенными словами.

Басня - небольшой ____ в ____ или прозе, поучительного _________, в котором действуют _______ и _____. Они обладают ____________качествами и обычно умеют __________.

- Чем отличается басня от стихотворения?

  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 134.

- Прочитайте название басни.

Как вы думаете, о чем она?

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

Словарная работа

- Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат небольшие карточки с заданием. Вам нужно соединить слово с его значением.

Дюжина - 12

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежда грубый невоспитанный человек.


Чтение басни учителем.

-Послушайте басню. Постарайтесь представить себе героев басни, о которых идёт речь.

- Что же вы представили?

Смотрят видеоролик




Родился в бедной семье. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.

- Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет.





Басня-небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.


В басне есть мораль.




Высказывают свои предположения


Отвечают на вопросы








Работают в парах
















Слушают басню.






Рассказывают о своих впечатлениях

ПУУД: развитие умения извлекать информацию из дополнительных источников.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

КУУД: слушать и понимать речь других. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Участвовать в учебном диалоге.


Первичное чтение басни

7 мин

Самостоятельное чтение

-Прочитайте самостоятельно басню и проверьте предположения, которые мы высказали по его содержанию.

Самостоятельно читают басню.

Сверяют высказанные предположения.

ПУУД: умение осознанно читать целыми словами; умение извлекать информацию из текста.

РУУД: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

КУУД: высказывают свою точку зрения, слушают одноклассников.

Работа после

первичного

чтения текста

8 мин

Фронтальная беседа



















Выборочное чтение

- Какое средство художественной выразительности используется в баснях? 

- Подумайте, почему И.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?

-Почему Мартышка решила завести очки?

-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками.



- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?

-Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок.

Олицетворение




-Любопытная, любит гримасничать, подвижная.


-Стала плохо видеть


-Она ими вертит,

то к темю их прижмёт,

то их на хвост нанижет,

то их понюхает то их полижет.


-Нет, так очками не пользуются.



-Читают отрывок




-Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.

ПУУД: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

РУУД: умеют высказывать свое предположение.

КУУД: обмениваются мнениями, задают вопросы с целью получения необходимой информации, уважают мнение одноклассников.


Физминутка

1 мин

Слайд 8

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

Выполняют движения, проговаривают слова


Анализ содержания басни

5 мин

Работа в группах


Рабочие листы с заданиями для каждой группы.

-Ребята, объединяемся в группы по рядам.

У вас на столах лежат рабочие листы с заданиями.

1. Работа с пословицами:

Среди предложенных пословиц выберите ту, которая подходит к басне. Объясните, почему выбрали именно эту пословицу.

1. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

2. Ученье без уменья — не польза, а беда.

3.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2. Подберите к предложенной иллюстрации строчку из басни. (Приложение 1)








Работают в группах, выполняют предложенные задания, озвучивают результаты групповой деятельности, представляют интеллект-карту.

КУУД: строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

РУУД: учиться коллективно решать проблемные вопросы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Обобщение

прочитанного.

Подведение

итогов

5 мин

Фронтальная беседа

- И.Крылов выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.

В чём комичность ситуации?

Что вам показалась в басне смешным?


- Так, кто виноват в том, что очки не действовали?

Подводит детей к формулировке главной мысли басни:

- Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…

- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.

Так, какова же мораль басни?

- Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

- О чем заставил задуматься нас И.Крылов? Чему научила вас эта басня?







-Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть.

-Сама Мартышка, от незнания.




-Моралью.

-Читают мораль. Делают выводы: Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами

-Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.


ПУУД: развитие умения извлекать информацию из художественного произведения. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

КУУД: слушать и понимать речь других. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.


Домашнее задание

1 мин

Слайд 9

- На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.

1)Прочитать выразительно басню.

2) Выучить басню наизусть

3)Составить вопросы к басне.

Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник.

РУУД: умеют принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения

ЛУУД: осознают свои возможности в учении.

Подведение итогов урока

2 мин

Фронтальная беседа















Шаблоны «телефонов»



- С творчеством какого автора мы с вами познакомились?

- Что вы запомнили о нём?

- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

- Ребята, что же такое басня?

- Как вы думаете, для чего люди читают басни И. А. Крылова?

-Ребята скажите достигли ли мы поставленных целей?

У вас на столах лежат «телефоны». (Приложение 2). В строке отправитель напишите свою фамилию. Напишите в сообщении – что важное узнали на уроке.

Учитель озвучивает и комментирует отметки за урок.

Отвечают на вопросы










Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.

КУУД: умеют выражать мысли в устной форме, уважают мнение одноклассников.

РУУД: умеют принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения

















Приложение 1




Задание 1.

Среди предложенных пословиц выберите ту, которая подходит к басне. Объясните, почему выбрали именно эту пословицу.

1. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

2. Ученье без уменья — не польза, а беда.

3.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.




Задание 2.

Подберите к предложенной иллюстрации строчку из басни.









Задание 1.

Среди предложенных пословиц выберите ту, которая подходит к басне. Объясните, почему выбрали именно эту пословицу.

1. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

2. Ученье без уменья — не польза, а беда.

3.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.




Задание 2.

Подберите к предложенной иллюстрации строчку из басни.






Задание 1.

Среди предложенных пословиц выберите ту, которая подходит к басне. Объясните, почему выбрали именно эту пословицу.

1. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

2. Ученье без уменья — не польза, а беда.

3.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.




Задание 2.

Подберите к предложенной иллюстрации строчку из басни.






Приложение 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!