СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы (ФГОС ООО)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока (ФГОС ООО) была проверена экспертами и засчитана как успешно выполненное задание на курсах ПК.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы (ФГОС ООО)»

Технологическая карта урока литературы в условиях реализации ФГОС

Общая часть

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока

Л. Н. Толстой, «Петя Ростов», урок-знакомство

УМК «Литература», 5 класс, Т. Ф. Курдюмова

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Метапредметные::

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

- смысловое чтение;

- моделирование,

- контроль и оценка прогнозирования 


Предметные:

- овладение понятием «портрет литературного героя», из чего он складывается;

- определение главных героев текста;

- усвоение социального опыта.

Решаемые учебные проблемы

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

  • освоение теоретико-литературных понятий;

  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе


Основные понятия изучаемые на уроке

Средства создания литературного образа

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проектор, компьютер

Методическое назначение средств ИКТ

Обеспечить наглядность изучаемых понятий, демонстрация кластеров и памяток

Аппаратное и программное обеспечение

Презентация MS Power Point

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного

образовательного результата / группы результатов

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Организация начала урока

Готовность класса. Приветствие.

Мотивация

формулировка проблемы


Методы обучения

Беседа, презентация, работа в парах

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, компьютер, презентация

Форма организации деятельности учащихся

Дети дают ответы, например, это «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, внешность».


Функция / роль учителя на данном этапе

Организатор


Основные виды деятельности учителя

Слово учителя:

Ребята, сегодня у нас урок-знакомство.

На доске появляется проекция кластера «Знакомство».

Давайте вместе попробуем определить, что такое знакомство. Откуда мы получаем информацию о человеке?

Выслушав ответы детей, учитель продолжает:

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

А теперь посмотрите на доску (начинается работа с кластером)

Как вы думаете, что еще нужно, чтобы узнать человека получше? Обсудите со своим соседом по парте.


ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного обра- зовательного результата / группы результатов

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Определение темы урока

Проверка домашнего задания

Беседа

опрос

Методы обучения

эвристический

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, презентация, компьютер

Форма организации деятельности учащихся

Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют и записывают тему урока.

Функция / роль учителя на данном этапе

Организатор, помогает детям самостоятельно сформулировать тему урока

Основные виды деятельности учителя

Слово учителя:

Давайте попробуем сформулировать тему урока. Дома вы читали отрывки из романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Как вы думаете, почему текст называется «Петя Ростов»? Каким мы видим этого героя? Давайте с ним познакомимся. Запишите тему в тетрадь.

Учитель задает классу вопросы:

Какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызывал у вас эти чувства?

Давайте вспомним и назовем основных героев отрывка

(после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

Почему именно с ним?

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Петей Ростовым?


ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного

образовательного результата / группы результатов

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Составление портрета литературного героя по схеме,

Составление образа Пети Ростова

Работа по памятке-инструкции по группам

Работа в группах

Методы обучения

Эвристический, кейс-метод

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, презентация: кластер «Знакомство», определение термина портрет

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах, дети составляют портреты литературных героев с опорой на памятки, словари литературоведческих терминов

Функция / роль учителя на данном этапе

Организует и направляет деятельность учеников

Основные виды деятельности учителя

Учитель разбивает класс на пары, раздает памятки и дает краткое напутствие:

«Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в

рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться составлять портрет литературного героя». Опираясь на памятку и текст, составьте портрет Пети Ростова»

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

10 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Анализ учебного действия и полученных результатов


Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

не используются

Методы контроля

Опрос, выступления

Способы контроля

взаимопроверка

Способы коррекции

Вопросы, взаимопомощь

Форма организации деятельности учащихся

Выступление представителя от каждой группы

Функция / роль учителя на данном этапе

Организатор


Основные виды деятельности учителя

Учитель вместе с другими учениками выслушивает выступления каждой группы, при необходимости задает вопросы:

Сумел ли автор доказать, что герой его положительный?

-  А вы могли бы назвать Петю Ростова хорошим человеком?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?


ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Слово учителя:

Ребята, чему вы сегодня научились? Как оцениваете свою работу? Поставьте оценки в свои дневники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!