IV. Работа по теме урока. | (слайд) Иллюстрация к сказке В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» -К какой сказке относится иллюстрация на слайде? -Кто автор этой сказки? -Какова тема нашего урока, как думаете? - Какую цель мы поставим? Продолжите мою мысль: «С помощью сказки узнать, почему сказка так называется…» - А теперь давайте сформулируем вопросы, на которые вы должны будете дать ответы в конце урока. - Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, соотносить текст и иллюстрации, развивать внимание и сообразительность, а в конце урока вы выполните тестовую работу. Приём «Кластер» (фронтальная работа): -Как вы думаете, какие качества имела лягушка? На доске кластер(приём сбора и обобщения информации об объекте, вещи и т.д., в котором главное понятие в середине, а вокруг ключевого понятия располагаются ассоциации, «гроздь») Водоем с надписью «Лягушка – Путешественница» и кувшинки с надписями слов: любопытная, сообразительная, страх, спокойствие, глупая, скользкая, болтливая, зеленая, жадная, решительная, печаль, хвастливая, хитрая, умная, осторожная) (1 обуч-ся выходит к доске, выбирает качество и приводит пример из текста, подтверждающий наличие и проявление этого качества) Вывод: -Посмотрите на кластер, который у нас получился. С помощью него вы сможете с лёгкостью рассказать, какими качествами была наделена Лягушка в сказке. Вопросы по тексту +выборочное чтение: -По сказке «Лягушка-путешественница» вы работаете уже не первое занятие. Давайте вспомним некоторые моменты. -Где жила лягушка? -Как жилось лягушке в болоте? -О чём думала, когда сидела на сучке? Найдите в тексте и прочтите. -Чем наслаждалась лягушка? -В чём было счастье лягушки? - Почему утки не съели лягушку? -Кого увидела лягушка на болоте? -Куда летели утки? -Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. -Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? -Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (слайд) Иллюстрация к сказке: задание-найти в тексте слова, относящиеся к этой иллюстрации (2 иллюстрации) - Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом. - А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг. -Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом. - Почему лягушка попросила уток лететь пониже? Чтение по ролям+выразительное чтение: -Как вы считаете, как автор относится к главной героини сказки? -Для того, чтобы уточнить, как относится к лягушке автор, какими качествами она обладает, давайте прочитаем несколько эпизодов по ролям. 1. Найдите на с.190. слова «Хорошо на юге!..» Распределим роли. Чтение до слов «И она шлёпнулась…» 2. Найдите на с.193. абзац «На следующем отдыхе»… - Распределим роли. Читать до слов «Утки громко закричали… » -Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки по отношению к лягушке? – Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение? -Совершилось ли путешествие лягушки? -Прочитайте момент, где лягушка забыла об осторожности. Передайте переполнявшие её чувства гордости. - А почему всё-таки не состоялось путешествие Лягушки? -Какова же главная мысль произведения? Как вы поняли? Обобщение: -Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Автор относился к лягушке с иронией. Знаете ли вы, что значит слово «ирония»? (слайд) Ирония-скрытая насмешка. -В чём заключается ирония автора по отношению к Лягушке? Физкультминутка На болоте две лягушки, две зелёные подружки, Рано утром умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, глазками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот друзья в чём наш секрет, Всем ребятам: «Физкульт-привет!» Тестирование -Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос – Передайте с последней парты на первую. (слайд) -Прочитайте пословицы и поговорки. Обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания? «Заяц от листа, лягушка от зайца» «Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении) «Хвастовство само себя наказывает» -Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения? Итог урока: Составить синквейн о лягушке План синквейна 1 строчка: тема (одно существительное); 2 строчка: описание темы в двух словах, (2 прилагательных); 3 строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (3 глагола) 4 строчка: фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме (целое предложение); 5 строчка: синоним из одного слова к теме - Кто герой сказки? ЛЯГУШКА. - Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ - Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ - Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА. (слайд) – Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему? – Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки). Рефлексия: На доске прикреплён круг от солнышка, у вас на партах лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. | Рассматривают иллюстрацию к сказке «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршин Работа над сказкой «Лягушка-путешественница» узнать почему сказка так называется … и чему учит нас эта сказка Формулируют вопросы сами учащиеся Кто? какая? когда? почему? куда? зачем? как? Чем? чему? 1 обуч-ся выходит к доске, выбирает карточку с качеством, подтверждая свой выбор аргументом из текста Отвечают на вопросы учителя: Лягушка жила в болоте Жила благополучно, ловила комаров и мошку. Выразительное чтение слов лягушки с.188 Наслаждалась тёплым мелким дождиком. Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг. Они подумали, что она слишком велика и не пролезет в горло Лягушка увидела уток. На юг Выборочное чтение Ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте Нет. Зачитывают момент из текста, относящийся к иллюстрации Размышляют, анализируют, зачитывают подтверждение с.191 с.192,с.193 с.193 Высказывают своё мнение Чтение по ролям с.188 с.193-194 Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни». Нет с.193 Потому что она захотела похвастаться Высказывают своё мнение Слушают учителя Высмеивает её хвастовство Выполняют упражнения за учителем Выполняют тестовую работу Читают, высказывают своё мнение Хвастовство само себя наказывает С помощью учителя подбирают слова для синквейна Анализируют, высказывают своё мнение Самооценка, самоанализ |