СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Индийские варны" (5 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Индийские варны" (5 класс)»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 40»

МБОУ СОШ № 40

630054, г.Новосибирск,

Ул. Крашенинникова, 6

Сайт: http://scool40.ru

e-mail: sch_40_nsk@nios.ru

Тел./факс: (383)343-56-18

Тел.: (383)343-56-21

ОКПО 23642557

ИНН/КПП 5404142673/540401001

ОГРН 1025401492907











Технологическая карта урока

по истории

в 5 классе

на тему «Индийские варны»











Выполнила:

Вахрина Мария Ивановна,

учитель истории и обществознания

+7 (910)-303-81-73

[email protected]












г. Новосибирск,

2023

Технологическая карта урока

Предмет

История

Класс

5

Учитель

Вахрина Мария Ивановна

Учебная литература

Базовый учебник: Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, – 2020.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема

Индийские варны

Цель

Для обучающихся: изучение структуры древнеиндийского общества, его основных варн, основных положений буддизма.

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся представлений о структуре древнеиндийского общества, его основных варн, основных положений буддизма.

Задачи

Образовательные:

  • сформировать у обучающихся понятие о системе кастового деления индийского общества и обеспечить усвоение понятия «варны»;

  • дать характеристику кастового строя в Древней Индии;

  • дать представление об основных положениях буддизма;

  • подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения работы с текстом учебника и исторического источника;

  • содействовать развитию умений сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы, выделять в тексте главное, применять полученные знания для заполнения схемы и таблицы;

  • создать условия для работы над развитием устной речи учащихся, над умением работать в группе.

Воспитательные:

  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к историческому прошлому человечества;

  • сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению древнеиндийского общества;

  • способствовать нравственному воспитанию, путем знакомства с религиозными ценностями Древней Индии.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. развитие умения формулировать тему и определять проблему урока, работать с исторической информацией;

  2. знакомство с системой кастового деления индийского общества и понятием «варны»;

  3. формирование представления об основных положениях буддизма;

  4. понимание того, почему древнеиндийское общество делилось на варны.

Метапредметные:

  1. развитие монологической речи учащихся (коммуникативные УУД);

  2. развитие умения работать с различной информацией (познавательные УУД);

  3. развитие умения комментировать ход выполнения задания (коммуникативные УУД);

  4. формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы (коммуникативные УУД);

  5. развитие умения аргументации (коммуникативные УУД);

  6. развитие способности к целеполаганию и планированию собственной деятельности (регулятивные УУД);

  7. развитие умений контроля результата деятельности (регулятивные УУД).

Личностные:

  1. создание у учащихся положительной мотивации к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  2. развитие умения выражать свою позицию, воспитание потребности оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  3. воспитание внимания, доброго отношения друг к другу; формирование нравственных понятий, связанных с социальным и личным неравенством (модуль “Школьный урок” Программы воспитания).

Технологии, методы и приёмы моделирования урока

Технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая технология, приём Да/Нет, метод «Молекул», частично - поисковый метод с опорой на наглядность.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины, понятия

Варны (касты), брахманы, кшатрии, вайшью, шудры, отшельники, «неприкасаемые», буддизм.

Вид формируемой в ходе урока

функциональной грамотности

Читательская грамотность: нахождение в тексте необходимой информации; выделение терминов; сравнение и сопоставление заключенной в тексте информации.

Глобальные компетенции: способность понимать различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими.

Оборудование

  • ПК учителя, мультимедийный проектор, смарт-доска, колонки, онлайн-таймер;

  • презентация по теме урока;

  • карта «Индия и Китай в древности»;

  • раздаточный материал;

  • нетбуки с презентацией по количеству групп учащихся с установленным доступом к общей Сети для каждой группы.

План урока:

  1. Организационный этап (1 мин.)

  2. Актуализация знаний и умений учащихся (5 мин.)

  3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

  4. Формирование новых знаний и умений (8 мин.)

  5. Физкультминутка (2 мин.)

  6. Первичная проверка понимания нового материала (7 мин.)

  7. Первичное закрепление (8 мин.)

  8. Информация о домашнем задании (2 мин.)

  9. Подведение итогов занятия. Рефлексия (4 мин.)


Предварительное задание: § 20 «Природа и люди Древней Индии» – прочитать, стр. 100 - раздел «Поработайте с картой», выполнить задание. Дополнительное задание (выполнять по желанию): творческий проект по теме «Жизнь людей в Древней Индии и Китае» (завершить проект после изучения главы 6).



































Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат деятельности

Учебно-методическое обеспечение

  1. Организационный этап (1 мин.)

Цель: создание условий для организации внимания и внутренней готовности к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами передали посылку, на которой написано:

«Там очень тепло. Там не носят плащей и пальто. Там прячутся хижины в зарослях гибких лиан. Там девушки в сари подобны бутонам цветов. И многие, многие тайны хранит океан»

- Как вы думаете, из какой страны доставлена посылка? Почему именно из это страны? А вам интересно, что в посылке?

При входе в кабинет каждый учащийся получает фишку одного цвета (белый, красный, желтый, черный).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



Посылка из Индии, потому что в разделе по истории Древнего мира мы сейчас изучаем Древнюю Индию.

Эмоциональное стимулирование.

Фронтальная работа. Слово учителя.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно организовывают свое рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу.

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, слушают собеседника и понимают речь других.

Слайд №1. Коробка-посылка.


  1. Актуализация знаний и умений учащихся (5 мин.)

Цель: Создание условий для актуализации опорных знаний и умений учащихся путем взаимодействия учеников с учителем.


- Вы правы, сегодня мы продолжим разговор о Древней Индии. В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий. Мы знаем ее еще и как страну интересных тайн, легенд и загадок.

На нашей посылке есть еще одна надпись: «Открыть меня сможет лишь тот, кто выполнит все задания». Готовы ответить на все вопросы посылки? У каждого из вас на столе находится маршрутный лист, с которым вы будете работать в течение урока.

Первое задание: нам нужно вспомнить, что мы уже знаем об Индии. Выполнять задание будем все вместе: вы отвечаете на вопросы, а один из вас, самый смелый, работает у доски с географической картой.

Блиц-опрос:

1) Где находится Индия? (Показать на карте).

3) Какой океан омывает берега Индии? (Показать на карте).

4) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).

5) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).

6) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии? (Индия, Непал, Бутан, Пакистан, Бангладеш).

7) В каких богов верили древние индийцы? (Ганеша, Брахма и т.д.).

Обучающиеся отвечают на вопросы.





















Ученики отвечают на вопросы, один обучающийся показывает на карте ответы на вопросы.

Фронтальная и индивидуальная работа.



























Интеллектуальная разминка.








Регулятивные УУД: овладение приёмами контроля и самоконтроля; организовывают выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других, строят общение с учителем и одноклассниками; выстраивают осознанное речевое высказывание в устной и форме по теме, воспринимают информацию на слух: отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания);


Карта «Индия и Китай в древности».















Маршрутные листы.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)

Цель: Создание условий для мобилизации учащихся к активной работе на занятии. Создание условий для формулирования целей урока путем взаимодействия учеников с учителем, разработка совместного плана действий. Мотивировать учащихся к познавательной деятельности.

- Молодцы, ребята, об удивительной стране Индия вы уже многое знаете! Древняя Индия - загадочная страна, мы с вами уже изучили природу Древней Индии, немного знаем о том, какие люди проживали в этой стране. А сейчас второе задание. Для того, чтобы его выполнить, обратите внимание на доску.

На доске слайд № 2 «Социальная структура египетского общества».

- Как вы думаете, что изображено на данном слайде?

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

- Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе?

- Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта?

- Опираясь на данную информацию, сформулируйте тему нашего урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем разгадывать загадки Древней Индии.

В Древней Индии группы населения имели особое название, его мы узнаем, разгадав ребус. На доске слайд № 3 Ребус, зашифровано слово «варны». Ребята, разгадав ребус, определите тему урока. На доске слайд № 4 с темой урока «Индийские варны».

- На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

















- Группы населения Древнего Египта.

- Фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы.

- Нет, существовало неравенство.

- Нет, и в других государствах Древнего Востока было подобное.

Предлагают вариант ответа «Группы населения в Древней Индии».

Разгадывают ребус, называют слово «варны».



Определяют тему урока «Индийские варны», озвучивают цели и задачи урока, примерные ответы: Что такое варны? Какие варны были в Индии, их характеристика? В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?

Фронтальный опрос.

Словесный, наглядный, проблемный.









Беседа с опорой на изученный ранее материал, работа с материалом презентации.






Личностные УУД: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют цель и задачи урока; выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их.

Познавательные УУД: выдвигают предположения и обосновывают их; выполняют знаково-символические действия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме: определяют и формулируют проблему.

Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.













Презентация, слайд № 2 «Социальная структура египетского общества».



















Слайд № 3 Ребус, зашифровано слово «варны».

Слайд № 4 тема урока «Индийские варны».

  1. Формирование новых знаний и умений (8 мин.)

Цель: Создание условий для осуществления поиска и выделения необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- Что же такое варна? Найдите определение этого понятия в учебнике на странице 100. Запишите определение в свой маршрутный лист, затем сравните его с тем определением, которое появится на доске. Вслух записанное определение читает один ученик.

Слайд № 5. Варна – это группа людей, которая обладает определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

- При входе в кабинет каждый из вас получил фишки разного цвета. Сейчас вам нужно объединиться в группы в соответствии с цветом вашей фишки (белый, красный, желтый, черный).

- В Индии существовало четыре варны, и сейчас, разгадав ребусы, которые лежат на столах, вы узнаете названия варны, с которой предстоит познакомиться вашей группе. Полученное название варны каждый запишите себе в маршрутный лист.

Четыре индийский варны: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшью – земледельцы и шудры – слуги. Каждая группа сегодня принадлежит к одной из этих варн. На ваших партах помимо учебника есть дополнительный материал (на отдельных листочках) о варне, с которой вы сегодня знакомитесь. Используя полученную информацию, работаем маршрутным листом – заполняем строку о вашей варне в таблице.

- Помимо этого, каждая группа, используя нетбук (по одному у каждой группы), заполняет слайд презентации – выбирает цвет, который соотносится с вашей варной и с помощью инструмента «заливка фигуры» закрашивает ту часть тела бога Брахмы, из которой, по мнению древних индийцев, появилась варна. На втором слайде презентации находятся вопросы, на которые в итоге обсуждения темы нужно будет дать ответ с обоснованием.

Знакомиться с информацией о варне вы можете в течение 5 минут, таймер на доске.

Осуществляют поиск информации, фиксируют определение в маршрутном листе, сравнивают записи с определением на доске. Читают определение вслух.











Объединяются в группы в соответствии с цветом той фишки, которую получили при входе в кабинет, размещаются за партами по группам.



Разгадывают ребусы, определяют названия варны, записывают полученное название в маршрутный лист.





Обучающие знакомятся с новыми понятиями: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры.

Заполняют информацию по варне в маршрутном листе, используя материалы учебника и дополнительные материалы.







Работают с заполнением информации в презентации, находят ответы на вопросы для итогового обсуждения.










Фронтальная, индивидуальная работа.

























Групповая работа в сочетании с индивидуальной.





Частично - поисковый метод с опорой на наглядность.













Работа с использованием интерактивных технологий.

Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы; слушают и понимают речь других; договариваются о совместной деятельности в паре, учатся находить общее решение; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении задачи.

Познавательные УУД: формируют навыки поисковой, исследовательской деятельности; структурируют знания, строят речевые высказывания; самостоятельно отбирают информацию из различных источников, используя ее для решения поставленной задачи; извлекают необходимую информацию из текста; ориентируются в учебнике.

Регулятивные УУД: сознательно организовывают свою познавательную деятельность; работают по плану; принимают и сохраняют учебную задачу.













Слайд № 5. Определение слова варна.





Четыре вида фишек для объединения в группы.



Ребусы на столах.



Материалы учебника (стр. 101-104), дополнительная информация для каждой группы.

Нетбуки для каждой группы, связанные локальной Сетью, на рабочем столе – презентация (открыта заранее). Каждая группа заполняет только одну часть рисунка, связанную с его варной, а также устно готовит ответы на вопросы второго слайда данной презентации.

Онлайн-таймер на доске.

5. Физкультминутка (2 мин.)

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

- Ребята, чем славится Индия во всем мире? Верно, индийским кино и танцами. Чтобы еще ближе прикоснуться к культуре Индии, проведем физкультминутку под названием «Индия с музыкой».


Обучающиеся встают, повторяют танцевальные движения из видео под ритмичную музыку.

Фронтальная работа.

Личностные УУД: проявляют качества координации при выполнении танцевальных упражнений.

Регулятивные УУД: проводят физическую разгрузку в ходе работы.

Слайд №6. Видео на экране смарт-доски.

Колонки.

6. Первичная проверка понимания нового материала (7 мин.)

Цель: Создание условий для усвоения учащимися новых знаний и способов действий.

- Сейчас мы совершим небольшое путешествие в индийское общество, о котором вы узнали. Один учащийся от каждой группы будет перемещаться между остальными группами по индивидуальному маршрутному листу своей варны и делиться с одноклассниками информацией о своей варне. Задача остальных - вносить информацию о каждой новой варне в таблицу. Необходимо успеть передать информацию другой группе в течение 1 минуты, время указано на доске.

- После того, как минута прошла, вы переходите к другой группе согласно своему маршрутному листу и снова делитесь информацией о своей варне. Когда произойдет обмен информацией между всеми группами, вы возвращаетесь в свои группы.

Каждая группа выбирает одного учащегося для передачи полученной информации одноклассникам.









Учащиеся фиксируют новую информацию, полученную от одноклассника, в таблице.



Работа с онлайн таймером.


Групповая, индивидуальная.

Метод «Молекул».

Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение.

Познавательные УУД: ориентируются в содержании предмета, используют информацию для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: делают выводы по рассмотренной теме.

Онлайн-таймер на доске (отсчет по 1 минуте).








7. Первичное закрепление (8 мин.)

Цель: выявить границы применимости знания; выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг.

- Все группы работали с презентацией – заполняли цветом фигурку бога Брахмы, в соответствии с тем, с какой частью тела соотносили себя варны Древней Индии. Посмотрим, что у вас в итоге получилось. Слайд из презентации, с которой работали учащиеся. Обратите внимание, на слайде самом низу написано слово «неприкасаемые». Как вы думаете, что это за группа населения Древней Индии, почему они не входили ни в одну из варн?

- Перейдем к вопросам, на которые нужно было подготовить ответы с обоснованием. Сейчас каждая группа по очереди читает вопросы и дает ответы.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему не могла сбыться мечта смелых сыновей земледельца – стать воинами?

2. Дочь брахмана и сын шудры полюбили друг друга. Смогут ли они создать семью?

3. Мог ли человек перейти из одной варны в другую?

4. Как вы считаете, было ли справедливым деление людей на варны?

5. Почему же тогда в Древней Индии деление людей на варны воспринималось как нормальное и естественное?

- Вы уже знаете такое словосочетание, как духовные традиции. Они основаны на вечных ценностях, и важнейшей их частью является религия. Какая из мировых религий появилась в Древней Индии? Верно, буддизм. Как вы думаете, на какое слово из русского языка похоже слово буддизм? Верно, так как название религии произошло от имени её создателя – Будды, чьё имя в переводе с санскрита означает «Пробудившийся», «Просветленный». Слайд № 7. Будда и буддизм. Сейчас вы познакомитесь с небольшой легендой о Будде (стр. 103).

- Ребята, скажите, какой видел жизнь Будда? Схожи ли его взгляды с законами, которые делили людей на варны?













- Как вы думаете, были ли популярны взгляды Будды среди населения? Почему?

- Каково ваше мнение о неравноправии, существовавшем в Древней Индии при кастовом делении общества?

- Встречается ли буддизм на территории современной России?



- В нашем путешествии осталось одно задание, чтобы узнать, что же в посылке. Я буду произносить высказывания, а вы, если согласны, хлопаете в ладоши один раз, если не согласны – топаете один раз. Ответить «да» или «нет»:

1. Самая высшая варна с Древней Индии – жрецы. (Да).

2. Древние индийцы могли переходить из одной варны в другую варну. (Нет).

3. Брахма создал варны в Индии. (Да).

4. Шудры возникли из могучих рук Брахмы (Нет).

5. Индийцы считали неравенство между варнами естественным. (Да).

- Молодцы, со всеми заданиями справились, похлопайте себе.

Учащиеся говорят о том, что изо рта бога Брахмы произошли брахманы (жрецы), поэтому они знают, как произносить молитвы. Из могучих рук Брахмы вышли воины (кшатрии), поэтому они умеют сражаться. Из бедер его созданы земледельцы (вайшью), которые пашут землю и пасут скот. А из запыленных ступней ног бога Брахмы возникли слуги (шудры). Неприкасаемые не входили ни в одну из варн, они отшельники. Индийцы считали, что люди разных варн так же отличаются друг от друга, как животные разных пород. Ведь у коровы не может родиться жеребенок.



Учащиеся делают вывод о том, что в древнеиндийском обществе существовало неравноправие, люди делились на варны, имели разные права и обязанности, тяжелее всего было неприкасаемым. И при этом нельзя было перейти из одной варны в другую. Но для них это было нормальное и естественное деление, так как считалось, что людей создал Бог, значит так должно быть вечно.



















Будить, пробуждать.







Читают вслух легенду о Будде.



Учащиеся отмечают, что Будда говорил о возможности исповедовать буддизм любому индийцу вне зависимости от варны. Так как жизнь каждого сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний всё новых богатств и удовольствий.

Учение Будды быстро распространялось, потому что оно предполагало всеобщее духовное равноправие, которого не существовало при кастовом делении общества.



- На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.









Слушают высказывания, выражают действием (хлопок в ладоши – да, топот ног – нет) своё согласие или несогласие.

Фронтальная работа.

























Индивидуальная работа.

































Фронтальная работа.





Работа с источником информации.



Технология продуктивного чтения.





































Игра «Да» или «Нет».

Познавательные УУД: используют новую информацию для решения учебных заданий; извлекают необходимую информацию для выполнения учебных задач; систематизируют, обобщают изученное.

Коммуникативные УУД: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; ориентируются в содержании предмета.




С помощью общей Сети на экране смарт-доски открыть слайд из презентации, который заполняли учащиеся во время групповой работы с нетбуком. Рисунок – Брахма и варны. Следующий слайд – вопросы для обсуждения по теме.






































Слайд № 7. Будда и буддизм.


8. Информация о домашнем задании (2 мин.)

Цель: сообщить домашнее задание, разъяснить ход его выполнения.

- На уроке подробно не была рассмотрена одна из групп населения Древней Индии - неприкасаемые, необходимо самостоятельно изучить информацию об этой варне в § 21 и в прикрепленном к домашнему заданию дополнительном материале, доделать в своем маршрутном листе таблицу.

Стр. 105 – первое задание из рубрики «Поразмышляем» - подготовить ответы устно.

Дополнительное творческое задание (выполнять по желанию): нарисовать представителей любых варн за их работой (во время учения, во время состязаний, в мастерской, во время службы и так далее). Завершить оформление проекта.

Смотрят, слушают и записывают домашнее задание. Задают вопросы, если не до конца поняли задание.

Фронтальная работа.

Коммуникативные УУД: адекватно воспринимают речевые средства для решения различных задач.

Слайд №8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия (4 мин.)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

- Вернемся к посылке из Индии. Достигли ли цели урока и тех задач, которые ставили перед собой в начале урока? Думаю, да, вы молодцы. Посмотрим, что в посылке, как вы думаете, почему именно эти предметы в ней оказались? В посылке находятся:

Шахматная фигурка. Сахар. Фигурка коровы или слона. Фигура цифры. Красная краска.

- После того, как мы окунулись в историю Древней Индии, можно стать еще ближе к индийцам и стать брахманами, нарисовав на лбу красную точку – бинди, как её называли индийцы, которая показывала принадлежность к определенной варне.

- Спасибо за урок!

Учащиеся подводят итог своей работы.

Высказывают предположения:

Шахматная фигурка – в Древней Индии изобрели шахматы.

Сахар – тростниковый сахар появился в Древней Индии.

Фигурка коровы или слона – священные животные для индийцев.

Фигура цифры – сами цифры были придуманы в Древней Индии, позже их заимствовали.

Красная краска – учащиеся по желанию «приобщаются» к варне брахманов.


Фронтальная.

Познавательные УУД: обобщают изученное, делают выводы.

Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание, оформляют свои мысли в устной форме, отвечают на вопросы учителя, слышать= и понимают речь других.

Регулятивные УУД: соотносят цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; осуществляют самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке.

Слайд 8. Коробка-посылка.





Литература:

  1. Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, – 2020.

  2. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации - Шевченко Н.И.


Методическое обоснование выбора образовательных технологий, методов и приемов обучения:

Выбор формы урока с применением группового обучения и интерактивных технологий обосновывается психологическими особенностями учащихся пятого класса, позволяет создать более широкие контакты между школьниками. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Использование интерактивных технологий помогает сделать занятие более ярким и ориентироваться на определенные потребности учащихся средней школы.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

Организационный этап, во время которого эмоциональное стимулирование учащихся в сочетании с фронтальной работой и словом учителя помогают создать условия для организации внимания и внутренней готовности к учебной деятельности. На данном этапа используется игровой элемент - коробка-посылка с надписью из Индии, открытие которой становится моментом интереса для учащихся в течение всего урока.

На этапе актуализации знаний и умений учащихся целью является создание условий для актуализации опорных знаний и умений учащихся путем взаимодействия учеников с учителем. Формы работы: фронтальная и индивидуальная. Интеллектуальная разминка на основе ранее полученных знаний помогает в создании ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Этап постановки целей и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся предполагает создание условий для мобилизации учащихся к активной работе на занятии, создание условий для формулирования целей урока путем взаимодействия учеников с учителем, разработку совместного плана действий, мотивацию учащихся к познавательной деятельности. На данном уроке используется фронтальный опрос, словесный, наглядный, проблемный методы, беседа с опорой на изученный материал, работа с материалом презентации. Учащиеся проводят мыслительные операции сопоставления уже имеющихся знаний с проблемным вопросом урока, определяя пути его решения.

Этап формирования новых знаний и умений содержит целью создание условий для осуществления поиска и выделения необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. На данном этапе применяются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, которые формируют навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. В результате общения в группе достигается взаимопонимание, необходимое для развития личности. Данный этап предполагает использование интерактивной образовательной технологии – работу с нетбуками, связанными общей Сетью. Учащиеся из разных групп имеют возможность одновременно работать с теоретическим и практическим материалом по теме урока, решая единую для всех задачу в интересной для них форме. Во время работы с текстом учебника и при заполнении таблицы по теме, учащиеся приобретают навыки читательской грамотности: нахождение в тексте необходимой информации; выделение терминов; сравнение и сопоставление заключенной в тексте информации.

Использование на уроке элементов здоровьесберегающей технологии: физкультминутка, обязательное соблюдение режима проветривания кабинета и температурного режима, положительный эмоциональный настрой направлены на решение задачи сохранения здоровья детей. Внимания требует и умение учащихся понимать, что такое рабочее время урока и как грамотно его необходимо распределить, чтобы успеть выполнить задание. Использование на уроке онлайн-таймера, как элемента тайм-менеджмента, используется для формирования у школьников умения планировать время в период учения.

Первичная проверка понимания нового материала направлена на создание условий для усвоения учащимися новых знаний и способов действий. Используются групповая, индивидуальная формы работы, а также метод «Молекул», при котором учащиеся самостоятельно обмениваются со сверстниками найденной на уроке информацией, двигаясь по маршрутному листу. Данные формы работы способствуют активному вовлечению каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

На этапе первичного закрепления стоит задача выявить границы применимости знания, выполнить задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг. На данном этапе применяется фронтальная и индивидуальная работа. Также на этапе закрепления используется технология продуктивного чтения - работа с текстом (чтение легенды), содержащим информацию для решения проблемной задачи. Игра «Да» или «Нет» применяется для воспроизведения полученных на уроке знаний по теме урока, развивает умение выделять различные признаки объектов, производить группировку ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, развивает умение ориентироваться в пространстве. Деятельность данного этапа урока способствует развитию читательской компетенции школьника и его глобальных компетенций в функциональной грамотности: способности понимать различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими.

Домашнее задание дифференцированное, содержит обязательную для выполнения часть, направленную на повторение и закрепление пройденного материала, а также дополнительное задание (выполняется по желанию), направленное на развитие творческого потенциала учащихся.

Целью этапа подведения итогов занятия, рефлексии является соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Урок может пройти в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождаются ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом, применением интерактивных технологий, что позволит сформировать интерес к изучению исторического материала, воспитать толерантное отношение к представителям других народов.

На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. Применение мультимедийного оборудования в ходе урока позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы, а также помогает при диагностике своих возможностей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!