1. Актуализация знаний | Озвучиваю вопросы вслух, провожу географический диктант «да-нетка» Вопросы: 1. Знаете ли вы, что древним грекам 2,5 тыс. л. н. был известен только юго-запад Евразии и север Африки? (ДА) 2. Верно ли, что финикийцы, открыли проход из Средиземного моря в Атлантику? (ДА) 3.Верно ли, что Британские острова в древности называли «медными»? (Нет, оловянными) 4. Верно ли, что Пифей видел приполярные льды? (ДА) 5. Знаете ли вы, что Геродот первым описал разлив Нила? (ДА) 6. Верно ли, что Эратосфен - основатель географии? (ДА) | Отвечают на вопросы на отдельном листочке словами «да», «нет». Самопроверка и взаимопроверка д/з. |
2. Стадия «вызова» для изучения нового материала | Беседа. - Какой период мировой истории идёт после древнего мира? - Какой период истории мы будем изучать сегодня мы узнаем, разгадав древнее послание Слайд №1 с загадкой Предлагается ответить на вопросы. Создает проблемную ситуацию. Вопросы: 1.Верно ли, что труды античных авторов дошли до нас благодаря арабам? 2. Верно ли, что арабы контролировали морские пути вдоль морей в средние века? 3. Верно ли, что венецианский купец Марко Поло под видом купца проник в Китай и прожил там 24 года? 4. Правильно ли, что русский путешественник Афанасий Никитин «ходил» за три моря? Учитель обобщает ответы учащихся, выясняет, что учащимся неизвестно, что им нужно узнать. Слайд№ 2 Конечно, географы древнего мира совершали настоящие подвиги, отправляясь в путешествия на довольно утлых и несовершенных судах. Но, благодаря их стараниям стала известна только малая часть нашей планеты. Эстафету от учёных древнего мира приняли учёные и путешественники Средневековья. Слайд№ 3. Тема урока вспоминают таблицу, начатую на прошлом уроке, проговаривают структуру таблицы, ее применение на данном уроке. Тема урока: Географические исследования Средневековья. | Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. Слушают вопросы, обсуждают их, отвечают на них (или не отвечают), предполагают, как это может быть) Формулируют тему урока, вспоминают таблицу, начатую на прошлом уроке, проговаривают структуру таблицы, ее применение на данном уроке. Записывают тему урока на рабочие листы. |
3. Этап целеполагания: | Учитель предлагает урок-путешествие в средние века. Слайд№ 4 Отправляясь в поездку куда-либо вы, твёрдо знаете: Зачем вы туда едете →цель Каким образом вы будете туда добираться →средства (учебник, атласы) Что вы хотите увидеть в конце пути →результат. Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Определяют цель урока, выбирают средства достижения цели, результат |
Слайд №8,9 Прочитайте на стр 63 информацию о путешественнике Слайд №10 Слайд №11 Выводы по уроку: (что узнали о путешествиях средневековья?) | 3. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Марко Поло в развитие знаний о Земле. Записывают в тетрадь Сообщение обучающегося об Афанасии Никитине. В ходе знакомства с Афанасием Никитиным, слушают сообщение учащихся, заполняют таблицу по ходу работы. Делают выводы по уроку: Большой вклад в исследования Евразии и Африки внесли арабские путешественники. Купцы Марко Поло и Афанасий Никитин оставили литературные описания своих странствий. |
6 этап: Этап закрепления материала | слайд №12 Слайд №13-обратиться к атласу Слайд №14Для закрепления материала учитель предлагает применение полученных знаний в нестандартной ситуации, работу с контурной картой. Задания произносятся устно. Предлагает учащимся придумать самим условные знаки. 1. На карте изображён маршрут путешествия Марко Поло. Нанесите его на контурную карту. 2. На карте изображён маршрут путешествия Афанасия Никитина. Нанесите его на контурную карту. | Работают на контурной карте. Цветными карандашами обозначают маршруты путешествий указанных в задании путешественников. |
5 Этап: Рефлексия | Слайд № 15 Предлагает вернуться к карточке и ответить на вопросы, на которые затруднились ответить в начале урока. Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Вопрос: с каким настроением мы заканчиваем этот урок, предлагаю выйти и отметить свое настроение соответствующей картинкой с корабликом. | Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Оценивают свою работу на уроке, работают у доски. |