Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1.Организационный момент Цели для учащихся: - включиться в деловой ритм урока. Цели и задачи для учителя: -включить учащихся в деловой ритм урока, привлечь внимание. | Приветствие. Добрый день, я рада вас видеть на нашем уроке. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие атласа, учебника, контурной карты, тетради, письменных принадлежностей). Создает эмоциональный настрой на работу в ходе урока. | | | Подготовка учебных принадлежностей. Умение подготовить рабочее место для занятий | 2 мин. |
2 Актуализация знаний Цель для учащихся: -сформулировать цель и задачи урока. Цели и задачи для учителя: -создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся; -сообщить тему урока; - посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока; -подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес. | Вступительное слово: Ребята! Сегодня мы продолжим исследование материков нашей планеты, и приступим к изучению нового материка. А вот что это за материк мы попробуем с вами выяснить. О каких материках мы уже говорили? Формулирует задание: показать на карте южные материки и изученные материки? | Отвечают на вопросы учителя | Слушают ответы учащихся у доски отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы и подтверждают их фактами. | Формируют умение работы с картой, сравнивают полученный результат с ожидаемым | 2 мин. |
-А теперь, что бы определить название материка мы обратимся к фрагменту фильма (слайд 1) Назовите мне материк, если известно, что этот материк многих рекордов. Здесь находится самая длинная горная цепь, самая высокая вершина западного полушария, самое высокогорное озеро, самая большая низменность, самый обширный массив вечнозеленых лесов, самая полноводная река. Что это за материк? (слайд 2) А какое место Южная Америка занимает по площади? Сравним площадь Южной Америки с другими материками. (4-й по величине | Определяют название материка, отвечают на вопросы учителя Слушают учителя и называют тему урока, обсуждают план работы (слайд 5) | Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы и подтверждают их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций | Определяют возможные источники необходимых сведений, производят, анализируют и оценивают ее достоверность | 2 мин. |
Определение цели урока. ( слайд 4) Скажите, пожалуйста, какие бы вас интересовали вопросы, если бы вы отправились в Южную Америку? Даю вам 2 минуты для того, что бы сформулировали их. Вы готовы, пожалуйста познакомьте нас с возникшими вопросами. (слайды 6-9) | Записывают тему урока Составляют вопросы. Выбираются основные вопросы ( где, что , какие, почему, кто) Главный вопрос: Какой интерес может вызвать Южная Америка при посещении материка???? | Вычитывают все уровни текстовой информации. Выбирают источники необходимой информации | Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, Определяют цель учебной деятельности. Выдвигают версии решения. | 2 мин. |
А как мы можем ответить на эти вопросы? Давайте вспомним, с чего начинается изучение каждого материка? С определения ФГП материка Итак, вам дается 3 минут для выполнения данной работы. | Вспоминают план описания ГП материка -Поиск необходимой информации. Преобразовывают информацию из одного вида в другой. Вычитывают все уровни текстовой информации. Выбирают источники необходимой информации | Высказывают свое мнение. При необходимости отстаивают свою точку зрения | Умение работать в соответствии с планом, определение последовательности действий | 3 мин. |
3. Изучение нового материала Цель для учащихся: -рассмотреть географическое положение Южной Америки; -познакомиться с особенностями рельефа и полезных ископаемых материка; -узнать историю открытия материка. Цели для учителя: - познакомить учащихся с особенностями географического положения, рельефом, полезными ископаемыми Южной Америки ; -развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы; -работа с различными источниками информации - при коллективном выполнении заданий создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности; - наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей. | Задание: Дать характеристику ГП материка по плану описания ( см приложение в конце учебника.стр.283) | Работа с картами атласа по сравнению ГП материков, типовым планом характеристики ГП. Формирование умения сравнивать. Записывают информацию в виде таблицы | Умение работать в команде, организовывать учебное взаимодействие. Дополняют и формулируют выводы. | Использование учебника, карты атласа, выбор способа оформления ответа. | |
Задание:1ученик – определить положение материка по отношению к нулевому меридиану, по отношению к экватору, к тропикам; 2 ученик- определить, какие океаны, моря, омывают материк, заливы, проливы. 3 ученик -найти крайние точки, определить их координаты 1 ученик- определить протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. 2ученик- определить в каких климатических поясах расположен материк, сравнить с Африкой и Австралией (слайды 10-12) Так хорошо, с этой работой мы справились. Но вот у нас есть контурные карты. Как вы думаете, как мы можем их использовать для изучения нашего материка. Давайте совершим воображаемое путешествие вдоль берегов материка. И подпишем, какие географические объекты нам встретились. (слайд 13-21) Организует фронтальную работу по изучению объектов береговой линии Южной Америки | Работа с учебником, картой, работа с атласом, выбирают и преобразовывают информацию Поиск и отбор информации, развитие умения работать с картами Работают с картой. Наносят географические объекты на контурную карту. | Умение работать в команде, распределение ролей, опыт выступления Организуют работу совместно с учителем и одноклассниками. | Совершенствовать навыки оценки выполненной работы. Самопроверка при ответе ученика у доски, за каждый правильный ответ 1 балл (см. приложение 1 ) Умение проводить анализ работы. Корректируют выполнение работы. | 10 мин 5 мин. |
Организует практическую работу: Сравните ГП Южной Америки и Африки. Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения практической работы. | Сравнивают ГП материков, используя записи в тетрадях. Обобщают свои знания. Анализируют карты атласа, и отмечают отличительные признаки Южной Америки от других материков. | В дискуссии уметь высказать свою мысль Принимать позицию другого. | Умение работать в соответствии с планом, определение последовательности действий. Умение слушать, исправлять ошибки самостоятельно | 5 мин. |
Ну, если посмотреть на наши вопросы то мы с вами отвечали на следующие: где, что, как, а вот еще один интересный вопрос кто? Как вы думаете, о чем это я??? Правильно кто исследовал Южную Америку? | | | | |
Организует самостоятельную работу с учебником: изучить историю исследования материка. Заполнить таблицу. Ответить на вопрос: Почему современники называют экспедицию Гумбольдта “вторым открытием Америки?” (слайды 22-31) | Работают с учебником. Осуществляют поиск необходимой информации. Заполняют таблицу. (Приложение 2) | Отвечают на поставленный вопрос. Умение высказать и обосновать свою точку зрения, умение слушать. | Планирование деятельности под руководством учителя Умение демонстрировать полученные знания. | 6 мин. |
4. Рефлексия | Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” – “минус записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку. | Отстаивают свою точку зрения | Осознают конечный результат, выбирают из предложенных и ищут самостоятельно средства достижения цели. Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно. | 3 мин. |
5. Подведение итогов Цели для учащихся: -выполняя тренировочные задания, применить полученные знания о Южной Америки; - правильно решить задания и получить хорошую оценку. Цели и задачи для учителя: -помощь учащимся осмыслить полученные знания; - осуществить первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала; - организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность со сверстниками. | Хорошо. Молодцы. Посчитаем наши баллы. Подведём итоги. (слайд 32) Выставим оценки за урок | Подсчитывают баллы. Обобщают свои знания. Анализируют карты атласа, и отмечают отличительные признаки Южной Америки от других материков. | Оформляют свои мысли в устной форме, приводят аргументы. | Прогнозируют и выдвигают версии. Осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | 3 мин |
6.Домашнее задание | Запишем домашнее задание (слайд33) – Большое спасибо за сотрудничество! | Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы. | | | 2 мин. |