ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Федеративная Республика Бразилия. § 53. |
Предметные образовательные результаты, формируемые через деятельность обучающихся | - формулировать определение понятий: «промышленный треугольник», латифундии, минифундии, латиноамериканская ассоциация; - выявить и объяснять наличие отраслей промышленности и сельского хозяйства; -выявить международную хозяйственную специализацию Бразилии и выделить причины преуспевающей отрасли хозяйства; - показывать на карте территории наличия разных ресурсов, промышленные объекты и объекты национального достояния страны; - анализировать влияние разных географических факторов на пестрый национальный состав, природных ресурсов страны. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Бразилия, Новый Свет, федерация, Бразилиа; минеральные, лесные, водные ресурсы; сельва, численность населения, естественный прирост, возрастная структура, этнический состав, индейцы, бразильцы, расовый состав, религиозный состав, размещение населения, Рио-де-Жанейро, промышленность, «промышленный треугольник», сельское хозяйство, латифундии, минифундии, латиноамериканская ассоциация (ЛАИ). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ОРГМОМЕНТ
1. Этап АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Вспомните:
-Какие субрегионы выделяют в составе Латинской Америки?
-Угадайте гербы каждого из субрегионов Латинской Америки. (Домашнее задание.)
Работа по карточкам. Составление списка ресурсов каждого субрегиона.
Работа с ресурсами платформы internet.ru тренировочный тест: «Страны Латинской Америки»
-Какая страна образует самостоятельный субрегион?
-Какими природными объектами мирового значения знаменит регион?
-Угадайте объекты Всемирного наследия стран Латинской Америки? (Слайды презентации.)
- Соотнесите объект со страной:
1.Калакмуль и Кампече а. Мексика
2. Копан б. Гондурас
3. Мачу-Пикчу в. Перу
4. Игуасу г. Бразилия
-Угадайте страну, в которой ежегодно… (Просмотр. Видеоролик: «Карнавал в Рио-де- Жанейро»)
2. Этап СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.
Деятельность учителя:
- Что, на первый взгляд, бросается в глаза, когда вы просматривали ролик? (Яркие краски, изящество, веселье, природа…)
- Как вы думаете, этого достаточно, чтобы судить об экономическом развитии страны?
Работа со слайдами: - А о чем говорят эти слайды?
Создание для учеников проблемной ситуации:
-
Создание готовности к предстоящей деятельности:
Подумайте:
- Какие проблемы отражают эти изображения?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о ресурсах, их использовании, проблемах по использованию, проблемах в жизни населения…) Сформулируйте цель урока.
- Какой вопрос будет у нас главным на уроке?
Составим план работы.
Ресурсный потенциал страны и его проблемы.
Население страны и его проблемы.
Хозяйство страны и его проблемы.
Вопрос дня:
-Можно ли отнести Бразилию к группе развитых стран?
3 Этап "ОТКРЫТИЕ" НОВОГО ЗНАНИЯ
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учащихся. Опережающее обучение. Историко- географическая справка учащегося о становлении государства, символике, особенностях географического положения.
Деятельность учителя.
-Можно ли отнести Бразилию к группе развитых стран?
- Чтобы его решить, нужно поработать группами.
1 группа заполняет таблицу. Работа с помощью учебника стр. 104 и карт атласа.
Вид ресурса | Чем представлен | Основные районы размещения | Страны, богатые ресурсом | Проблемы, связанные с использованием |
2 группа составляет схему (кластер). Работа с помощью учебника стр. 105 и карт атласа.
Население
Размещение. Проблемы
Тип воспроизводства
Этносы. Расы Религия
3 группа изображает графически, на контурной карте. Отрасли специализации. «Промышленный треугольник». Работа с помощью учебника стр. 107-108 и карт атласа.
Проверка работы групп. Ответ на единый вопрос в каждой группе: Существующие проблемы?
Итоговое задание. Общий продукт. Составление синквейна. Каждая группа предоставляет свои результаты работы для синквейна. Создание индивидуальных синквейнов.
Например,
Бразильцы
Лесные, водные.
Производит, землевладеет, истощается.
Сан- Паулу, Рио- де Жанейро, Белу- Оризонти- экономические лидеры.
Федеративная республика Бразилия- развивающееся ключевое государство.
Вывод. - Что позволяет считать Бразилию ключевой развивающейся страной?
4 этап УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.
Задания формата ЕГЭ.
1.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предложенного списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
Бразилия является наибольшей страной Латинской Америки, как по территории, так и по численности населения. Единственная _____(А) страна во всей Америке. Бразилия — быстроразвивающееся _____(Б) государство. 90 % электроэнергии Бразилия вырабатывает на _____(В).
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Список слов:
1) аграрное
2) атомные электростанции
3) португалоязычная
4) гидроэлектростанции
5) индустриально-аграрное
6) испаноязычная
Бразилия является единственной португалоязычной страной во всей Америке. Это индустриально-аграрное государство, большая часть электроэнергии (90%) в которой
производится на гидроэлектростанциях. Из-за трагических событий на АЭС «Фукусима» в Японии в марте 2011 г. в Бразилии поднялось движение против атомной энергетики. Сейчас Бразилия получает 4 % энергии от мирного атома.
Ответ 354.
2.Найди ошибку.
1) Территория страны имеет выход к двум океанам. 2) Страна является крупнейшей по размерам территории на материке, на котором она расположена. 3) Столица является самым крупным по населению городом страны. 4) Государственным языком в стране является испанский. 5) Большая часть электроэнергии в стране производится на ГЭС.
Пояснение. 1) Территория страны имеет выход к двум океанам — неверно, только к Атлантическому океану. 3) Не верно. Сан- Паулу- самый крупный город в стране. 4) Государственным языком в стране является испанский — неверно, португальский. Ответ: 134.
Игра: «Ассоциации». Используя статистические данные «Приложения» и параграф учебника, назовите показатели, по которым Бразилия является одним из мировых лидеров.
5 Этап РЕФЛЕКСИЯ
Деятельность учителя.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
- Вспомните цель урока. Достигли ли мы ее?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
1. Я знаю, промышленный треугольник Бразилии и могу показать его на карте. 2. Я знаю международную хозяйственную специализацию Бразилии.
3. Я могу объяснить наличие отраслей промышленности и сельского хозяйства Бразилии и выделить причины преуспевающей отрасли хозяйства.
4. Я умею анализировать влияние разных географических факторов на пестрый национальный состав, наличия отраслей хозяйства в стране.
5. Я знаю, где находятся, и могу показать на карте территории наличия разных ресурсов, промышленные объекты и объекты национального достояния страны.
6 ЭТАП Домашнее задание: §53. От теории к практике. Исследовательская работа. Изучение основных направлений взаимодействия Бразилии и России в рамках БРИКС.